ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, Зайцева А.В..pptx
- Количество слайдов: 35
ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ; • ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ; • НАУКА И ФИЛОСОФИЯ, ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
Специфика философского мировоззрения(особенности): А) Философское мировоззрение носит теоретический характер. Например Фома Аквинский теоретически доказал существование бога.
Б)Субстанционализм. Монизм Дуализм Аристотель Фалес(вода) Плюрализм Эмпедокл
В)Универсализм; Г)Критичность; Д)Философское мировоззрение опирается на науку; Е)Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии(ОВФ). Мышление Сознание Природа Бытие Материя Дух Что первично?
Онтологическая сторона ОВФ Гносеологическая сторона ОВФ Что первично? Познаваем ли мир? Идеалисты Первично – идея, дух, сознание. Субъективные. Д. Юнг. И. Кант. Дж. Беркли. Объективные. Др. Греция. Платон. Материалисты Первично материя, вторично сознание. К. Маркс. Ф. Энгельс Гностики. Мир не познаваем. Субъективные материалисты. Агностики. Процесс познания достижим, но сложен. Материалисты и объективные идеалисты.
Предмет философии. Предметом философии являются наиболее общие универсальные законы развития природы, общества и мышления – Ф. Энгельс.
Закон – это философская категория для обозначения объективных, устойчивых, необходимых, существенных связей между предметами, процессами, явлениями. Наука открывает законы.
По мнению Аристотеля задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
Вопрос о предмете философии связан с выяснением отношения философии в историческом аспекте. Космоцентризм Теоцентризм Антопоцентризм
Космоцентризм - философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
Теоцентризм – философское направление средневековья, картина мира, в которой причиной и центром бытия, его активным и творческим началом выступал Бог.
Антропоцентризм – философское направление эпохи Возрождения, сосредоточие философских исследований на проблематике человека.
Предмет философии не локализован в отдельной сфере бытия, в отличие от предмета других наук.
Функции философского мировоззрения: 1)Мировоззренческая. Эта функция связана с абстрактно теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Философские концепции имеют двойственный характер, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.
2)Прогностическая. Она формулирует в её рамках гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.
3)Критическая. Принцип «подвергай все сомнению» , со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям.
4)Аксиологическая. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п.
5) Социальная. Философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.
6)Гуманитарная. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.
Философия и наука. Сходства. Различия. Системность, рациональность, доказательность. Плюрализм, вневременной характер философских проблем, философское знание индивидуально.
Философия имеет научный характер. Гегель рассматривал философию с точки зрения «науки логики» . Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные учёные в области конкретных наук являются виднейшими представителями философии. Например, Пифагор, Декарт, Маркс, Фрейд.
Философия взаимодействует с частными (конкретными) науками. Философия испытывает влияние со стороны частных наук и сама оказывает воздействие на их развитие. Её влияние осуществляется через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, которые так или иначе воздействуют на первоначальные позиции учёного, его отношение у миру и познанию, а так же на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания.
Высказывания мыслителей различных эпох о сути и предназначении философии.
“Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым ни перезрелым для здоровья души”, - наставлял древнегреческий философ Эпикур (IV-IIIв. в. до н. э. )
Имея в виду философию, древнеримский мыслитель Сенека (I век н. э. ) советовал своему другу: "Отдай ей все мысли, не разлучайся с нею, чти ее - и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и остальными. Намного обогнав всех смертных, ты ненамного отстанешь от богов".
Выдающийся ученый XVII века Р. Декарт считал, что только философия "отличает нас от дикарей и варваров" и каждый народ "тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют".
"Философия есть. . . эпоха, постигнутая в мысли", утверждал Г. Гегель(ХIХ век).
По мнению русского философа XIX века В. С. Соловьева "философия, осуществляя. . . человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу. . . Она делает человека вполне человеком".
"Я стал философом, - писал русский мыслитель XX века Н. Бердяев, - чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной "жизни". . . Философия всегда была прорывом из бессмысленного. . . принуждающего и насилующего нас. . . мира к миру смысла".
"Философ - диагност своего времени", - считал немецкий философ ХХ века Юрген Хабермас.
Вывод. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Литература: П. В. Алексеев, А. В. Панин «Философия» ; А. Г. Спиркин «Философия» ; В. Н. Лавриненко «Философия» ; Э. Винограй «Основы философии. Систематический курс» ; В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова «Философия» .
е! ни а им вн за ибо ас Сп Зайцева А. В. ЮР-12 -3.