Философская мысль в России Ч. 1. Лекция 10
Русь: первое «византийское» Просвещение
• «…Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер» А. С. Пушкин Смоленск церковь ап. Петра и Павла.
Античность и христианство: понятие философии и философской школы • В античности возникло классическое понятие школы – как школы мысли и школы ее словесного выражения: философии и риторики. Вокруг этого ядра формировалась вся греческая παιδεία.
• Философия, как и миф, трактовала о сущем, об основании бытия и указывала перспективу наилучшей жизни человека - в непосредственном переживании своей укорененности в нем. • При этом философия выводила из мифа, учила о том, что путь к сущему может быть усмотрен усилием единичного автономного интеллекта. • Философская школа одновременно учила определенной жизненной практике, сообразной избранному пути. Сама жизнь приверженца той или иной школы представала как «художество» , творческое воплощение предзаданной и предугаданной формы.
• Сходство античности и христианства существует в установке, что человеческое «я» открывает свою истинную сущность лишь только, если оно соотнесет себя с основой бытия. Как и в том, что эта основа предстает абсолютным совершенством - средоточием истины, добра и красоты. Человек, в связи с этим, мыслится как уникальное существо, призванное знать исток и основание всего, имеющее задачу преодоления своего естества, восхождения к тому, что поистине есть по ступеням совершенствования.
“Давнее прошло, теперь все новое” • Христианство, несущее по Римской империи Благую весть о пришествии в мир Истины, о наступлении новых времен, и, соответственно, противополагающее себя «старым» временам и истинам, тоже создавало школу – жизни и мысли.
Бог – не что (субстанция), а Кто - Личность • Цель и смысл существования христианин может обнаружить только в Другом – в «Я» божественном, но также и в «я» человеческом – его образе. • Открытие истины – истинного «есть» возможно только, если разглядеть ее в Другом. • Путь человека – не в обретении знания о природе и но в обретении способности любить Другое Лицо; в личностном общении
• Церковь – общность новых людей, альтернатива римскому государству. • Школа мысли неотделима от школы христианской жизни. • Идеал человека - в монашестве. • От преподобного Нила Синайского (IV-V) вв. начинается истолкование философии, или «духовной философии» как монашеской жизни и о монахе как подлинном философе
Два лика византийского христианства: государственная религия и пустынножительство
• В монашестве нашли свое выражение школа жизни и школа мысли. • Аскетический путь к достижению смиренномудрия, в котором открывается человеку Живой Бог, обретал свое словесное выражение в складывающемся богословии – патристике.
Патристика – внутренняя философия христиан • Патристика стала называться «внутренней философией» , в отличие от предшествующей «внешней» . • При этом отношение к прежней школе не было однозначно отрицательным как в сфере опыта (очевидны совпадения аскетической практики неоплатоников и христиан), и в сфере мысли. • Слова во «внутренней» философии использовались те же, что и во «внешней» , но новое смысловое наполнение их могло быть понято только изнутри христианского опыта.
Соотношение христианской и античной философии • Античная философия оказалась для новой, христианской формы сознания необходимой «материей» . • Была осознана задача трансляции «внешнего» античного образования, и в то же время, удержание его в рамках христианского миропонимания; задача сохранения единства опыта и мысли. • Очевидной предстала опасность возрождения античной мысли «в чистом виде» уже внутри патристики, преодоление ею границ христианской догматики, что, в свою очередь, оказывало бы обратное, разрушающее воздействие на христианский жизненный опыт.
О различии христианства и античности • «Они посадили его посреди себя и сказали: что делаете вы более нас в этой пустыне? Вы поститесь, и мы постимся; вы обуздываете тело ваше подвигами, и мы обуздываем; что ни делаете вы, мы все то делаем; следовательно: что делаете вы, живя в пустыне, лишнего в сравнении с нами? • Старец отвечал: мы пребываем в уповании на благодать Божию и храним наш ум. Они сказали: мы этого не можем. И отпустили его, назиданные его словом» • Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым.
Общение как взаимопроникновение: перихоресис • Перихоресис (греч. περιχώρησις) – понятие православного богословия, означающее взаимное проникновение (взаимное общение) свойств двух природ в Богочеловеке Иисусе Христе и общение Лиц Святой Троицы. • - взаимное проникновение (взаимное общение) свойств Божественной и человеческой природ в Богочеловеке Иисусе Христе. • - взамное проникновение действий (энергий) Бога и человека
Прп. Максим Исповедник о перихорисисе: • «А спасение душ воистину есть — конец веры; а конец веры — истинное откровение Верованного (Бога). • А истинное откровение Верованного (Бога) есть — невыразимый, по аналогии веры, перихорисис (περιχώρησης, усиление) в каждом (верующем) Верованного (Бога); • а перихорисис Верованого (Бога) есть возвращение верующих, на конце, к началу. Монастырь прп. Паисия- Анба Бишой
• А это возвращение, на конце, к началу есть исполнение желания (εφέσεως, стремления); • и это исполнение желания есть вечнодвижущееся стояние желающих около Желаемого (Христа). • А вечнодвижущееся стояние есть непрестанное наслаждение Желаемым;
• а это непрестанное наслаждение (Им) есть причащение сверприродных Божественных благ. • А причащение сверприродных Божественных благ есть уподобление (ομοίωσις) причастников Причащаемому (Христу); • а уподобление причастников Причащаемому есть по действию (κατ΄ενεργείαν) через уподобление, ожидаемое отождествеление причастников Причащаемому.
прп. Макарий Великий (Египетский) • А по действию через уподобление ожидаемое отождествеление причастников Причащаемому есть обожение (θέωσις) удостоенных обожения» • а уподобление причастников Причащаемому есть по действию (κατ΄ενεργείαν) через уподобление, ожидаемое отождествеление причастников Причащаемому.
Патристика: учение об обожении • В начальной форме учение об обожении складывается в византийском богословии в период между Первым и Вторым Вселенскими соборами в писаниях св. Афанасия Великого и каппадокийских отцов (св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского). • Его развивали затем Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама. • Основная идея обожения выражена в словах св. Василия: «человек есть тварь, но имеет повеление стать богом» . Классической является и формулировка Афанасия Александрийского в главе 54 Слова о воплощении Слова «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» Учение об обожении составляет основу православной сотериологии.
• Самая большая преграда к этому общению – убежденность в безусловной первичности собственного «я» ; любовь к себе, эгоцентризм, который рассматривается в христианстве как метафизическое зло, неизбежно присутствующее во всяком человеке со времен грехопадения. • Обожение, мыслимое через научение любви, неизбежно оказывается в христианстве подвигом преодоления сосредоточенности на собственном «я» , подвигом смирения собственной воли перед волей Другого. • Только ценой бесконечной жертвы своей самостью достигается цель – встреча с Другим.
Патристика: учение о страстях как о преграде к обожению • С первых веков христианской философии возобладало мнение о том, что человек создан бесстрастным. “Ибо по природе душа бесстрастна” Исаак Сирин • У падшего человека на местества возникает страстность “Ибо есть какая-то сокровенная скверна и какая -то преизбыточествующая тьма страстей, чрез преступление Адамово привзошедшая во все человечество вопреки чистой природе человека, и сие-то потемняет и оскверняет вместе – и тело и душу” прп. Макарий Египетский
• Страсть возникает на основе естественных человеческих потребностей или, по терминологии древних отцов, на естественных страстях. Т. е. , противоестественные страсти возникают на основе естественных страстей. • Любое человеческое желание – естественное телесное или душевное, социальное или культурное – сам человек может превратить в страсть. • Страсть разрушительна, потому что она замещает собою произвольное и свободное поведение человека. • Для христианина необходимость - борьба со страстями
Монахи – передовой отряд воинства Христова • Обычно мы, по-человечески, когда говорим о высших духовных состояниях, то имеем в виду мир, радость, любовь, покой, тишину. . . А Господь говорит, что здесь, на земле, путь к этой радости, к миру и тишине — только через крест. • Прот. Валериан Кречетов
Исихазм – синоним патристики. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. • Наиболее древний смысл этого термина отражает отшельническую форму христианского монашества, возникшую в Египте, Палестине и Малой Азии в конце III века. • Слово «исихия» – «безмолвие» – указывает на идеал отшельничества, отличного от общежительного монашества, основанного преподобным Пахомием.
• Жизнь монаха-исихаста определялась внутренней молитвой, «умным деланием» , стремлением к «обожению» . • Когда отшельническое монашество привлекло в свою среду образованных греков, воспитанных на идеях неоплатонизма, толкование отшельничества расширилось за счет включения небиблейских элементов, а именно – противопоставления материи и духа.
• Наиболее известным выразителем этого этапа в истории исихазма был ученик Оригена Евагрий Понтийский. В основу учения Евагрия была положена идея о первоначальном существовании всех тварей в качестве совершенных «умов» , созерцающих Божественную сущность. • Целью духовной жизни, по Евагрию, является восстановление первоначального созерцания Божественной сущности. • В этой системе догмат христианства – «Слово стало плотию» (Ин. 1: 14) – был уже не нужен, так как человек призывался к развоплощению. • Факт осуждения Оригена и Евагрия Церковью на V Вселенском соборе ограничил опасность, грозившую созерцательному монашеству, но не упразднил популярность исихазма. «Умное делание» стало пониматься не в смысле развоплощения, а как приобщение к «воплощенному Слову» путем «молитвы Иисусовой» .
О пути к Богу: прп. Иоанн Лествичник (VI-VII вв. ) • Иоанн Лествичник описывает путь в свободе совершаемой метанойи (покаяние, поворот ума), обретения бесстрастия (истинной свободы), через него — священного безмолвия, в котором становится возможным услышать голос Божий. «Непрестанная молитва» , «молитва Иисусова» – есть постоянное обращение ко Христу, Чье имя должно, по словам Иоанна Лествичника, «прилепиться к дыханию» .
Исихазм. прп. Григорий Синаит (1260 -е -1346 гг). Основной принцип выливается в формулу "делание есть восхождение к созерцанию" Наставления безмолвствующим • 3. Как держать ум. Знай, что никто не может сам собою удержать ума, если не будет он удержан Духом: ибо он неудержим, не по естеству, как приснодвижный, но потому что, по нерадению, усвойствовал себе кружение или скитание туда и сюда, изначала навыкнув сему. • Когда чрез преступление заповедей Возродившаго нас (в крещении) отделились мы от Бога, тогда потеряли единение с Ним и погубили в чувстве умное Его чувство. Поползнувшийся таким образом ум и отдалившийся от Бога, всюду водится, как пленник. • И невозможно ему установиться иначе, как если повинется Богу и с Ним соединится, часто и терпеливо станет молиться Ему, и каждый день умно исповедываться Ему, в чем погрешает, Который тотчас и прощает все в смирении и сокрушении просящим прощения, и святое имя Его всегда призывающим. • Когда в силу такого молитвеннаго труда, водворится в сердце действо молитвы, тогда она станет удерживать при себе ум, веселить и до пленения не допускать.
