Скачать презентацию ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКА Звук в физическом смысле — Скачать презентацию ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКА Звук в физическом смысле —

Урок 2 Свойства звука.pptx

  • Количество слайдов: 15

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКА Звук в физическом смысле - упругие волны, распространяющиеся в среде и ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКА Звук в физическом смысле - упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. Музыкант(включая и вас) воспринимает звук иначе. Для музыканта звук – это ощущение, имеющее определенные музыкальные характеристики, такие как: · высота, · длительность, · тембр, · сила, · ладовая принадлежность

ВЫСОТА колебания упругого тела создают звуковые волны, распространяющиеся в окружающей среде: ВЫСОТА колебания упругого тела создают звуковые волны, распространяющиеся в окружающей среде:

 Важная характеристика звука – количество колебаний в единица времени (секунду). Чем больше количество Важная характеристика звука – количество колебаний в единица времени (секунду). Чем больше количество колебаний в единица времени, тем выше воспринимается человеком звук. данный звук будет воспринят музыкантом на октаву выше от предыдущего

Пример, на гитарной струне, сначала на открытой, а потом зажатой по середине. Чем короче Пример, на гитарной струне, сначала на открытой, а потом зажатой по середине. Чем короче струна, тем выше частота ее колебаний при одинаковой силе натяжения. Это в полной мере касается и человеческих связок. Сомкнутые связки – тоже упругое тело, способное под давлением воздуха из легких колебаться, издавая звук определенной высоты. У более низких голосов(альтов, басов) связки более длинные и более толстые, а высоких (сопрано, тенор) связки более короткие и более тонкие. Вывод: высота звука напрямую зависит от частоты колебаний.

 Частотный диапазон фортепиано, простирается от звука Частотный диапазон фортепиано, простирается от звука "ля" субконтроктавы (частота 27, 5 Гц [это на границе слышимости!] до звука "до" пятой октавы (частота 4 186 Гц). Этот диапазона частот применяется в музыке.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – ВРЕМЯ ЗВУЧАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВРЕМЯ КОЛЕБАНИЯ УПРУГОГО ТЕЛА С ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – ВРЕМЯ ЗВУЧАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВРЕМЯ КОЛЕБАНИЯ УПРУГОГО ТЕЛА С ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЧАСТОТОЙ. Длительность звука связана у человека с восприятием частоты. Необходимо некоторое минимальное количество колебаний в секунду для того, чтобы человек мог судить о высоте звука. Исследования показали, что минимальная длительность звука, необходимая для определения его высоты, зависит от его частоты. Для G 1, (контроктавы) требуется 0, 080 сек. » g (малой октавы) , 0, 035 сек. » h 2 (второй октавы) , 0, 015 сек. » h 3 (третьей октавы) , 0, 013 сек. » h 4 (пятой октавы) , 0, 018 сек. » es 6 (шестой октавы) , 0, 030 сек.

СИЛА ЗВУКА(ГРОМКОСТЬ) Громкость звука напрямую зависит от амплитуды колебаний. СИЛА ЗВУКА(ГРОМКОСТЬ) Громкость звука напрямую зависит от амплитуды колебаний.

ТЕМБР — КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ (ОБЕРТОНОВАЯ) ОКРАСКА ЗВУКА; ОДНА ИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА Важная характеристика ТЕМБР — КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ (ОБЕРТОНОВАЯ) ОКРАСКА ЗВУКА; ОДНА ИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА Важная характеристика звука – форма звуковой волны. Различные формы создаются колебанием всего упругого тела, и его частей.

ОБЕРТО НЫ (НЕМ. OBERTON — «ВЕРХНИЙ ТОН» ) в акустике — призвуки, входящие в ОБЕРТО НЫ (НЕМ. OBERTON — «ВЕРХНИЙ ТОН» ) в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д. ): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей. Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками); в реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона — такие обертоны называются негармоническими.

С ПОМОЩЬЮ ТЕМБРА (ОКРАСКА ЗВУКА) МЫ РАЗЛИЧАЕМ ЗВУЧАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ЭТО ОБУСЛАВЛИВАЕТСЯ НАЛИЧИЕМ РАЗЛИЧНЫХ С ПОМОЩЬЮ ТЕМБРА (ОКРАСКА ЗВУКА) МЫ РАЗЛИЧАЕМ ЗВУЧАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ЭТО ОБУСЛАВЛИВАЕТСЯ НАЛИЧИЕМ РАЗЛИЧНЫХ СОСТАВОВ ОБЕРТОНОВ

 Тембр звука обеспечивают в основном неконструктивные обертоны. Роль тембра в музыке сложно переоценить. Тембр звука обеспечивают в основном неконструктивные обертоны. Роль тембра в музыке сложно переоценить. Человечество изобрело огромное количество разнообразнейших инструментов, все они отличаются по тембру, а строй у многих современных инструментов одинаковый(12 темперированный). Тембр звука зависит от высоты – чем выше звук тем выше его неконструктивные обертоны. Они переходят грань слышимости человека, и звук для нас «высветляется» , становиться более прозрачным. Вокальный звук так же обладает тембром. Чем более плотное смыкание связок, тем гуще тембр. Плотное смыкание увеличивает рабочую поверхность связок. При правильном звукоизвлечении, вокальный звук приобретает особый, красивый звон: если отделить этот звон от основного тона(конструктивных обертонов) то мы услышим очень красивый, серебристый звук. Лишенный этого серебристого призвука голос становиться бледным и невыразительным.

РЕЗОНАНС Резонанс – физическое явление, которое возникает при колебаниях любого происхождения, когда сопротивление колебаниям РЕЗОНАНС Резонанс – физическое явление, которое возникает при колебаниях любого происхождения, когда сопротивление колебаниям становиться минимальным, а их амплитуда максимальной.

 Резона нс (фр. resonance, от лат. resono — откликаюсь) — явление резкого возрастания Резона нс (фр. resonance, от лат. resono — откликаюсь) — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы Резонанс - явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы. Положительная сторона резонанса – усиление звука колеблющегося тела. При помощи явления резонанса можно выделить и/или усилить даже весьма слабые колебания. Для получения резонанса необходимы два компонента: источник звука и резонатор.

ПРИМЕНЕНИЕ Акустический резонатор – это приспособление, способное откликаться на некоторый диапазон частот источника(часто струны), ПРИМЕНЕНИЕ Акустический резонатор – это приспособление, способное откликаться на некоторый диапазон частот источника(часто струны), создавая явление резонанса.

ОСОБЕННОСТИ Резонанс — один из важнейших физических процессов, используемых при проектировании звуковых устройств, большинство ОСОБЕННОСТИ Резонанс — один из важнейших физических процессов, используемых при проектировании звуковых устройств, большинство из которых содержат резонаторы, например, струны и корпус скрипки(и у гитары), трубка у флейты, мембрана у барабанов, дека у фортепиано. В вокальной практике так же используются резонаторы – естественные полости в легких и голове. В данном случае источником звука служат связки. Резонанс голосового аппарата человека зависит от положения гортани, смыкания связок, длины и толщины связок, положения губ, языка, рупора. Пример: если из резонатора скрипки убрать верхнюю и нижнюю деку, то звук будет почти не слышен. Еще пример: соло гитара, и вообще электрогитары без резонаторов. Звук отключенных электроинструментов еле слышен даже вблизи. Человеческий голос, лишённый поддержки резонаторов(по разным причинам, например от неумения их использовать) звучит тускло и невыразительно.