Мастер-класс 24022014.pptx
- Количество слайдов: 32
Финансирование кино Moscow Film School 24. 02. 2014
Что сегодня будет • Определимся с целями участников мастеркласса • Поговорим о базовых принципах работы индустрии • Попробуем залезть в голову типичного инвестора • Разберем несколько важнейших шагов и документов на пути к финансированию фильма • Q&A без ограничений
Смотрите, кто пришёл! Важный момент для понимания любой сферы деятельности – определение стейкхолдеров. Для кино в России это: - Продюсеры; Режиссеры; Сценаристы; Дистрибьюторы; Инвесторы; Чиновники; Люди других творческих и технических профессий. У всех этих позиций разные цели. А вы – кто? И кстати, кого не хватает в этом перечне?
Базовые принципы работы индустрии* * данные 2012 года
Что в голове у инвестора: у него там вопросы Почти наверняка вы окажетесь в ситуации, когда вам нужно будет кого-то убедить доверить вам большие деньги. При вполне реальной возможности потерять их целиком. Чтобы сделать это, нужно приготовиться к неудобным вопросам.
Вопрос № 1 ПОЧЕМУ, СОБСТВЕННО, КИНО? Не забывайте, инвесторов волнуют только три вещи: риск, доходность и сроки. Индустрия кино для них – точно такой же вариант, как и любой другой актив.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ (ДО СИХ ПОР) ВКЛАДЫВАЮТ ДЕНЬГИ В КИНО • Динамика показателей индустрии кино не зависит от динамики экономики в целом • Производство и потребление кино в различных регионах мира неоднородно, существуют локальные инициативы поддержки производства, следовательно, есть возможность для арбитража; • Стоимость каналов дистрибуции снижается; объемы цифровой дистрибуции удвоятся с 2012 по 2016 год; (*) • Распространение кинотеатров и интернета подолжается по всему миру, следовательно, у будущих фильмов будет больше зрителей; • Высокий риск означает высокую доходность некоторых проектов; всё дело в отборе и диверсификации; • Внимание СМИ и широкой публики к отдельным фильмам, персоналиям и индустрии непропорционально велико относительно объемов индустрии в деньгах. * Price. Water. House. Coopers Global Enterntainment and Media Outlook, 2012 -2016.
Кино не растёт в кризисы, но кризисы ему безразличны США, рост ВВП и рост продаж билетов, 1981 -2010, Цены 2005 г. Источник: statistical Abstracts of the United States, Boxofficemojo. com Великобритания, рост ВВП и рост продаж билетов, 1981 -2010 Отличный пример отсутствия корреляции между двумя величинами!
И в России то же самое Рост ВВП и рост продаж билетов, Российская Федерация 2003 -2011, Цены 2008 г. 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 -10% -20% GDP growth #tickets growth Источние: Romir movie research, State Statistics Agency Всё-таки киноиндустрия – это защитный актив в трудные времена. 2011
Российская индустрия кино в целом – неплохой актив 3. 5 3 2. 5 2 1. 5 1 7/14/2012 5/14/2012 World FOB oil price 3/14/2012 11/14/2011 9/14/2011 7/14/2011 5/14/2011 3/14/2011 # tctkts sold, 30 MAVG 1/14/2011 11/14/2010 9/14/2010 7/14/2010 5/14/2010 3/14/2010 11/14/2009 Russian box office, 30 MAVG 9/14/2009 7/14/2009 5/14/2009 3/14/2009 11/14/2008 9/14/2008 7/14/2008 5/14/2008 RTS index 3/14/2008 11/14/2007 9/14/2007 7/14/2007 5/14/2007 3/14/2007 0 1/14/2007 0. 5 *Источник: www. kinometro. ru, U. S. Energy Information Administration, www. rts. ru За пять лет индустрия кино в России выросла намного сильнее, чем рынок акций (и в реальном, и в номинальном выражении). К тому же, в отличие от нефти она не подвержена резким спадам в периоды кризисов.
