Философская антропология.ppt
- Количество слайдов: 24
Философская антропология
Философская антропология – учение о человеке, наука о сущности человека, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также их сущностных возможностях и реалиях
Античная философия VIIвв. до н. э. – Vв. н. э. Платон – в философии обнаруживаются признаки дуализма, противопоставление души и тела. как двух разнородных сущностей. Тело – смертно, душа – вечна. Душе ничто не может помешать существовать вечно. Порок и нечестие не приводят душу к смерти, а лишь извращают ее. Демокрит – формулирует мысль о сущностях природы и учения для человека. Природа и учение подобны. Природа делает человека в определенный срок, а учение с соблюдением определенной меры времени также создает человека. Сократ – в центре его размышлений оказывается человек, его сознание и нравственное поведение. С эллинской мудрости «познай самого себя» , начинается целая традиция в философии исследования природы и поступков человека, где ключевой фигурой становится сам человек.
Античная философия Сократ, первый из мыслителей , кто сделал самопознание основной частью своего учения. Внимание Сократа к самопознанию означает превращение проблемы человека в основную проблему философии. Аристотель – « человек по природе существо общественное» . Аристотель разделяет понятие «природа» и «сущность» человека. Природа - динамична, сущность - статична. Характеристиками природы человека являются: закономерность; изменчивость; динамизм; двусмысленность; ограниченность и слабость человеческой натуры. Природа порождает сущность. Сущность же состоит не в следовании своей природе, а в том, чтобы приближаться к самой сущности, обнаруживая в себе высшее и более значимое, чем природа. Сущность человека « сам человек» .
Античные традиции философского анализа человека Античная философия Античному миру человек представляется в единстве с природой, он рассматривается как частица космоса. Вместе с тем, античная философия явилась первой попыткой понять сущность человека, его отличие от природы, выделить главный отличительный видовой признак человека – его разум (Логос).
Античные традиции философского анализа человека Базовыми признаками человека, которые были выделены греческими философами и легли в основу философской антропологии являются: являются способность к мышлению речь общественная жизнь человека присутствие в человеческой личности высшего, духовного и бессмертного компонента, этика самообладания и самовоспитания
Философия средневековья V-XVвв. Аврелий Августин – поставил антропологический вопрос иначе. Человек, по Августину, это великая тайна. Он неисчерпаем и непознаваем до конца. Следуя античным традициям, Августин определяет человека как «животное разумное, смертное» , состоящее из души и тела, которые составляют одно человеческое существо. Душа как «субстанция, причастная разуму. Приспособленная к управлению телом» . Разумность души проявляется в ее постоянной связи с умопостигаемой истиной и способностью разумного постижения мира. Августин утверждает тождество разума с рассудочной деятельностью человека. Определение души как «рассуждающей» говорит о том, что познавательная деятельность человека ограничивается рассудочным мышлением.
Философия средневековья Фома Аквинский - исходит из того, что человек, подобно большой Вселенной, являясь неким маленьким миром, нуждается в своем «двигателе» . Это – человеческая душа. Душа не просто движет тело, она «актуализирует» его, т. е. является его формой и актом. Человек сложная и неделимая субстанция. В концепции человека св. Фомы прослеживается главная мысль о том, что менее совершенное является целью развития или жизни более совершенного (например: материя – ради формы; тело – ради души). В мире каждый человек существует ради своего акта и совершенства, однако не только ради личного совершенства, но и совершенства окружающего мира. Человек живет ради совершенства мира. а мир ради Бога. А всякое совершенство подразумевает сотворение, делание, созидание добра и блага. Понятие зла, св. Фома выводит из понятия противоположности, когда одна противоположность познается через другую.
. Философия средневековья В этот период происходит осмысление вопросов: что есть человек, чему его надо учить, чтобы он стал человеком, связанные с этим ценностномировоззренческие изменения, которые произошли в Европе в связи с возникновением и распространением христианства. Человек соизмерялся через основоположение религии с идеей личного абсолютного Бога, который сообщает знания о себе в Откровении. Отсюда пересмотр воззрений на сущность и предназначение человека, переосмысление античной традиции.
Философия эпохи Возрождения XIV- XVIIвв. Эразм Роттердамский – согласно своему учению , рассматривает человека свободным от природы, благодаря мученической смерти Христа, взявшего на себя все грехи человечества. Любое угнетение личности противоречит природе человека и христианскому учению. Но, поскольку. Каждый человек свободен, постольку он морально ответственен перед собой и обществом. На этом положении основывается учение Роттердамского о парвах и достоинстве личности.
Философия эпохи Возрождения Пико Делла Мирандоле – человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит из того, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм Мирандоле отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья, способен дойти до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.
Философия эпохи Возрождения Рене Декарт – вновь разделяет человека на тело и душу, акцидентально соединенные, субстанциально – различные. Тело есть протяженная субстанция, душа – мыслящая субстанция. Тело это автомат, вещь. Биологическая жизнь – механистична. Душа приходит в мир, уже обладая всеми идеями, которые медленно просыпаются в человеке под действием чувственный стимулов, сначала, как ощущения или смутные идеи, затем как идеи ясные и отчетливые. Им соответствует объективная реальность, потому, что благой Бог не может допустить постоянного обмана. Логическому мышлению соответствует бытие: « То, что мы ясно и отчетливо мыслим как принадлежащее истинной и неизменной природе, либо сущности или некоторой вещи, может несомненно утверждаться о ней» .
Философия эпохи Возрождения В эпоху Возрождения формируется новое гуманистическое понимание человека, что влечет за собой возвышение человека именно как человека, возвышение его красоты, силы, гордости В философии Возрождения подчеркивалась ценность безграничных творческих возможностей человека
Эпоха Возрождения и гуманизма ►рациональный подход ►эмпирический подход
Антропология XVIII - XIX в. Немецкая классическая философия о человеке. ► Человек – есть разумное существо. Природа человека сама по себе хороша, и если не искажать ее социальными и религиозными предрассудками, она сама подскажет человеку как поступать
Философская антропология XX в. Направления: ► Экзистенциализм ► Психоаналитические теории ► Структурализм ► Постмодернизм
Концепции человека Объективистские ► Субъективистские ►
►Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, Природы, Общества, исторической необходимости, Мирового разума или Бога
►Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я» , через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека
Философско-биологическая антропология. Происхождение человека Группы: ►нефиналистские теории ►финалистские теории
► Нефиналистские теории пытаются объяснить упорядоченность, масштабность и поступательное движение биологической эволюции действием слепых причин и сил, не нацеленных на порождение различных органов и организмов, включая человека, производящих их по чистой случайности ► Среди нефиналистских теорий самая распространенная – синтетическая или неодарвинистская теория
► Финалистские теории - хотя и признают случайные генетические мутации и естественный отбор, однако считают немыслимым и невозможным, чтобы такой невообразимо сложный процесс, каковым является эволюция, сам собой реализовал макропроцесс усложнения сознания, вплоть до появления человека и продолжался уже через человека
«Антропный принцип» предполагает, что космическая эволюция имела целью возникновение жизни, а жизнь – возникновение человека, т. е. человек – конечная цель всей совокупности названных природных и космических констант. ► Именно человек придает смысл космической эволюции, и присутствие человека во Вселенной не случайный факт, а искомая цель всей эволюции
«Терминальный антропный прнцип» «развитие Вселенной было запрограммировано на появление мыслящего существа в определенный момент эволюции, во Вселенной должна была возникнуть разумная обработка информации, но однажды возникнув, она не исчезнет никогда» ►