Философская мысль эпохи просвяения.pptx
- Количество слайдов: 11
Философская мысль эпохи Просвещения
План 1. Общая характеристика философии Просвещения. 2. Особенности английского Просвещения. 3. в. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII 4. Атеистическо-материалистическое направление французского Просвещения XVIII в. 5. Социалистическо-утопическое направление французской философии 6. Особенности философии немецкого просвещения.
В истории философской мысли 18 век обычно характеризуется как век Просвещения. Научное знание, философские изыскания, ранее бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь стремительно распространяются среди образованной части европейцев, становясь предметом оживленного обсуждения и непримиримых споров. Уверенность в мощи человеческого разума, неуклонном прогрессе идей – определяющая доминанта эпохи. Оптимизм Просвещения выражает менталитет крепнувшей буржуазии (не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других стран вставшая на путь капиталистического развития). Общая характеристика просветительской философии 1. выражение интересов нарождающегося класса – буржуазии; 2. культ человеческого разума как основного орудия преобразования общества; 3. представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке и распространяли их через систему светского образования 4. идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 -1794 гг.
Особенности английского Просвещения. Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения за-ключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроход-цем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирова-на философом Джоном Локком (16321704), который рассматривал государство как продукт вза-имного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скры-тому и молчаливому согласию» , должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором меж-личностных отношений. Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Анг-лии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с та-кими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и ко-торые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершенству»
Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк 2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который: • страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказыва ние: "Раздавите гадину !"); • считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие; • видел необходимость в признании существования Бога с мо рально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддержи вать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; • в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому; 3. Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который: • выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но от вергал Его возможность вмешиваться в дела людей и про цессы природы видел в Боге средство для поддержания порядка и воспита ния нравственности отвергал идею ; • бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих во просах) и подавление человеческой инициативы считал, что история ; • делается людьми, а не в силу Божестве нногопределения; 4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций рево люционнойдемократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он: • видел в Боге мировую волю и мировой разум; • считал, что материя несотворима и объективно существует всегда; • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир(в частности, сущностей вещей и явлений); • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д. ; 5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследова нию проблем познания (гносеологии). Можно выделить сле дующие основополагающие идеи его философии : • мир познаваем; • человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, ор ганов чувств окружающий мир является источником всех знаний; • в основе познания лежит ); • чувственное восприятие (отраже ние органами чувств окружающей действительности в разуме человека ); •
Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 1. Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо-материалистической философии. . Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в какихлибо его проявлениях, а также религию. . Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. . Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в. , накануне и во время Великой французской революции. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. 2. Философия Мелье. Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист • не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога); • не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души; • считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи; • материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению; • познание – отражение материи самой материей; • источником большинства знаний являются чувства; • причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; • выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; • в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
3. Философия Ламетри. Жюльен Ламерти (1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций: • полностью отвергал идеализм и теологию; • считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единственной субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность; • душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; • поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; • выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств; • был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье; • считал частную собственность гарантией свободы человека; • идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм» . 4. Философия Дидро. Дени Дидро (1713 – 1784) – один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» . «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет. Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов: • признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; • движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению); • отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; • в основе общества и государства видел «общественный договор» , исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов; • идеалом государства считал «просвещенную монархию» , а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность. 