0 SAP 500 NASDAQ 100 US BOX OFFICE, 30 MAVG World oil proce FOB *Источник: www. boxofficemojo. com, U. S. Energy Information Administration, http: //www. forexpros. com, В США рынок кино более насыщенный, поэтому инвестиции в кино являются скорее защитным, чем высокодоходным активом. 7/14/2012 5/14/2012 3/14/2012 11/14/2011 9/14/2011 7/14/2011 5/14/2011 3/14/2011 11/14/2010 9/14/2010 7/14/2010 5/14/2010 3/14/2010 11/14/2009 9/14/2009 7/14/2009 5/14/2009 3/14/2009 11/14/2008 9/14/2008 7/14/2008 5/14/2008 3/14/2008 11/14/2007 9/14/2007 7/14/2007 5/14/2007 3/14/2007 1/14/2007 Да и американская – тоже 3 2. 5 2 1. 5 1 0. 5
Вопрос № 2 ПОЧЕМУ В РОССИИ? Любой серьезный инвестор имеет возможность вложения средств по всему миру, как и соответствующий опыт. Ему необходимо объяснить, чем данный регион лучше других.
Российская экономика МАКРОЭКОНОМИКА • РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД $ 60 МЛРД* • ДОСТАТОЧНО ВЫСОКАЯ ЦЕНА НА НЕФТЬБ НЕПЛОХОЙ ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ*** • НЕ СЛИШКОМ ВЫСОКАЯ ИНФЛЯЦИЯ С ПРОГНОЗОМ 6% В ГОД НА 2012 -2016 (PWC) • МАСШТАБНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КИНО СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ • ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО ПО РОСТУ РАСХОДОВ НА МЕДИА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ СРЕДИ 15 КРУПЕЙШИХ РЫНКОВ – ПОЗАДИ КИТАЯ, ИНДИИ И БРАЗИЛИИ (PWC) • РОСТ РАСПОЛАГАЕМЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 3% В ГОД В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ 4 ЛЕТ**** ПОЛИТИКА • ЧЛЕНСТВО В ВТО С 2012 ГОДА • ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ • ОБЩЕСТВЕННОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ВЛАСТЬ, БУДУЩИЕ РЕФОРМЫ НАЛОГОВЫЕ ФАКТОРЫ • НИЗКАЯ СТАВКА НДФЛ 13% • ХОРОШО ОТРАБОТАННЫЕ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОФШОРОВ * http: //www. minfin. ru/ru/reservefund/statistics/volume/index. php? id 4=5796 **http: //data. worldbank. org/indicator/NY. GDP. MKTP. KD. ZG *** http: //inflationdata. com/inflation/Inflation_Rate/Historical_Oil_Prices_Table. asp **** http: //www. gks. ru/free_doc/new_site/population/urov_12 kv. htm
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ КИНО В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ В РОССИИ 3228 КИНОЗАЛОВ, БОЛЬШИНСТВО ИЗ КОТОРЫХ ЦИФРОВЫЕ. 3000 2500 2000 2726 2424 ПРИ СБОРАХ КИНОПРОКАТА В $1, 373 МЛРД В 2013 ГОДУ, РОССИЯ ЗАНИМАЕТ ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО В ЕВРОПЕ И СЕДЬМОЕ В МИРЕ. ПОСЕЩАЕМОСТЬ КИНОТЕАТРОВ ТАКЖЕ РАСТЕТ. 1800 2124 1254 1896 1564 1600 115 1200 1500 1776 1810 1000 800 1534 600 500 30 0 2007 348 86 2008 Digital Screens 2009 944 2010 Non-digital Screens 1472 2011 All screens 65 74 0 1198 1034 87 85 811 777 610 41 400 200 170 146 1400 1480 169 101 172 242 316 412 160 140 120 100 80 60 40 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 BO, $ mln # of tckts sold, mln ИСТОЧНИК: http: //www. kinobusiness. com/content/view/6333/88889088/ ИСТОЧНИК: Romir Movie Recearch, Central Bank of Russia НО ЧИСЛО КИНОЭКРАНОВ НА 100, 000 ЧЕЛОВЕК В РОССИИ ½ ОТ СРЕДРЕЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ И 1/3 ОТ УРОВНЯ США. СРЕДНЯЯ ЦЕНА БИЛЕТА $7, 03 В 2011 ГОДУ, В США $7, 93, В ВЕЛИКОБРИТАНИИ $9, 70. ИСТОЧНИК: http: //www. cinemauk. org. uk, http: //www. natoonline. org
