Философский иррационализм XIXв.ppt
- Количество слайдов: 31
Философский иррационализм XIXв. 1. 2. 3. «Философия жизни» . Экзистенциализм. Психоаналитическая традиция в философии.
Иррационализм l Иррациональное – то, что не может быть постигнуто разумом, выражено в логике. l XIX-XXвв. иррациональные концепции выступают на первый план. l Философы стремятся преодолеть «панлогизм» Гегеля.
Иррационализм l Онтологический аспект: мир – хаос, бытие абсурдно и бессмысленно. l Гносеологический аспект: природа, общество непознаваемы. Теоретикопознавательному отношению к миру противостоит нравственнопрактическое.
Иррационализм l Аксиологический аспект: Человек устанавливает определенную иерархию ценностей. Понятия, отражающие образы внешнего мира, уступают место субъективным переживанием личности: l страх, отчаяние, забота, любовь, скука, игра, творчество.
«Философия жизни» l Направление, сложившееся в конце XIXв. Предметом рассмотрения становится жизнь и смерть. l Жизнь рассматривается как первичная реальность, как целостный организм. l Мысль о смерти заставляет человека задуматься о жизни (философствовать).
А. Шопенгауэр (1788 -1860) l 1. 2. «Мир как воля и представление» (17881860). Мир как представление – это единство Sи. O, часть бытия, представленная в пространстве и времени – предмет познания. Мир – это воля к жизни, воля - основа бытия, существующая вне пространства и времени. Воля могущественна и зла – она источник страданий человека (волюнтаризм).
Пессимизм Шопенгауэра l Страдание – это бесконечное преследование безуспешных целей; l Счастья нет, ибо неосуществленные желания причиняют боль, а исполнение желаемого ведет к пресыщению; l Самоубийство невозможно, возникнет новая объективация воли.
Этика Шопенгауэра l 1. 2. 3. Три типа характеров: Эгоизм – преследование своих интересов; Злоба – «…не взирая на опасности принести вред другому» Сострадание – принимать страдания других как свои собственные. Принимая страдания всего мира, человек преодолевает враждебность бытия.
Этика Шопенгауэра. l Цель жизни – подавить собственную волю, отказаться от индивидуальности (добровольная бедность, аскетизм). l Свобода – это не свобода действий, а изменение своего характера.
Основные представители «философии жизни» : l Фридрих Ницше (1844– 1900), Вильгельм Дильтей (1833— 1911), Анри Бергсон (1859– 1941), Георг Зиммель (1858— 1918), Освальд Шпенглер (1880– 1936).
Радикальный нигилизм Ницше l В мире нет ценностей, мир несостоятелен. l Нигилизм – это правдивое состояние, которое наступает после поиска во всем целостности и смысла. l Человек понимает, что он находится один на один с реальностью, которая всегда опасна.
«Воля к власти» l Подлинной реальностью обладают не ценности, а сила, мощь человеческая – «воля к власти» . l «Воля к власти» проявляется в стремлении установить какой-либо порядок. l Религиозный, моральный и т. д. Источник морали – воля к власти.
Учение о Сверх-человеке Три стадии духа: Стадия верблюда (выносливость и терпение) – «я должен» . Быть верблюдом значит: причинять своему высокомерию боль, заставить сверкать свое безумие, смеясь над мудростью, уйти от дела, которое празднует победу, быть больным и удалить утешителя, вступить в дружбу с глухим, который никогда не услышит чего ты хочешь. l 1.
Учение о Сверх-человеке l Стадия льва – «я хочу» , создает свободу для нового созидания. l Стадия младенца – невинность и забвение, новое начинание, игра, начальное движение, самопознание сущности, святое слово утверждения.
Переоценка ценностей l Благодарность и месть: благодарность – это мягкая форма мести. Могущественный человек должен получить удовлетворение в благодарности. l Правда и ложь: говорить правду удобнее, ибо ложь требует изобретения, памяти, умения обманывать.
Переоценка ценностей Страдание и сострадание: Жажда вызвать сострадание , есть жажда наслаждения самим собой, и притом за счет ближних, она обнаруживает человека во всей бесцеремонности его собственного Я l Сострадая, человек проявляет неэгоистическое я, он горд эти и готов сострадать бесконечно. l Страдание делает человека сильным, сострадание ослабляет. l
«Вечное возвращение» l Антипод нигилизма: существует одна ценность – это самоустановление, игра. l Развитие предполагает «вечное возвращение» - то, что сейчас происходит уже было и будет вечно.
Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ l Хосе ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (Ortega у Gasset) (1883 -1955) – крупнейший испанский философ 20 в. l «Восстание масс» - 1930 г.
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813 -1855) l Основные работы: «Или—или» (1843); «Страх и трепет» (1843; ) «Философские крохи» (1844) и др.
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР Три стадии становления человека: 1. Эстетическая (гедонистская) – стремление к наслаждениям. 2. Этическая – следование долгу; 3. Религиозная – «выбранная возможность имеет ценность, поскольку она выбрана» . l
Экзистенциализм: l l l философия с у щ е с т в о в а н и я (от позд нелат. exsistentia – существование), направление современной философии, возникшее после первой мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) в период второй мировой войны во Франци (Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, Г. Марсель).
Экзистенция l Экзистенция – выражение единственности и уникальности каждого человека и его судьбы. Она указывает на скрытые возможности человека.
Экзистенция l Бытие общества – «арена обезличенного, неподлинного, повседневного» . l Экзистенция. l Трансцендентное бытие.
Пограничные ситуации: l смертельная опасность, война, болезнь; l переживание беспочвенности своих ожиданий (тошнота), скука, возникающая из предчувствия бесполезности своих действий. l страх не найти такого предназначения, ради которого можно было бы пожертвовать жизнью.
Пограничные ситуации: l «Пограничная ситуация» - это переживание абсурдности жизни, единственный способ вырваться из повседневности, возможность «обрести себя» , посмотрев в глаза смерти.
Психоанализ З. Фрейд (1856 -1939) -австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. l Основные работы: «Толкование сновидений» . «Тотем и табу» . «По ту сторону принципа удовольствия» . «"Я" и "Оно"» . «Будущее одной иллюзии» , «Недовольство культурой» . l
З. Фрейд Структура личности: ОНО (Бессознательное) – это «котел инстинктов, который кипит в каждом человеке» . l Я (Сознание) - Это посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, который соизмеряет деятельность бессознательного с данной реальностью. Сверх-Я (Совесть) – переводит энергию инстинктов на социально-значимые цели.
З. Фрейд
З. Фрейд l Типология личностей: l Сублиматики -(лат. sublimo— возвышаю) — переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные) l Невротики
Ка рл Гу став Юнг (1875 -1961)швейцарский психиатр, основоположник аналитической философии. l Основные работы Юнга: «Метаморфозы и символы либидо» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Проблемы души в наше время» (1931), «Психология и религия» (1940), «Формы бессознательного» (1950), «Современный миф» (1958). l
Ка рл Гу став Юнг Коллективное бессознательное — итог жизни рода, оно присуще всем-людям, передается по наследству и служит тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Это система установок и типичных реакций, которые незаметно определяют жизнь индивида, его восприятие, мышление, воображение. l Архетипы (с др. греч ἀρχέτυπον -первообраз) коллективного бессознательного служат своеобразными когнитивными образцами: интуитивное схватывание архетипа предшествует инстинктивному действию. l