Святая гора Афон три возможные формы монашеской жизни отшельничество, скитничество и общежитие
Эсхатология патристики: преображение как смысл истории • Христианство, ориентирующее человека на выход за пределы временного природного и общественного бытия, сообщило человечеству идею поступательного движения к лучшему; эволюционного развития во времени. (В светском мировоззрении это представление трансформировалось в идею исторического прогресса). • Языческий мир такой идеи преображения во времени не имел: он воспринимал время циклически: от хаоса к космическому состоянию и обратно. Космос, несмотря на очевидное движение, мыслился статичным образом Начала - неизменным в своей красоте и упорядоченности. • Но в христианском понимании предельные цель и смысл истории – преодолеть отделенность человека от Бога, впервые возникшую с грехопадением –достигаются за пределами истории. Процесс преображения человечества предстает как исторический процесс, направленный к осуществлению полноты времен в вечности
Христианское царство: преображение мира, уподобление града земного Граду Небесному Василий II Византийский Император (шурин князя Владимира)
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» Ведущие духовную брань, (мученики, как и преподобные), уподобляются воинам
Византия и Русь (860 гг. ) «И не только этот народ (болгары) променяли прежнее нечестие на веру во Христа, но даже и многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые руссы, которые, поработив находящихся около них и отсюда возмнив о себе высоко, подняли руки и против Ромейской державы. А в настоящее время даже и они променяли эллинское и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших» (из окружного послания патриарха Фотия 866(7) г
Патриарх Фотий и миссия учителей словенских Кирилла и Мефодия в Моравии в 863 г
Митрополит Михаил • Первый митрополит русский (согласно наиболее достоверным историческим свидетельствам). Грек. Был отправлен греческим императором Василием Македонянином и патриархом Константинопольским Фотием в 861 г. для крещения русских. Возглавил малую русскую церковь из 200 православных семейств, крещенных Кириллом и Мефодием.
Византия и Русь В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград В утверждение мира, цари целовали крест, а Олег и его мужи, по Русскому закону, клялись своим оружием, своим богом Перуном и Велесом, скотьим богом…Отходя от Царьграда, Руссы прибили к воротам его свои щиты, в знак победы. Вернулся Олег в Киев с большой славой (Повесть временных лет)
954 г. Крещение княгини Ольги в Константинополе
Крещение Руси в 988 г.
Эсхатологическая перспектива: митрополит Иларион. «Слово о Законе и Благодати» (между 1037 и 1050 гг. ) «Постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святей Софии, собрав епископы» . Миниатюра из Радзивиловской летописи. Конец XV в.
Повесть Временных лет (на рубеже XI-XII вв. ) Се повести временных лет откуда есть пошла Русская земля кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть
• «События священной истории придают смысл событиям, совершающимся в настоящем, они объясняют состояние вселенной и положение человечества относительно Бога. • Сопоставляя современную ему действительность с явлениями Священной истории древнерусский книжник видел в своем настоящем соотнесенность с сакральным прошлым - со-Бытие» .
• эсхатологический смысл: ". . . в названии "Повести временных лет" речь идет не только о прошедших и преходящих годах, но и о конечной цели повествования, которое, как становится ясно, должно было быть доведено до наступления "Царства славы", до последнего дня "мира сего" (временного)". • Возможный перевод названия: "Вот [повествование] - от начала Русской земли до знамения конца времен". • А. Ужанков. Русское летописание и Страшный Суд
Преображение-обожение: святые Киевской Руси – ученики и последователи подвижников византийских (преподобные Антоний и Феодосий Печерские)
преп. Антоний Киево-Печерский – отец русских монахов - основатель афонского подвижничества на Руси Нестеренко В. И. Фрагмент картины "Ксилургу. Проводы преп. Антония на Русь" Прп. Антоний Печерский во главе подвижников Киево-Печерской Лавры, лаврская фреска
Киев - столица Руси с 882 по 1243 ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ (ум. 1157, Киев) - суздальский князь, вел. князь киевский. Один из младших сыновей Владимира Всеволодовича Мономаха. При жизни отца правил в Ростово. Суздальской земле. После смерти отца Ю. перенес свою столицу из Ростова в Суздаль…. Захоронение князя в киевском храме Спаса на Берестове – историческая мистификация
Владимир - столица Руси с 1243 по 1428 год В XII веке титул "великий" носили и киевский князь, и владимирский. В Успенском соборе Владимира князья принимали власть над Русской землей
Москва – столица Древней Руси в XIV-XV вв. Москва в остром соперничестве с Тверью стала центром объединения Руси и организатором борьбы с татаро-монгольским игом. • После отказа тверского князя от претензий на великое княжение по договору от 11 сентября (3 сентября по старому стилю) 1375 года Москва навсегда стала резиденцией великих князей, официальный перенос столицы из Владимира произошел в 1428 году.