5. Значение философии французских философов-материалистов. Сходные взгляды имели такие философы – просветители, как Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771). Значение деятельности французских философов атеистическоматериалистического направление для философии и для общества в целом в том, что они: • четко выделили два ведущих философских направлениях – материализм и идеализм ( «линию Демокрита» и «линию Платона» ); • освободили философию от многих религиозных предрассудков; • дали более реалистическое определение субстанции – материя; • выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя; • подвергли критике доопытное, сверхчувственное ( «чистое» ) знание; • обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения); • выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц; • обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи; • обосновали идеи социальной справедливости; • идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Социалистическо-утопическое направление французской философии. 1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направле ние получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв. Представители данного направления жестко критиковали су ществующий общественноэкономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государ ства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммуни стические) идеи нашли поддержку среди широких слоев просто го народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Философия Клода Сен-Симона Основные положения: выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм; целью философии видел создание лучшего, разумного общества; лучшее общество, по Сен. Симону, - то, которое представляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;
Особенности философии немецкого просвещения. В немецкой философии начало Просвещения связано с именем Христиана Вольфа (1679– 1754), систематизатора и популяризатора учения Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Вольфианцы были убеждены в том, что распространение образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности. Культ разума сочетался у них с пиететом перед христианской верой, которой они пытались дать «рациональное» истолкование. Сам Вольф не уделил должного внимания антропологическим сюжетам. Видным представителем вольфианской просветительской философии в свой ранний, «докритический» , период выступает Иммануил Кант (1724– 1804). В его творчестве можно проследить определенную эволюцию от проблем естествознания и общей «метафизики» к проблеме человека. Прежде чем поставить общие фундаментальные вопросы о предназначении человека, о его сущности, Кант обращается, казалось бы, к частным темам — к грезам духовидца Свёденборга, к миру человеческих чувств, к оценке национальных особенностей людей. Эволюция раннего Канта протекала под влиянием Руссо. Книгам французского просветителя он был обязан освобождением от предрассудков кабинетного ученого. Его интересуют теперь многие вопросы собственно человеческого существования. Реальный мирской человек все больше завладевает его вниманием. Кант обнаруживает, что это весьма интересный объект философской рефлексии. Поворот к антропологическим сюжетам он рассматривает как своего рода революцию в мышлении. Наиболее характерная работа для этого периода "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного" (1764). Этот трактат, выдержавший восемь прижизненных изданий, принес Канту славу модного писателя. Философ выступает в необычном для него жанре — как эссеист. Его слог приобрел изящество и аффористичность, автор охотно прибегает к иронии. Выбор такого литературного письма не случаен. Кант обращается к миру человеческих чувств. Выразить жизнь эмоций гораздо труднее, чем воспроизвести движение мысли. Вот почему в трактате много образов, а строгие дефиниции отсутствуют. Человеческие чувства в работе рассматриваются через призму двух категорий — Прекрасного и Возвышенного. Трактат по эстетике? Ничего подобного. Это скорее антропологическая зарисовка, дающая возможность приблизиться к более строгим размышлениям о человеческой природе. Кант высказывает некоторые соображения о различии людей по темпераментам, отнюдь не стремясь исчерпать тему. Прекрасное и Возвышенное служит для него стержнем, на который он нанизывает свои весьма занимательные наблюдения о человеческом в человеке. В сфере Возвышенного пребывает, согласно Канту, темперамент меланхолический, которому немецкий просветитель отдает явное предпочтение, хотя видит и некоторые слабые его стороны. Человек как живое существо обладает четко фиксированной природой. Но вместе с тем какое разнообразие характеров, темпераментов! В "Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного" Кант рассуждает об особенностях национального характера. Это один из первых шагов социальной психологии — науки, которая в наши дни обрела более строгую эмпирическую базу. Разумеется, у немецкого просветителя нет еще широкого социологического подхода. Он довольствуется в основном собственными наблюдениями над национальными особенностями поведения. Впоследствии Кант неоднократно возвращался к этим наблюдениям, каждый раз когда читал курс антропологии. Выводы его не всегда точны, порой спорны, большей частью оригинальны. За яркими, хотя и произвольными, пассажами скрывается глубокий смысл: они предвосхищают перемену в духовной атмосфере страны, грядущий поворот от рассудка к чувствам, появление интереса к индивидуальным переживаниям личности. Современник раннего Канта — Готхольд Эфраим Лессинг (1729– 1781) — поэт, драматург, литературный критик, философ. Тезисы "Воспитание человеческого рода" (1730) носят программный характер прежде всего для самого мыслителя. Оценим по достоинству ряд его идей, которые являются, на наш взгляд, своеобразным провозвестием. Прежде всего, это мысль о единстве человеческого рода, о его всеохватной целостности. Разумеется, Лессинг основывается преимущественно на европейской истории. Он рассуждает в духе европейского человечества. Тем не менее мыслитель исходит из идеи всеобщей судьбы людей.
Спасибо за внимание Работу выполнили: Гричик Елена Жигулева Александра
Философская мысль эпохи просвяения.pptx