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ КИНО: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА • КИНОТЕАТРЫ НЕ ПЛАТЯТ НДС. ЦИФРОВАЯ ДИСТРИБУЦИЯ ДЕШЕВЛЕ ПЛЕНОЧНОЙ, ЭКОНОМИКА ИНДУСТРИИ КИНОПОКАЗА ВЫГЛЯДИТ ХОРОШО. • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КИНОПРОИЗВОДСТВА БОЛЕЕ ЧЕМ УДВОИЛАСЬ С 2009 ГОДА ОСНОВНЫМИ АГЕНТАМИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ЯВЛЯЮТСЯ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ФОНД КИНО. • ФОНД КИНО УЧРЕЖДЕН В 2010 ГОДУ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ. • В 2013 ГОДУ ФОНД КИНО ПОДДЕРЖАЛ 66 КИНОПРОЕКТОВ НА ОБЩУЮ СУММУ 3, 2 МЛРД РУБЛЕЙ, В Т. Ч. : 2 МЛРД РУБЛЕЙ – ПРОЕКТЫ ЛИДЕРОВ, 1 МЛРД РУБЛЕЙ – НА ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ. * в 2006 -2010, фильм компании-лидера в среднем собирал в 5, 3 раза больше в прокате, чем фильмы не-лидеров. Источник: фонд кино. .
Вопрос № 3 ПОЧЕМУ В ЭТОТ ПРОЕКТ (В ЭТИ ПРОЕКТЫ)? Инвестору необходимо дать инструментарий для оценки и сравнения кинопроектов помимо суждений вкуса. При этом не забывайте, что инвесторы, как и вообще все люди, знают о кино абсолютно всё.
Самое главное Занимайтесь только теми проектами, в которых вы сами не видите серьезных изъянов. В противном случае, рано или поздно вас выведут на чистую воду. Хуже всего, если это сделают зрители в кинотеатрах. НЕ ДУМАЙТЕ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ. ДУМАЙТЕ О ТОМ, ЧЕГО ЕЩЁ НЕТ.
КАК НАЙТИ «ТОТ САМЫЙ ПРОЕКТ» Только методом проб и ошибок. Если угодно, это «стратегия безнадежных попыток» . 1. Полнометражные фильмы остаются самым рисковым видом медиабизнеса. Все понимают тренды, но рецептов из них не появляется. Каждый успех порождает массу клонов, которые не достигают успеха. 2. Индустрия США позволяет гарантировать как минимум среднее качества продукта, и поэтому все провалы связывают в с маркетингом. Это неактуально для российского рынка, где продукт по-прежнему легко может быть плохим. Зритель устал от плохих фильмов, что создает как проблемы продвижения (нужно сломать негатив), так и дополнительный потенциал (хороший фильм продвигает сам себя). 3. Все критикуют дистрибуцию за недостаточные усилия по доставке фильмов до потребителя. При этом логика бизнеса кинопоказа (выбирать самые понятные продукты для работы в условиях острой нехватки площадок) игнорируется, и это усиливается непониманием продюсерами свойств разных каналов продвижения. Для российского рынка это означает острую необходимость плотной работы с прокатом и кинотеатрами и достижения партнерства с ними. Конкуренция с западными фильмами сильна как никогда. 4. Разрабатывайте несколько проектов одновременно. Обязательно прислушивайтесь к любой критике, исходящей от профессионалов. Без жалости откладывайте идеи, которые находятся в тупике, и продвигайте те, к которым есть интерес.
