Скачать презентацию Философская мысль в России в XI-XIX веках Скачать презентацию Философская мысль в России в XI-XIX веках

Философская мысль в России в XI-XIX веках.ppt

  • Количество слайдов: 30

Философская мысль в России в XI-XIX веках Философская мысль в России в XI-XIX веках

Философская культура средневековой Руси Философская культура средневековой Руси

Приобщение Руси к восточнохристианской культуре • Существование 2 -х культур: дневной (христианской) и ночной Приобщение Руси к восточнохристианской культуре • Существование 2 -х культур: дневной (христианской) и ночной (языческой). • Духовный опыт Византии - школа для древнерусской мысли. • «. . . В X веке Византия была, строго говоря, единственной страной подлинно культурной во всем «европейском» мире» .

Киево-Печерский монастырь идейный центр православия на Руси Киево-Печерский монастырь идейный центр православия на Руси

Феодосий Печерский (ок. 1036 -1074) • Защита православиядолг княжеской власти. • Концепция «богоугодного властелина» Феодосий Печерский (ок. 1036 -1074) • Защита православиядолг княжеской власти. • Концепция «богоугодного властелина» .

Нестор Летописец (XI - нач. XII века). • «Повесть временных лет» . • Идея Нестор Летописец (XI - нач. XII века). • «Повесть временных лет» . • Идея единства Руси на основе религиозной правды.

Митрополит Иларион (с 1051 года). • «Слово о законе и благодати» . § Вселенское Митрополит Иларион (с 1051 года). • «Слово о законе и благодати» . § Вселенское значение божественной благодати как дух дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности. § Благодать- духовная свобода личности. § Благодать «живит» ум, а ум познает истину. § Надо, чтобы «благочестие» «сопряжено было с властью» .

Владимир Мономах (1053 -1125). • Правда - это то, что составляет основу законности власти Владимир Мономах (1053 -1125). • Правда - это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле есть закон, правосудие. • Правда требует от властителя стать на защиту слабых и даже не допустить смертной казни. «Более всего не имейте гордости в сердце и уме» .

Вывод: • XVII век в истории Руси - эпоха «смутного времени» , церковного раскола. Вывод: • XVII век в истории Руси - эпоха «смутного времени» , церковного раскола. • Но в истории формирования русской философской культуры это был важный период. • Процесс освоения философского опыта приобретал все более систематический характер.

Философская мысль в России в XVIII веке Философская мысль в России в XVIII веке

Философская мысль в России в XVIII веке • «Дух капитализма» . • Растворение религиозных Философская мысль в России в XVIII веке • «Дух капитализма» . • Растворение религиозных принципов и ценностей. • Формирование идеологии, основанной на антропоцентристском гуманизме. • «Культ разума» . • Проповедь свободомыслия.

Киево- Могилянская академия • Петр Могила • Захарий Копыстенский • Тарасий Земка • Г. Киево- Могилянская академия • Петр Могила • Захарий Копыстенский • Тарасий Земка • Г. С. Сковорода • Паисий Величковский • Феофан Прокопович

Григорий Саввич Сковорода (1722 -1794). • «Мир ловил меня, но не поймал» . • Григорий Саввич Сковорода (1722 -1794). • «Мир ловил меня, но не поймал» . • «Познать себя и уразуметь Бога – один труд» . • «Бог всю тварь проницает и содержит. . . Бог есть основание и вечный план нашей плоти. . . Тайная пружина всему. . . »

Феофан Прокопович (1681 -1736). • Один из сподвижников Петра I и ведущий церковный иерарх Феофан Прокопович (1681 -1736). • Один из сподвижников Петра I и ведущий церковный иерарх того времени. • Учился в Киево-Могилянской академии и в Риме. • С 1718 года - епископ. • С 1721 года - вице-президент Синода. • Разработал «Духовный регламент» , где отстаивал идею неограниченности царской власти.

Открытие Московского университета (1755 год). Открытие Московского университета (1755 год).

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 -1765). «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, рожденных Михаил Васильевич Ломоносов (1711 -1765). «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, рожденных только воображением» .

Александр Николаевич Радищев (1749 -1802). • Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» . • Александр Николаевич Радищев (1749 -1802). • Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» . • «Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе» . • «Основанием всего естественного познания» является опыт. • «Особое свойство человекабеспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться» . • «Человек есть существо сочувствующее» .

Вывод: • В XVIII столетии светская философия в России делала первые шаги. Для нее Вывод: • В XVIII столетии светская философия в России делала первые шаги. Для нее это был период становления и школы. • Энтузиазм в восприятии философских идей был так велик, что нередко приводил к идеологической увлеченности, имеющей мало общего с подлинно философским поиском истины.

Философская мысль в России в XIX веке Философская мысль в России в XIX веке

Философская мысль в России в XIX. • В центре внимания стоят крупнейшие представители немецкой Философская мысль в России в XIX. • В центре внимания стоят крупнейшие представители немецкой классической философии: − И. Кант − Г. Гегель − Ф. Шеллинг

В 1823 году в Москве возникает философский кружок «Общество любомудров» , в который вошли: В 1823 году в Москве возникает философский кружок «Общество любомудров» , в который вошли: • В. Ф. Одоевский • Д. В. Веневитинов • С. П. Шевырев • М. П. Погодин и др. «Философия есть истинная поэзия. . . »

Славянофильство «. . . Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест Славянофильство «. . . Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии» . В. Г. Белинский

Алексей Степанович Хомяков (1804 -1860). • Религиозный философ и богослов. • Историк. • Экономист. Алексей Степанович Хомяков (1804 -1860). • Религиозный философ и богослов. • Историк. • Экономист. • Полиглот- лингвист. • Поэт и драматург. • Врач. • Живописец.

А. С. Хомяков • Неразрывная связь воли и разума. • Деление человечества на «иранство» А. С. Хомяков • Неразрывная связь воли и разума. • Деление человечества на «иранство» и «кушитство» . • Христианство- это преодоление типа «иранского» сознания.

Западничество • Сторонниками западничества: − − − П. Я. Чаадаев Н. В. Станкевич В. Западничество • Сторонниками западничества: − − − П. Я. Чаадаев Н. В. Станкевич В. Г. Белинский М. А. Бакунин А. И. Герцен и др. М. А. Бакунин П. Я. Чаадаев А. И. Герцен

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 -1856). • «Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, Петр Яковлевич Чаадаев (1794 -1856). • «Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, - совсем нет. Но все там таинственно подчиненно силе, безраздельно царившей в ряде веков» .

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 -1848). • «Я гляжу на действительность, столь презираемую мною прежде, Виссарион Григорьевич Белинский (1811 -1848). • «Я гляжу на действительность, столь презираемую мною прежде, и трепещу таинственным восторгом, сознавая ее разумность» . • «Метафизику к черту: это слово означает сверхнатуральное, следовательно, нелепость. . . »

Зарождение русского космизма Зарождение русского космизма

Владимир Иванович Вернадский (1863 -1945). • Биосфера - единая система живого и неживого, активно Владимир Иванович Вернадский (1863 -1945). • Биосфера - единая система живого и неживого, активно влияющих друг на друга. • Ноосфера - сфера разума- эволюция подчиняется разуму и воле человека.

Вывод: • В русском космизме формируются представления о различных формах материи: вещество, поле, волна. Вывод: • В русском космизме формируются представления о различных формах материи: вещество, поле, волна. . . • Философия в России прошла в своем развитии несколько стадий и пришла к тому, что человек является закономерным результатом эволюции Вселенной.