Митрополиты Киевские – во Владимире – и в Москве • Митрополи т Пе тр (Вторая половина XIII века — 1326) — митрополит Киевский и всея Руси. Возведен в сан патриархом Константинопольским Афанасием I. • в 1309 г. переехал во Владимир на Клязьме (как ранее это сделал его предшественник, митрополит Максим) • В 1325 г. святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328— 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
Русь: взгляд из Византии • Римская империя – понятие отнюдь не только государственнополитическое, оно имеет духовный, мистический смысл. • Для Константинополя православная Русь в то время еще оставалась Киевской Русью. Русские митрополиты именовались Киевскими и всея Руси и посвящались в Константинополе. • Тем самым Константинополь отстаивал идею Вселенского православия, борясь против стремления отдельных государств и княжеств замкнуться в границах и интересах узкоместнических и превратить Церковь в орудие княжеского сепаратизма.
Признанным хозяином Русской Церкви был Константинополь • Несмотря на татаро-монгольское нашествие и захват Ордой фактически всей Восточной Европы, Константинополь сохранял на этой территории свое церковное управление и считал эту территорию и ее население неотъемлемой частью своей православной ойкумены. • Более того, Орда принимала этот фактор как абсолютно законный и считалась с ним при организации своей административной системы даже после того, как в начале XIV века в Орде было принято мусульманство. Именно поэтому Русская Церковь, в отличие от русских княжеств, была освобождена от дани Орде.
Русь XIV-XV вв. : Духовное и политическое возрождение
прп. Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой Лавры
прп. Сергий благословляет Дмитрия Донского
Святитель Алексий, митрополит Киевский (Московский) и всея Руси (между 1292— 1305, — 1378 гг. )
XIV-XV вв. Византия: политический кризис. Исихастское возрождение.
Святитель Григорий Палама: учение о божественных энергиях. Исихазм как паламизм • «Триады в защиту священнобезмолвствующих» • Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. • В 1351 году Влахернский Собор засвидетельствовал православность этого учения
Нетварные энергии – да или нет? Святитель Григорий Палама и монах Варлаам: спор о Фаворском свете
Восток – исихазм. Запад - Ренессанс • Победа варлаамитов • Применительно к несомненно означала бы историческим судьбам решительный переход в православной ойкумены, Византии от Предвозрождения победа «паламизма» на века к Возрождению. определила богослужебный и аскетический уклад • Именно паламизм остановил православных стран и, в этот переход. частности, Северо-Восточной Руси.
прп. Феодосий Тырновский (ок. 1300 — 1363 г. ) • Деятель болгарской церкви, монах-исихаст, ученик преп. Григория Синаита. Распространял исихазм в Болгарии, основатель Килифаревского монастыря в Тырново. Просветитель, перевел на славянский язык для руководства учеников многие творения святого Григория Синаита. • Защитник паламистского учения о фаворском свете. Способствовал созыву собора, на котором было осуждено «хуление Варлаама и Акиндина нечестивого» • «Второе югославянское» или «византийское» влияние. В XIV в. на Русь с Афона и Балкан перешло огромное количество аскетической литературы мистико-созерцательного исихастского направления.