БЕРЕГИТЕ ВРЕМЯ ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ПРОВАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ, НУЖНО СТОЛЬКО ЖЕ ВРЕМЕНИ, ДЕНЕГ И СИЛ, КАК И ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ УСПЕШНЫЙ. «ФИЛЬМ-СОБЫТИЕ» КАК СВЯТОЙ ГРААЛЬ ИНДУСТРИИ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? q Это качественный продукт , то есть фильм с универсальной темой, наличием оригинальных, провоцирующих зрителя элементов (кастинг, твист в сюжете, визуальный ход), и снятый с соблюдением баланса между продюсерским и режиссерским подходом q Уникальный маркетинг, то есть точность и актуальность сообщений для каждой из аудиторий, и попадание в ключевые точки, создающие вокруг фильма «шум» задолго до выхода (повышают рейтинг ожидания). Необходимо помнить золотое правило Голливуда – «Любой повод быть замеченным хорош» ( «There’s no such thing as BAD publicity» ).
БЕРЕГИТЕ ВРЕМЯ-2 ЛУЧШЕ ВСЕГО ДЕЛАТЬ ПРОЕКТЫ, ИМЕЮЩИЕ ПОТЕНЦИАЛ ФРАНШИЗЫ. КАКИЕ ЗДЕСЬ ЕСТЬ ВАРИАНТЫ: q Потенциал для «серийности» в идее и в сценарии. q Кросс-промо и мерчендайзинг (превращение отдельных элементов фильма в долгоживущие коммерческие проекты). q Объединение с другими кино-проектами. q Создание платформы для франшиз на базе литературы (фантастика, детская литература, документальные расследования), которая включила бы кино, игры, мерчендайзинг.
БЕРЕГИТЕ ВРЕМЯ-3 ХОРОШО БЫ ДЕЛАТЬ ПРОЕКТЫ, ДЛЯ КОТОРЫХ НАЙДЕТСЯ ЗРИТЕЛЬ НЕ ТОЛЬКО В РОССИИ. ВНИМАНИЕ, ЭТО НЕИЗВЕДННАЯ ТЕРРИТОРИЯ. СТРАНА ЕЩЕ ЖДЕТ СВОЕГО ГЕРОЯ. ЧТО ТУТ МОЖЕТ ПОМОЧЬ: q q q Проект-прецедент, создающий интерес и доверие иностранных прокатчиков к компании (выигранные фестивали, самостоятельное продвижение на отдельные рынки и фиксация позитивного «сарафана» ). Это может быть отдельный проект, потенциал которого на национальном рынке менее важен, нежели резонанс на международном. Внедрение в проекты международных элементов на этапе девелопмента (тема, кастинг, локейшены). Анализ опыта других стран, прорвавшихся на международный рынок (Бразилия, Южная Корея, Франция). Активное участие во всех киномероприятиях, поиск партнеров для ко-подакшена и совместного продвижения фильмов. Участие во всех сценарных конкурсах и конкурсах проектов. Обучение «международным» стандартам девелопмента и производства фильмов (через подключение к реальным проектам лидеров индустрии). В будущем – переход на англоязычное производство и возможность снимать кино в любой точке света!
