ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ РЕЧИ.ppt
- Количество слайдов: 40
ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ РЕЧИ
ДЫХАНИЕ • Основным материалом, создающим звуковую энергию в гортани, является воздух. При голосообразовании воздух доставляется легкими во время фазы выдоха и, поступая восходящей струей через бронхи и трахею в гортань, он в ней озвучивается.
• Жизненная емкость легких составляет примерно 3500 куб. см. воздуха, остаточный объем составляет примерно 1200 куб. см. • В положении сидя емкость легких увеличивается на 5% по сравнению с таковой в положении лежа, а в положении стоя она увеличивается на 3, 7%.
• ЖЕЛ зависит от пола, возраста, физического развития. • Дыхание регулируется дыхательным центром, находящимся в продолговатом мозге. • Главным раздражителем дыхательного центра является содержание СО 2 в крови.
• Дыхательный цикл: вдох – выдох – пауза ( 1: 1: 2) • Периодичность: 16 18 раз в минуту. • При фонации фаза выдоха удлиняется. • Фонационное дыхание относится к группе затрудненного дыхания
Типы дыхания По способу расширения грудной полости свободное дыхание подразделяют на: 1) реберное 2) брюшное 3) смешанное
• Реберное дыхание бывает трех разновидностей: ключичное, верхнереберное, нижнереберное. Две первые разновидности – ключичное и верхнереберное относятся к нерациональным способам дыхания. При них расширение грудной клетки ограничено и количество воздуха по данным спирометрии составляет 2000 – 2300 куб. см.
• Более рациональным является нижнереберное дыхание, при котором количество воздуха составляет 2000 – 2700 куб. см. Доставка воздуха при этом виде дыхания удовлетворительна для пения, но дыхательные движения все же довольно ограничены вследствие ригидности реберных стенок.
• При брюшном дыхании развиваемая мышечная сила намного меньше и дыхательный объем не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхательные движения более пластичны. • Гораздо более рациональным является сочетание брюшного и нижнереберного типов дыхания, так называемое реберно брюшное (костоабдоминальное) дыхание, называемое еще неправильно диафрагмальным.
• Костоабдоминальное дыхание, кроме экономии мышечной силы, обеспечивает большой объем воздуха (3000 – 5000 куб. см) и большую пластичность дыхательных движений. Реберно брюшное дыхание принято считать наиболее адекватным для фонации, особенно при пении и сценической речи.
• Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии. Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин — брюшной; у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания; у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой, — грудной тип.
• У детей обычно бывает смешанный тип дыхания, т. е. средний между брюшным и грудным. Глубокое, или полное, дыхание сочетает в себе все три типа дыхания. • Не существует строгого разделения типов дыхания. Имеется бесчисленное множество индивидуальных видов разных способов дыхания, переходящих друг в друга.
Механизм голосообразования • При обычном дыхании голосо вая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина — кпереди (к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель.
• При фонации истинные голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны.
• Под действием мышц, суживающих голосовую щель, складки возвращаются в исходное положение, под действием продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи они снова раздвигаются в стороны, и т. д. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок.
Механизм шепота • Смыкание голосовых складок происходит без участия поперечной черпаловидной мышцы. Голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается в виде шепота.
Механизм фальцета • Голосовые складки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т. е. вверх и вниз. При фальцетном звуке голосовые складки смыкаются не полностью и между ними остается веретенообразная щель.
Механизмы голосообразования
Сила и высота голоса • Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. • Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых складок.
Тембр голоса • Частота колебаний голосовых складок обусловливает высоту основного тона. Наряду с основным тоном в гортани образуются и добавочные тоны, или обертоны, количество и сила звучания которых зависят от особенностей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). • Определенное сочетание обертонов и обусловливает индивидуальную «окраску» голоса, или тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу.
Диапазон голоса • Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. • Для обычной разговорной речи достаточно 4— 6 тонов.
Диапазон голоса • Диапазоны голоса, т. е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны. Например, Бас – 80 340 Гц, Тенор 128 – 512 Гц, Сопрано 256 – 1024 Гц.
Диапазон голоса • С возрастом диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаков у мальчиков и девочек), охватывая примерно следующие границы: От 8 до 10 лет 320 512 Гц, от 10 до 12 лет 290 580 Гц , от 12 до 14 лет 256 680 Гц. • Как у мальчиков, так и у девочек встречаются более высокие голоса (дискант) и более низкие (альт).
Режимы работы гортани ШУМОВОЙ ГРУДНОЙ ФАЛЬЦЕТНЫЙ СВИСТКОВЫЙ
• Шумовой, т. е. нефиксированный по высоте тона звук низкого тембра – штро бас. Этот звук производится краями голосовых складок при полном их расслаблении.
• Грудной режим работы гортани, на слух воспринимается как насыщенный низкими обертонами. В грудном регистре голосовые складки работают наиболее интенсивно, наиболее плотно смыкаются. На голосовые мышцы дается наибольшая нагрузка, на нервную систему – также. Грудной регистр наиболее индивидуален, в нем наиболее выражены половые и возрастные различия.
• Фальцетный режим работы гортани – в профессиональном академическом пении в него входит мужской фальцет, детский фальцет и все варианты микста на основе фальцета. В фальцетном режиме голосовые складки расслаблены, включены в работу лишь частично, краями, между ними остается пространство, через которое постоянно вытекает воздух.
• Свистковый регистр отмечается обычно у детей первых лет жизни в экстремальных ситуациях, служит для выражения крайнегоэмоционального напряжения.
АТАКА ЗВУКА • ТВЕРДАЯ • МЯГКАЯ • ПРИДЫХАТЕЛЬНАЯ
• При твердой атаке голосовые складки плотно смыкаются до звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается в замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание. Для твердой атаки характерно наличие в самом начале звучания ясно слышимого призвука. Примером твердой атаки может служить произнесение междометий, обозначающих досаду, недовольство возмущение.
• При мягкой атаке момент соприкосновения голосовых складок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после соприкосновения складки начинают вибрировать.
• Во время придыхательной атаки выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых складок причем слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые складки смыкаются и начинают вибрировать.
Мутация С наступлением периода полового созревания у мальчиков голос резко изменяется и в сравнительно короткий срок (около 1, 5 года) превращается из детского в голос мужчины. Этот процесс связан с быстрым ростом гортани и носит название мутации, или перелома голоса.
• Время наступления мутации колеблется в значительных пределах. В южных странах она начинается обычно раньше (в 10— 12 лет), в северных — позже (14— 15 лет). У девочек мутация наступает примерно на год раньше, чем у мальчиков.
• Изменение голоса сказывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают появляться низкие грудные звуки. За время перелома голос у мальчиков понижается на целую октаву и даже больше, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины — тенор, баритон или бас.
• При осмотре гортани истинные голосовые складки представляются в это время покрасневшими, утолщенными. К концу периода мутации все эти изменения исчезают и устанавливается нормальный мужской голос.
• При недоразвитии половых желез, а также при их искусственном удалении (кастрации) мутация не наступает, и голос сохраняет детский тембр на всю жизнь (голос евнухов).
• У девочек так же, как и у мальчиков, в период смены голоса обнаруживается покраснение голосовых складок, но тембр голоса не претерпевает таких резких изменений.
• Переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего лишь на два тона. Период мутации протекает у девочек более гладко, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции.
• Иногда наблюдается так называемая патологическая мутация, в виде преждевременной (в возрасте 10— 11 лет) или поздней (в возрасте 19— 20 лет) мутации. Такие отклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях. В ряде случаев мутация, начавшись своевременно, тянется ненормально долго, годами; в этих случаях говорят о затянувшейся мутации.