Митрополит Киевский, Русский и Литовский Киприа н (ок. 1330 — 16 (29) сентября 1406). Святитель Московский, преподобный Афонский • Ближайший сподвижник Феодосия Тырновского. • Исихаст, представитель синаитскопаламитской школы, распространитель исихазма на Руси: перенес на Русь официальное изложение паламитского учения «текст правый Царегородский» • Осуществлял замыслы патриарха Константинопольского Филофея по объединению русских князей и «розмирию» их с Мамаевой Ордой. • Обдумывал пути соединения «митрополии всея Руси» в т. ч. епархий Молдавских и Болгарских; и государственного объединения земель, Киприаново время – эпоха населенных православными людьми. прп. Сергия Радонежского Митрополит Киприан благословляет Дмитрия Донского и Владимира Серпуховского. Миниатюра XVII века.
прп. Сергий Радонежский – утверждение и развитие исихазма на Русской почве
Преподобные Кирилл и Ферапонт Белозерские • Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре
прп. Кирилл Белозерский- прп. Нил Сорский
прп. Нил Сорский – прп. Иосиф Волоцкий: две перспективы духовного пути России
Позиция нестяжателей – сторонников Нила Сорского (заволжских старцев) по отношению к монастырской собственности и о форме монашеской жизни: • «Нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием", • т. е. чтобы у них не было земельных имений с рабочим народонаселением, а чтобы монахи свои небольшие участки земли обрабатывали своими собственными руками, в случае нужды же испрашивали бы " милостыню от христолюбцев « • Нил Сорский склоняется к скитской жизни как к "среднему" пути (между отшельничеством и монастырем). Скит, по Нилу, - это объединение двух-трех иноков, всецело посвятивших себя Богу и живущих "рукоделием".
Иосифляне: позиция по отношению к монастырской собственности и к форме монашеской жизни • Инок категорически не должен иметь никакой собственности. Но принцип личного нестяжания иноков у Иосифа Волоцкого сочетался с принципом "коллективного" монастырского стяжания. • Под эту формулировку полностью подпадает только строгообщежительное монашество, а не единолично-хозяйственный устав. В предпочтении общежития единолично-пустынническому подвигу вся сущность богословской системы Иосифа. • За ней - теократическая идея, идея неразделимости единого теократического организма церкви и государства. С высоты восточноправославной теократии Иосиф Волоцкий не отрицал, конечно, пустынножительской задачи личного спасения, но считал ее стоящей ниже о сравнению с идеальной нормой устава общежительного.
• Спор о монастырских селах - только поверхность. • Подлинная борьба происходила в глубинах, спор шел о самых началах и пределах христианской жизни и делания. • Сталкивались два религиозных замысла, два религиозных идеала, - две правды.
Нестяжатели: перспектива духовного пути России • В движении нестяжателей усматривают живое и органическое продолжение того духовно-созерцательного движения, которое охватывает весь греческий и южнославянский мир в XIV в. • Особенно много здесь говорится о необходимости нравственного самосовершенствования иноков, о борьбе со "страстными помыслами «, со страстями. О пути "умной молитвы". По мнению исследователей, "11 глав" Нила Сорского представляют собой вариант русской рецепции учения византийского исихазма.
• Правда нестяжателей - в уходе от мира, в созерцании и умном делании. • Но у этого ухода есть и оборотная сторона. Это было и забвением о мире не только в его суете, но и в его нужде и болезнях, не только отречением, но и отрицанием. • В этом - историческая недейственность заволжского движения: в миру остаются действовать иосифляне, заволжцы же возвращаются в мир не для того, чтобы в нем строить, но чтобы спорить, чтобы бороться с обмирщением церковной жизни, чтобы напоминать и настаивать на монашеском исходе.
Иосифляне: перспектива духовного пути России • Правда Иосифа Волоцкого - это прежде всего правда социального служения, а его идеал - это своего рода "хождение в народ". (Волоколамская обитель постоянно превращается игуменом то в странноприимный дом, то в благотворительную столовую для сирот и убогих, то в больницу). • Все члены общества должны выполнять определенное служение. Не составляет исключения даже сам царь. • В этой системе монашеская жизнь - это некое социальное тягло, особого рода религиозно-земская служба. • Социальному служению, деланию справедливости и милосердия изнутри подчиняется у Иосифа и самое молитвенное делание.