0 -15 ы1 бор m) с об с ьм- ил йф е( ыти ски Рус 3 m 1 m 0. 5 m языке ие нглийском ) = освоен ильм на а в по миру тный ф одажа пра алобюдже М + пр оссии 5 m изводства дного про (сборы в Р еждунаро им технологи Исп соз ользо в дан ия ание о фи льм пыта м ас реа еждун льн а ым родн про ого п кат ным роизв пот одст енц ва д иал л ом я ВОЗМОЖНЫЕ ТИПЫ ПРОЕКТОВ щего я и едую а сл величен ств звод ность у ои е пр озмож (в манд й ко обытия одо мол льма-с дача фи ) Пере йского ильмов и ф росс таких а числ й российской фильм с молодо профессионалов кробюджетный Ми нием западных ой с подключе команд (сборы 2 m) 2014 2015
КАК ГОТОВИТЬ И ОТБИРАТЬ ПРОЕКТЫ ВХОДЯЩИЙ ПРОЕКТ/ИДЕЯ Этап 0. Запрос или создание стандартизованных материалов о проекте Этап 1. Фильтрация Этап 2. Моделирование Этап 3. Согласование условий О Т С Е В
Этап 0. Обязательные материалы о проекте • Идея/заявка/развернутый синопсис/сценарий • Команда проекта • Презентация с указанием базовых параметров фильма • Финансовая модель • Предлагаемая схема привлечения инвестиций ВНИМАНИЕ: АККУРАТНОСТЬ, НИ ОДНОЙ ОШИБКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, НИ ОДНОЙ ОШИБКИ В РАСЧЕТАХ, НЕМНОГО КРАСОТЫ В ОФОРМЛЕНИИ.
Этап 1. Фильтрация Отсев проектов по граничным условиям: • • • Бюджет ($1 -4 млн. для локальных проектов, $1 -15 млн. для международных); Успешность фильмов-аналогов в прокате (локальном или международном); Позиционирование, включающее молодежную аудиторию; Наличие успешного опыта команды; Жанр (комедия, в т. ч. романтическая, экшн, фантастика или фэнтези). Юридическая чистота прав.
Этап 2. Моделирование 1. Постройте простую модель в Excel, которая бы учитывала все источники дохода и все расходы по фильму. 2. Источники дохода вводите на основании фильмов-аналогов (референсы). 3. Обратитесь за независимой оценкой потенциала проекта, например, в фонд «Маяк» (Анна Шалашина, shalashina@trikita. com). 4. Не расстраивайтесь.
Этап 3. Согласование условий 1. Узнайте граничные условия участия в проектах, которые используют ваши инвесторы, и строго ориентируйтесь на них. Опять же, берегите своё и чужое время. 2. Обратитесь к профессиональным юристам, например в бюро «Морозов, Грачев и партнеры» – Ольга Грачева, olga. gracheva@mgap. ru. Они помогут подтвердить чистоту прав и предложат схему привлечения инвестиций. 3. Внимательно читайте вместе с юристами все договоры по привлечению инвестиций или предлагайте свои формы (разработанные профессионалами). .
Вопрос № 4 Хороший проект, но почему нужно доверить деньги именно тебе?
Убедительные ответы • Образование в этой области (что характерно, чисто финансовое образование тоже помогает); • Опыт реализации успешных кинопроектов (или хотя бы вообще – любых успешных проектов); • Сильная команда, завязанная личными отношениями ( «если не мне, то режиссер снимать не будет» ); • Связи в индустрии, возможность навести справки, публичный профиль и следы в интернете; • Готовность принять лично на себя финансовые риски. Я не могу советовать это делать, но это серьезный аргумент.
ГЛАВНЫЙ АКТИВ • В индустрии кино нет ничего важнее, чем репутация. Репутация равна социальному капиталу и имеет совершенно конкретное денежное выражение – это та сумма денег, которую могут вам доверить при возможности потерять 100%. • Построение репутации и поиск (создание) новых оригинальных проектов – две главные задачи.
Куда нести проекты? Как и в любом бизнесе, финансирование проекта обычно собирается из кусочков: 1. 2. 3. 4. Собственные средства (хотя бы на девелопмент, или девелопмент своими силами) FFF (Friends, family and fools) Частные непрофильные инвесторы Профильные инвесторы (прежде всего, кинокомпаниилидеры). Не забываем о государственном финансировании. Самое важное, что необходимо понимать – на рынке катастрофическая нехватка свежих идей, талантливых людей и новых проектов.
Что теперь делать? • Попробуйте найти проект, удовлетворяющий всем перечисленным требованиям, оформить его соответствующим образом и отправить материалы на trynkin@gmail. com. • Спасибо за внимание!