философская антропология.ppt
- Количество слайдов: 19
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ
Философская антропология изучает: • • Сущность и природу человека Антропогенез Проблему существования человека Духовное развитие человека Перспективы эволюции человека Проблему свободу и ответственности человека Проблемы антропологической биоэтики
Тема 15. Проблема человека в философии и науке n Проблема человека в истории классической философской мысли n Осмысление и разработка проблем антропогенеза n Биологическое и социальное в развитии человека
Литература: • • • Бердяев Н. А. Проблема человека. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М. , 1984. Гельвеций. О человеке. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Проблема человека в современной западной философии. М. , 1988. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. , 1987. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. , 1990. Хрусталев Ю. М. Философия. Ч. 3. Гл. 1. Онтологический статус жизни. М. , 2004. Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М. , 1996.
Философия Древнего Востока о человеке
Проблема человека в философии Древней Греции Софисты: · “Человек есть мера всех вещей” (Протагор); · релятивизм и субъективизм; · экзистенциальный смысл истины Сократ: · Этический рационализм и учение о даймонионе Платон: · Антропологический дуализм души и тела; · Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком; · Вечный трагизм существования человека Аристотель: · “Человек – это общественное животное, наделенное разумом”; · деятельностная сущность человека
Средневековая христианская концепция человека · Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом; · человек “есть образ и подобие Бога”; · человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу; · задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда
Человек в философии Возрождения и Нового времени • Человек занимает центральное место в мироздании (Пико делла Мирандола); • свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья; • мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма; • всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т. Гоббс); • антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт); • механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж. Ламетри)
Немецкая классическая философия о человеке • Человек - основной вопрос философии, человек самый главный предмет в мире (И. Кант); • человек отличается от других существ самосознанием (И. Фихте); • человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г. Гегель); • антропологический монизм (Л. Фейербах)
Основные концепции антропогенеза Разновидность Основная идея концепции Представители Теологическая концепция Бог сотворяет человека (креационизм) Христианская теология и др. Концепция биологической эволюции Человек произошел естественным образом Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, Ф. Энгельс и др. Концепция космической эволюции Эволюция астральных и биологических организмов Махатмы, Е. Блаватская, Е. Рерих и др.
Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальные значения • • • Специфические свойства жизни: питание дыхание раздражимость активность размножение рост • • Интегральные характеристики жизни: энергетические процессы обмена веществ признаки самоорганизации информационногенетические признаки эволюционные признаки
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Эволюционизм Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина 1809 год Ж. Ламарк провозгласил всеобщим законом живой природы - принцип эволюции: 1859 год «Виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию» . «Философия зоологии» Эволюция в органическом мире осуществляется в результате 3 основных факторов: • изменчивость - основа образования новых Ч. Дарвин вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира: признаков в строении и функциях организмов; • наследственность закрепляет их; • естественный отбор - в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не приспосабливаются к условиям жизни. «Происхождение видов путем естественного отбора»
Разработка проблем антропогенеза 1871 год I. Эволюционная теория антропогенеза Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка Конец ХIХ века II. Трудовая теория антропосоциогенеза Начало ХХ века III. Мутационная и синтетическая теории антропогенеза По Ф. Энгельсу труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора • Хуго де Фриз: новые виды возникают скачкообразно в результате единичных мутаций в генном аппарате (геноме); • С. С. Четвериков, Н. В. Тимофеев-Ресовский: эволюционные процессы происходят не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений
Антропогенез 2 млн. 4 -2 млн. л. н. 400 1, 9 -0, 65 тыс. л. н. млн. л. н. 30 -40 тыс. л. н Неандерталец - ранняя 14 млн. Синан- форма л. н. Питекан. Зинд- Австралотроп homo троп Рамажантроп питек sapiens питек Сивапитек - человек (предок умелый человека и высших 10 млн. л. н.
Соотношение биологического и социального в развитии человека • Биологическая эволюция человека перестала иметь решающее значение; • а потому можно говорить о ведущей социальнокультурной эволюции человека; • генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией; • главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.
Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека ПАНБИОЛОГИЗМ ПАНСОЦИОЛОГИЗМ - считает, что развитие человека - считает, что все люди полностью обусловлено рождаются с одинаковыми генами генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование На самом деле, наследуются не способности, а задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды
Специфические свойства человека Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законом. Но в жизни человека биологические законы - только основа Самосознание Коллективность Свобода выбора От остальных существ человека отличают следующие качества: Культура Незапрограммированность Осознание смерти, конечности своего существования
Феномен человека Понятие «индивид» - обозначает принадлежность к человеческому роду; Понятие «личность» - целостность социальных свойств ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Понятие «человек» - совокупность общественных отношений Понятие «индивидуальность» - обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных