Презентация Античные философы 1.ppt
- Количество слайдов: 30
Философы милетской школы 7 – 6 вв. до н. э. Фалес Милетский – древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки. «Надо жить по законам справедливости, а справедливость в том, чтобы не совершать самому того, в чем человек порицает других» Фалес
n n Уже при жизни его называли отцом философии. Он полагал, что первоосновой является вода. Доказательства: Земля плавает на воде, окружена водой и сама произошла из воды. Вода может переходить в разные состояния. Испаряясь – в газ, замерзая – в твердь. Все окружающее – переходные состояния воды. Душа тоже особое состояние воды. Душа придает телам движение. У человека (и животных) психические состояния (т. е. состояния души) зависят от физического здоровья. Если тело здоровое, то это ведет к лучшим душевным способностям и дарованиям (современное – «в здоровом теле, здоровый дух» ).
Анаксимандр Милетский (610 – 547 гг. до н. э. ). Ученик Фалеса. Автор первого греческого научного сочинения написанного прозой «О природе» . Ввёл термин «закон» , применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи ( «из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению» ). n
n n Первооснова – «апейрон» . Это неопределенное состояние материи, которая, развиваясь, порождает все многообразие мира. Душа – одно из состояний апейрона. Анаксимандр впервые высказал мысль, что все живое произошло из неживого.
Анаксимен (585— 525 до н. э. ) — ионийский натурфилософ. Считал материальным началом воздух (апейрон), из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни. «Подобно тому, как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю» . Душа связывалась Анаксименом с дыханием. (Эта идея была широко распространена и в дальнейшем, вплоть до 18 века – учение о «пневме» ).
Гераклит Эфесский (544— 483 гг. до н. э Единственное его сочинение, от которого сохранились только несколько десятков фрагментов книга «О природе» . Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.
n n Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» . Однако точный перевод с греческого означает: «Все течет и движется, и ничего не пребывает» . «Многознайство уму не учит» «В одну реку нельзя войти дважды» Первоосновой всего он считал огонь в его вечном движении. «Мир есть единый из всего, ни создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся, мерами угасающимся» .
n n Огонь, развивается по закону (логосу), создающему все сущее из противоположного движения. Все возникает и исчезает через борьбу. «Война – есть отец всего» . Огонь, развивается по закону (логосу), создающему все сущее из противоположного движения. Душа – особое состояние огня, которое Гераклит назвал «психея» . Это первый собственно психологический термин.
n n n Гераклит пытался выделить отдельные стороны души: Познавательные акты (особое значение имеют зрение и слух). «Я предпочитаю то, что могу услышать или увидеть» ; Разум, который, опираясь на чувства (органы чувств), может открыть законы природы; Потребности и влечения. Потребности определяются условиями жизни: «Свиньи грязи радуются, ослы – золоту предпочитают солому, птицы в пыли или золе купаются, морская вода для рыб пригодна…» . Человек должен быть умеренным в удовлетворении своих потребностей. Тогда он развивается и совершенствуется. Злоупотребления же ослабляют психею.
Алкмеон (6 – 5 вв. до н. э. ) Алкмеон одним из первых почувствовал ценность научного опыта и стал с исследовательской целью анатомировать трупы животных. Ему удалось проследить «ходы» и «каналы» , по которым органы чувств соединялись с мозгом. Сейчас эти «каналы» мы называем нервы. n
n n n Он хотел выяснить, в каком телесном органе коренится человеческий ум. До него мало кто критически задумывался на эту тему. Как правило, способность мыслить приписывалась различным частям организма. Многие, в том числе Аристотель, считали источником ума и органом познания сердце. Алкмеон пришел к выводу, что человек мыслит не сердцем, а мозгом. В числе его доводов был и такой, тоже чисто экспериментальный: если физически повредить голову, умственные способности человека очевидно пострадают. Алкмеон выдвинул положение – «подобное познается подобным» , т. е. физическая природа внешнего раздражителя и органов чувств должна быть подобна. Принцип подобия распространяется и на эмоции. Человек встречает подобного себе – чувство удовольствия, отсутствие сходства или подобия в людях – возникновение неприятных чувств.
Алкмеон выделял уровни жизнедеятельности: бодрствование, сон, смерть. Они связаны с динамикой крови. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив ведет ко сну, полный отток крови от жил вызывает смерть. n Состояние организма, в целом, определяется соотношением четырех стихий: воды, земли, воздуха и огня. При гармонии этих элементов наблюдается физическое здоровье и бодрость духа. При нарушении гармонии возникают болезни и смерть. Гармония зависит от пищи, от климата и от особенностей самого организма. На идеи Алкмеона позднее опирался Гиппократ в своем учении о темпераменте. n Резюме по Алкмеону 1. Принцип нервизма. 2. Принцип подобия. 3. Принцип гармонии внешних и внутренних факторов в жизнедеятельности организма. n
Пифагор Самосский (570— 490 гг. до н. э. ), древнегреческий философ, математик и мистик. Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого мага, посвящённого во все таинства греков и варваров. n
Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом» . Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить в настоящем. Делай великое не обещая великое. n Пифагор
n n n Он был не только известный математик, но и философ и психолог, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев, целью которой было формирование «научной аристократии» , которая могла бы руководить обществом, направляя его развитие и устраняя недостатки Пифагор считал, что равенства в природе нет, вообще, поэтому не может быть и равенства душ. Одни люди более способные и активные, другие менее способные и склонны к послушанию. Эти различия не являются наследственными, поэтому в самой богатой аристократической семье может появиться неспособный человек, и, наоборот. Необходим поиск способных людей и их специальное обучение. Школа Пифагора подвергалась гонениям и со стороны демократов, и со стороны аристократов. Душа по Пифагору не умирает вместе с телом, и после смерти перемещается в другое тело, в зависимости от нравственной оценки ее существования. В качестве критерия оценки Пифагор выбрал соответствие человека строгим математическим законам – гармонии, четности и др. Так, в психологии впервые появилась мысль, что мир математики, мир совершенных формул более важен, чем мир реальных предметов.
