Lecture 10.ppt
- Количество слайдов: 17
Философская гносеология и философия культуры Ø основные типы теорий познания: Ø идеализм, реализм, прагматизм, аналитические теории Ø основные концепции "истины" Ø философия культуры: основные определения культуры, структура
Теория познания - раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности Ø Познание исследуется уже в древних философских учениях, но в центре всей проблематики западной философии она оказывается в XVII в. В это время складывается классический тип теории познания. Сам термин, "теория познания" появляется довольно поздно - только в 1832 г. До этого проблематика теории познания изучалась под другими названиями: анализ ума, исследование познания, критика
Основные проблемы гносеологии: традиционные проблемы Ø проблема иллюзии и реальности, мнения и знания Ø проблема обоснования знания Ø проблема источника всеобщего и необходимого в опыте Ø проблема существования внешнего мира и сознания других людей
Основные проблемы гносеологии: современные проблемы Ø к традиционным проблемам добавляются новые: Ø проблема неявного знания Ø проблема социокультурной относительности познания Ø проблема соотношения научного и вненаучного, обыденного знания
Типизация учений о познании -1 Ø Гносеологический идеализм - это система взглядов, согласно которой объект знания зависит от процесса восприятия в опыте, или от процесса познания. Две версии: Ø субъективный идеализм – отдельный познающий создает или обуславливает реальность; объективный идеализм – вся действительность – продукт опыта
Типизация учений о познании - 2 Ø Реалистская гносеология исходит из независимости объекта от познающего субъекта и процесса познания как в отношении своего существования, так и в отношении своих свойств. Типы: Ø сенсуализм, эмпиризм, критический реализм, диалектический материализм Ø познание здесь понимается как репрезентация - "отражение", "воспроизведение" в мысли, полностью или частично, внешних независимых объектов
Типизация учений о познании - 3 Ø Кант совершил революцию в гносеологии: активность познания и независимость познаваемого, a priori Ø прагматизм: объекты окружающего мира независимы от нас и в этом смысле они есть "вещи-сами-по-себе", но то, что мы берем в качестве "объекта" - от нас зависит. Ø познание – орудие приспособления
Типизация учений о познании - 4 Ø выяснением природы познания - механизмов конституирования гносеологических значений в опыте и условий их адекватного употребления занимаются феноменологические и аналитические гносеологии. Они представляют собой особый, тип гносеологии, с "особыми" субъектом и объектом - в континууме человеческого сознания и с запретом на их "субстанциализацию" /т. е. объявление их независимыми "самими по себе"/
Определения истины в истории философии: западная стратегия Ø связана с преобразованиями изучаемых объектов, опорой на внешнее, на преобразования внешнего мира, истина "спрятана", добывается Ø субъект познания предполагается неизменным при всех осуществляемых преобразованиях, среднее состояние Ø истина "очищается" от случайного и ее можно "передать" любому человеку
Определения истины в истории философии: восточная стратегия Ø восточная делает упор на преобразование самого познающего субъекта, его сознания Ø предполагает опору на внутреннее, на самосовершенствование, чтобы познать истину человек должен измениться сам, истина открывается измененному состоянию сознания, которое обретается многолетними практиками "сатори" – опыта
Основные концепции истины - 1 Ø По Аристотелю, истина - это свойство высказывания о вещах, но не свойство самих вещей, т. е. истина - это характеристика знания. Здесь истина – есть соответствие знания – вещам, которые описывает это знание. Знание и вещи – два разных мира. Данная точка зрения получила название теории корреспонденции, переписки двух миров.
Основные концепции истины - 2 Ø По Платону, истина есть свойство самих вещей: они могут быть истинны или неистинными, в зависимости от того, соответствуют ли они своему понятию или нет. Здесь соответствие устанавливается в рамках качественно одного мира – мира сознания, объективного и субъективного, где вещи обязательно соотносятся со своими идеальными образцами. Эта точка зрения получила название теории когеренции, соответствия внутри одного целого, одного фрагмента – всему Целому.
Что важно в понятии "истина" Ø понятие соответствия, это центральный концепт, описывающий Ø соответствие есть соответствие между нашими представлениями и реальностью, но то что, мы называем "реальностью" каждый раз оказывается нашими представлениями о реальности Ø важным оказывается какой уровень в субъекте признается главным в фиксации соответствия: чувства, интеллект, вера, интуиция, здравый смысл, практика.
Критерии истины Ø истина узнается по своим следствиям, его результатам применения: когерентность, эвристичность, надежность и эффективность Ø определение истинности знания по нему самому: всесторонность, полнота, всеобщность и необходимость Ø функции истины: описание, объяснение, предвидение
Основные определения понятия "культура" -1 Ø 1) описательные, основанные на перечислении того, что входит в культуру; 2) исторические, делающие упор на социальное наследие и традиции; 3) нормативные, в которых акцентируются жизненные правила как основа культуры; 4) аксиологические, определяющие культуру через ценности; 5) прагматические, здесь значение культуры усматривается в том, что она является результатом решения определенных проблем; культура - это общий образ жизни, особое приспособление людей
Основные определения понятия "культура" - 2 Ø 6) через воспитание; культура - это поведение, которому человек научился, а не получил биологически; 7) структурные, делающие акцент на организации культуры; культура состоит из изобретений, интегрированных в систему; 8) генетические, культура это все, что люди произвели; 9) интеллектуалистские; культура - это поток идей, действий, слов или подражания; 10) символические, культура - это употребление символов
Структура культуры Ø подсистема трансляции культурных форм: педагогическая сфера Ø подсистема социального контроля: общественное мнение, правовые и политические институты Ø подсистема "производства" культуры: создание идеалов, ценностей и норм