Разногласие между иосифлянством и нестяжательством можно свести к такому противопоставлению: • Одни стремились завоевать мир, работая в нем, • другие преодолевали мир через преображение и воспитание вне мира нового человека, через становление новой личности. • И те и другие в качестве примера обращались к опыту Сергия Радонежского, своей деятельностью осуществившего впоследствии уже недостижимый идеал.
Иосифляне: хранение православной веры – задача русского государства • Иосиф Волоцкий напоминал вступившему на престол Василию III и о его преемственной ответственности за судьбу Православия после того, как царство Римское «иже много лета пребыша в православной вере християнстей, тако погибоша» . Иван III и Софья Палеолог Василий III Иванович великий князь Московский, сын Ивана III и Софии Палеолог
ГИБЕЛЬ ВИЗАНТИИ • «У меня есть только одно желание. Дайте мне Константинополь» султан Мехмед II 23 мая 1453 г. По прошествии 1000 лет после падения Рима, Константинополь пал под огнем турецкого флота
Стояние на реке Угре 1480 г. • “Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III, едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах” – К. Маркс.
Иван III (1440 — 1505) • Появление титула «самодержец» , являвшегося калькой византийского титула «автократор» (греч. αυτοκράτορ). • Первые случаи использования великим князем титула «царь» (или «кесарь» ) в дипломатической переписке. • Появлению титула способствовал брак с Софьей Палеолог
Первый русский царь • Первым русским царем стал Иван IV (1530 -1584 гг), принявший царский титул в 1547 г Первый русский патриарх 1589 г. поставление константинопольским патриархом Иеремией II митрополита Иова (ок. 1525 — 1607) в патриарха Московского и всея Руси.
Иосифляне и великокняжеская власть: • Вначале иосифляне поддерживали удельно-княжескую оппозицию и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На соборе 1503 года они выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали нестяжатели поддержанные Иваном III. • Нуждаясь в помощи сильной церковной организации для борьбы с еретическими движениями, Иван III уступил в этом вопросе: «стяжательские» требования иосифлян были удовлетворены. Взамен Иван III заручился поддержкой со стороны церкви. • С этого момента иосифляне поддержали идею о божественном происхождении царской власти, выдвинутой их идейным вождем Иосифом Волоцким.
Старец Филофей: идея исторической преемственности власти московских государей от византийских императоров: Москва – третий Рим
Спасо-Елеазаровский монастырь Псковской области Цареградская икона Божией Матери Спасо-Елеазаровского монастыря. Образ чудесным образом был явлен в Константинополе, когда происходило разделение Церкви на западную и восточную в XI в. . Икона считалась хранительницей Второго Рима.
Незадолго до падения Византии…. XV в. Разрыв с константинопольским патриархатом. Флорентийская Уния и автономия (автокефалия) Русской православной церкви • 1431 год: • междоусобная вражда между русскими князьями за великое княжение. • Умер престарелый митрополит Фотий — предстоятель Русской Церкви. Собор русских епископов избрал ему преемника — Рязанского епископа Иону. • Однако направить посольство в Константинополь стало возможным лишь только через 4 года, когда великому князю Василию удалось прекратить усобицу. • Но было уже поздно. В 1437 году Иона возвратился на Русь, но не митрополитом, как ожидалось, а все тем же Рязанским епископом в свите нового предстоятеля Русской Церкви митрополита Исидора.
• В это время верховная власть Византии готовилась к церковному Собору, который должен был решить вопрос об унии с Римской Церковью • Для заключения унии была необходима лояльность Русской Церкви – самой крупной константинопольской митрополии. • Исидор, поставленный митрополитом Киевским и всея Руси, был активным сторонником Унии.