Эмпедокл (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э. ) философ, врач, государственный деятель, жрец. Труды Эмпедокла написаны в форме поэм. Был плюралистом, то есть признавал множественность архэ. Являлся сторонником демократии. n
Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырех стихиях, которые образуют т. н. «корни вещей» или архэ. Этими корнями являются вода, земля, огонь, воздух. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того как стена сложена из кирпичей и камней» . Наиболее равномерном эти четыре корня распределены в крови. На труды Эмпедокла опирался Гиппократ в своем учении о темпераменте. Выживают те, кто лучше приспособлен к среде, т. е. выдвинута идея естественной эволюции живого.
n Анаксагор (ок. 500 до н. э. — 428 до н. э. ). Философ, математик и астроном. Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» или «гомеомериях» , которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом.
n В отличие от Алкмеона и Эмпедокла Анаксагор в качестве механизма психики выдвинул не принцип подобия, а принцип противоположности. Так нельзя получить ощущение тепла, если наше тело и воздействующий предмет одинаково теплы. Точно также сладкое, соленое, горькое невозможно определить через них самих. Пресное узнается через соленое, сладкое через горькое. Кроме этого наши ощущения зависят от интенсивности воздействий, и чрезмерная интенсивность ведет к страданиям
Софисты n Протагор (ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э. ) — древнегреческий философ. Один из старших софистов. Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности. Протагора обучил философии Демокрит, который взял его в ученики, увидев как тот, будучи носильщиком, рационально укладывает поленья в вязанки.
n Протагор считал, что мир таким, каким он представлен в чувствах человека. К нам дошли вот такие выражения Протагора: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» . (Другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами. ) «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле» . «Все есть таким, каким оно кажется нам» . Т. е. Протагор указывает на относительность нашего познания.
n «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка» n Протагор
n Горгий (483 до н. э. — 375 г. до н. э. ) Софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия. Горгий был одним из первых ораторов нового типа – не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя и назывались софистами, «специалистами по мудрости» .
n Ничто не существует; если даже оно и существует, то - непостижимо; если даже постижение и возможно, то оно не высказываемо и необъяснимо для другого. n Горгий
Левкипп и Демокрит Левкипп (ок. 500— 440 до н. э. ) — , учитель и соратник Демокрита, является, вместе с последним, основоположником атомистики. Демокрит (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э. ) — древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.
Левкипп ввел в оборот науки три новых понятия: n 1) абсолютной пустоты, n 2) атомов, движущихся в этой пустоте, n 3) механической необходимости. На основании одного сохранившегося текста можно признать, что Левкипп первый установил как закон причинности, так и закон достаточного основания: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на какомнибудь основании и в силу необходимости» .
Высказывания Демокрита: n n n Лучше думать перед тем, как действовать, чем после Не слово, а несчастье есть учитель глупцов Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой
n n Демокрита ненавидел Платон. Он скупал его книги и уничтожал. Поэтому до наших дней дошли только фрагменты. А в сочинениях античных авторов упоминаются около 70 различных трудов Демокрита. Первоосновой мира Демокрит считал не стихии (они уже есть сложные образования), а атомы. Атомы неделимы и не тождественны видимым предметам (в отличие от гомеомерий Анаксагора). Атомы отличаются друг от друга формой (А – Б), порядком соединения (АБ – БА) и поворотом.
n n Человек тоже состоит из атомов, которые образуют его тело и душу. Атомы души самые маленькие, круглые и наиболее подвижные, родственные атомам огня. Именно они придают активность инертному телу. После смерти душа рассеивается в воздухе на отдельные атомы, поскольку она, как и тело, смертна. Огненные атомы проникают в организм при дыхании. Если атомов души становится мало, то наступает смерть. Проникая в организм, душевные атомы рассеиваются по всему телу, но также образуют скопления: в области головы – наиболее огненные, подвижные атомы, которые обеспечивают познавательные процессы – ощущения, восприятия, мышление (разумная часть души); в области сердца – менее подвижные атомы. Они определяют эмоции и аффекты (мужественная часть души); в области печени – определяют влечения, стремления, потребности (вожделеющая часть души).
n n Движущая сила развития по Демокриту – потребности человека. А обучение человека во многих случаях происходит путем подражания. Подражая паукам, научились ткать, подражая птицам, научились языку и пению. Демокрит утверждал принцип причинности. В мире нет случайностей, все происходит по заранее намеченной причине. Это, по сути, принцип всеобщего детерминизма. Отсюда, присущие учению Демокрита фатализм, предопределенность судьбы человека. Именно это положение больше всего критиковал позднее Платон.