Скачать презентацию ФИЛОСОФЫ Философия Древнего Мира l Философия Древнего Скачать презентацию ФИЛОСОФЫ Философия Древнего Мира l Философия Древнего

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.ppt

  • Количество слайдов: 33

ФИЛОСОФЫ ФИЛОСОФЫ

Философия Древнего Мира l. Философия Древнего Востока l. Античная философия Философия Древнего Мира l. Философия Древнего Востока l. Античная философия

Философия Древнего Востока l Культуры Древнего Египта и Вавилона l Философия Индии и Китая Философия Древнего Востока l Культуры Древнего Египта и Вавилона l Философия Индии и Китая

Древний Египет и Вавилон l l Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне Древний Египет и Вавилон l l Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4 -3 тыс. до н. э. и, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом Зарождение философской мысли протекало под воздействием двух мощных процессов: космогонической мифологии и научных знаний.

МИФЫ l объясняли социальную действительность l связывали прошлое с настоящим и будущим l обеспечивали МИФЫ l объясняли социальную действительность l связывали прошлое с настоящим и будущим l обеспечивали духовную связь поколений

l l передавали из поколения к поколению духовные ценности, зачатки знаний, религиозные верования, политические l l передавали из поколения к поколению духовные ценности, зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, секреты различных видов искусств и др. выражали насущную потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира.

Письменные памятники - «Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире - «Диалог господина Письменные памятники - «Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире - «Диалог господина и раба о смысле жизни» - «Песня арфиста» - «Беседа разочарованного со своим духом» .

Древняя Индия l В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во Древняя Индия l В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до н. э. , когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северозапада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства.

Этапы развития древнеиндийской философии l 1 -й этап - ведический l 2 -й этап Этапы развития древнеиндийской философии l 1 -й этап - ведический l 2 -й этап - эпический l 3 -й этап - написание сутр

1. Ведический этап l Первым памятником мысли древних индийцев являются Веды (в переводе с 1. Ведический этап l Первым памятником мысли древних индийцев являются Веды (в переводе с санскрита означает «знание» ), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г г. до нашей эры, они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении - творении мироздания

Веды делятся на 4 части: - самхиты - религиозные гимны, «священное писание» - брахманы Веды делятся на 4 части: - самхиты - религиозные гимны, «священное писание» - брахманы - сборник ритуальных текстов - арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения) - упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

ВЕДЫ в мире действует универсальный космический порядок, которому подчинено все l мир Вселенной заполнен ВЕДЫ в мире действует универсальный космический порядок, которому подчинено все l мир Вселенной заполнен людьми и духами, подчинёнными строгой иерархии: 1) мир богов, пространство, где процветает райская жизнь 2) мир людей (брахманы - мудрецы, кшатрии – воины, правители, вайшья – земледельцы и скотоводы, слуги) 3) мир демонов, духов, обитателей многочисленных адов. Человек занимает среднее положение в мироздании. Он может подняться до божественных высот и спуститься до адской жизни. l

2. Эпический этап l (600 г. до н. э. - 200 г. до н. 2. Эпический этап l (600 г. до н. э. - 200 г. до н. э. ): В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» .

Эпический этап Появляются философские школы, т. к. для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках Эпический этап Появляются философские школы, т. к. для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем или школ. Эти школы делятся на две большие группы: l 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. ортодоксальные - признающие авторитет Вед. Санкхья - 6 век до нашей эры Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры Миманса - 5 век до нашей эры Веданты - 4 -2 века до нашей эры Ньяя - 3 век до нашей эры Йога - 2 век до нашей эры неортодоксальные (не признающие авторитет Вед) Джайнизм - 4 век до нашей эры Буддизм - 7 -6 века до нашей эры Чарвака - Локаята - 5 век до н. э.

Раскрывается путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении Предписаний Раскрывается путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении Предписаний нравственности пяти буддийских заповедей: - не вредить живым существам - не брать чужого - воздерживаться от запрещенных половых контактов - не вести праздных и лживых речей - не пользоваться опьяняющими напитками. БУДДИЗМ

3. Написание сутр l l 3 век н. э. - 7 век н. э. 3. Написание сутр l l 3 век н. э. - 7 век н. э. Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала Сутры в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризмы, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиознофилософские учения Древней Индии. Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в сутрах часто используются притчи.

Общие черты философских школ Древней Индии 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тесная связь Общие черты философских школ Древней Индии 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тесная связь окружающего мира и личности. Направленность на внутренний мир человека. Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства – Нирваны Выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние. Носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами. Выступает как учение о перерождении – т. е. существование есть бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую – в сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству. Выступает как учение о Карме – т. е. сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.