Ферраро-Флорентийский Собор и Русская делегация • Московский великий князь Василий II Темный отправил на собор митрополита Исидора, в сопровождении многочисленной свиты из русских духовных и светских лиц. • «Если уж ты непременно желаешь идти на собор, — напутствовал митрополита великий князь, — то принеси нам оттуда наше древнее Православие, а нового и чужого мы не примем» . • Унию подписала вся византийская делегация, кроме Марка Эфесского. • Митрополит Исидор, представлявший Русскую Церковь, не только подписал ее сам, но активно способствовал подписанию всеми участниками собора. • За что получил от папы сан кардинала -пресвитера и звание легата для провинций: Литвы, Ливонии, всей России и Польши.
Авраамий Суздальский о предательстве Исидора и – о предательстве Византии • Епископ Авраамий Суздальский, один из участников делегации Исидора, голодом и тюремным заточением был принужден к подписанию унии. • Но после подписания акта Авраамий бежал домой в Россию, заручившись поддержкой и благословением святителя Марка Ефесского. • В Москве Авраамий Суздальский принес покаяние и рассказал об увиденном на соборе: «Греки, давшие Руси православную веру, во главе с патриархом и императором оказались отступниками от православия» .
Византия перед выбором: • Союз императора Иоанна Кантакузина с сохранение государства паламитами или сохранение веры • стремясь, как и все их соотечественники, • 40 -е гг. XV в. патриарх Митрофан II защищать Византию от турок, они не соглашались на любые средства для и император Иоанн VIII - за достижения этой цели и, в частности, - на принятие унии с католиками. церковную унию, требовавшую компромисса в вере как условие • Если до середины 40 -х гг. Рим западного крестового похода. доверял самим греческим • «Саботаж» унии в Византии — отказ от церковным властям процесс литургического общения с патриархом реализации унии, то с прибытия Митрофаном и от посещения его кардинала Кондульмаро и вплоть богослужений. до падения Константинополя • византийский вельможа Лука Нотара при будут проводиться «инспекции» из Рима, а Константинополь почти падении Константинополя говорил: «Лучше пусть будет в Византии турецкая постоянно будут посещать чалма, нежели папская тиара» . папские легаты.
Завершение попытки утверждения унии на Руси. Автокефалия • В 1441 г. прибыл в Москву, въехав в город с несением перед ним латинского креста, поминал на литургии папу Евгения IV. • Через три дня после торжественного въезда в Москву и провозглашения акта унии великий князь Василий Васильевич объявил его еретиком и арестовал. • Из-под ареста Исидор бежал в Рим, где стал кардиналом. • Епископ ИОНА (1448— 1461 гг. ) после низложения Исидора был посвящен в митрополиты собором русских епископов и великим князем.
• Узнав о смерти Византийского императора Иоанна, главного сторонника и творца унии, на Руси была предпринята попытка возвратиться к прежнему порядку. Великий князь направил послание преемнику императора Иоанна, в котором оправдывал самостоятельное поставление Ионы на митрополию после предательства и побега Исидора. • Однако вновь исторические обстоятельства помешали возвращению Русской Церкви в лоно Константинополя. 29 мая 1453 года Константинополь пал под ударами турок. Византийская империя прекратила свое существование и Константинопольская Церковь попала под власть турок.
• Сначала Флорентийская уния, а затем зависимость патриарха Константинопольского от турецкого султана мешала вернуть былое доверие к грекам. • Русь была на тот момент единственной православной державой в мире. Она переживала огромный духовный подъем.
Афон и Россия. Линия нестяжателей: прп. Максим Грек (1470 -1556). От Византийского мира – через Ренессанс – к Византийскому миру. «…прп. Максим представляет собою особый случай всецелого служения Святой Горы России» игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем • Философия, вслед за отцами Церкви, разделяется Максимом Греком на «внутреннюю» и «внешнюю» . • В первом случае практически отождествляются понятия «философия» и «монашеская жизнь» .