КАРМА После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Тот, кто КАРМА После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действовавшей моралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может родиться членом низшей касты или даже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить кармический долг прежних существований.

Древний Китай l Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2 -го Древний Китай l Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2 -го тысячелетия до н. э. в государстве Шань - Инь (18 -12 века до н. э. ) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В 12 веке до н. э. в результате войны государство Шань - Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию. В 221 г. до н. э. Китай объединился в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии.

Основные философские школы Древнего Китая Основные философские школы Древнего Китая

1. Натурфилософы - школа «инь-ян» (инь ян цзя). Сторонники учения об Инь и Янь 1. Натурфилософы - школа «инь-ян» (инь ян цзя). Сторонники учения об Инь и Янь развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии. Представители: Цзывэй, Цзоу Янь, Чжан Цан. Цзоу Янь

2. Конфуцианство - жуцзя: В основе взглядов Конфуция лежало: l - традиционное религиозное представление 2. Конфуцианство - жуцзя: В основе взглядов Конфуция лежало: l - традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила l - идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО – сыновья почтительность и забота о родителях l - каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией), не государство для человека, а человек для государства - Конфуций 551 -479 г. г. до нашей эры – виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства

2. Конфуцианство - жуцзя l l l Конфуций 551 -479 г. г. до нашей 2. Конфуцианство - жуцзя l l l Конфуций 551 -479 г. г. до нашей эры – виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы - гао, Мэн - цзы, Сюнь цзы.

2. Конфуцианство - жуцзя l Учение о человеке в обществе существует идеал благородного мужа» 2. Конфуцианство - жуцзя l Учение о человеке в обществе существует идеал благородного мужа» , который «разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно» гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. следование определенным правилам: помогать другим достичь того, к чему стремишься сам, не делать другим того, чего не желаешь себе следование строгому порядку (ли), нормам, включающим этикет. : l l l Цзы - гао

2. Конфуцианство - жуцзя Учение о государственном устройстве l l l Мэн - цзы 2. Конфуцианство - жуцзя Учение о государственном устройстве l l l Мэн - цзы «правильное» государственное устройство такое, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. государство — это одна большая семья, где государь — и «сын Неба» , и «отец и мать народа» отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

3. Даосизм (даоцзя) Учение о великом Дао (о пути вещей). Основатель Лао. Цзы (6 3. Даосизм (даоцзя) Учение о великом Дао (о пути вещей). Основатель Лао. Цзы (6 - 5 вв. до нашей эры). Главная идея: l - жизнь природы и людей не управляется «волей неба» , а протекает по определённому пути - Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира Лао-цзы,

3. Даосизм (даоцзя) l Чжуан-цзы - в мире всё находится в движении и изменении, 3. Даосизм (даоцзя) l Чжуан-цзы - в мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т. е. смысл жизни - в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества. - Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое.

3. Даосизм (даоцзя) l - Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от 3. Даосизм (даоцзя) l - Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Ян Чжу

3. Даосизм (даоцзя) Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом, так и 3. Даосизм (даоцзя) Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), напоминающих йогу. l Представители этого периода: Лао-цзы, Лецзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь -цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма: Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань Гэ Хун

4. Моизм (моцзя) l смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и 4. Моизм (моцзя) l смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо – цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сянцзы, Фу Дунь. Мо – цзы

5. Школа законников ( «фа-цзя» , по -европейски — легизм) l Хань Фэй цзы 5. Школа законников ( «фа-цзя» , по -европейски — легизм) l Хань Фэй цзы занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэй цзы; часто также сюда относят Шэнь Дао

6. Школа имён (минцзя): l несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн 6. Школа имён (минцзя): l несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гуньсун Лун; Мао гун Гуньсун Лун

Черты Китайской философии l l l l - тесная связь с мифологией, но как Черты Китайской философии l l l l - тесная связь с мифологией, но как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке» - связь с острой социально-политической борьбой. Многие философы занимали важные государственные посты - редкое использование естественнонаучного материала (исключение - школа Моистов) - практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным материалом - канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между естествознанием и философией - замедление формирования панятийного аппарата вследствие отрыва китайской философии от Логики и Естествознания. Поэтому теоретизирование натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным - рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие - антропоцентризм, направленность на решение проблем житейской мудрости, наличие установки на естественный ход вещей, недеяние