Скачать презентацию ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Философская антропология философское учение Скачать презентацию ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Философская антропология философское учение

Лекция философская антропология.pptx

  • Количество слайдов: 52

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Философская антропология – философское учение о человеке или философия человека. Задача философской антропологии сводится Философская антропология – философское учение о человеке или философия человека. Задача философской антропологии сводится к изучению и обоснованию сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности. Философская антропология пытается определить не только человеческую природу, но и смысл окружающего мира из самого человека. По мнению представителей этого направления все центральные философские проблемы можно свести к одной – проблеме человека, включающей: 1. Происхождение человека 2. Смысл человеческого существования, который раскрывается через культуру, мораль, науку, социум и др.

1. СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 1. СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Интерпретацию ответа на вопрос о смысле жизни в исполнении Поля Гогена можно увидеть на Интерпретацию ответа на вопрос о смысле жизни в исполнении Поля Гогена можно увидеть на его картине, оконченной в 1898 году. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? »

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовнонравственного облика личности. «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК» Ф. Ницше. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ Целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ Целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании (Аристотель). Цель человеческой жизни - получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте» , в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание (Эпикур). Конечной целью устремлений человека является счастье (эвдеменистский подход). Добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым от внешнего мира и означает крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений (киники). Целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал— невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам (стоики). Преобладающим направлением античных исследований является направление «Смысл жизни - в самой жизни человека» .

 «…. не проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб, не «…. не проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился и родился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему ни получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию» (А. И. Герцен). В эпоху Средневековья получает развитие парадигма «Смысл жизни - вне жизни человека» . Утрата веры в силы и разум человека ведет к поискам потусторонних средств для оправдания его бытия. Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Позже начинает развиваться подход «Человек живет, чтобы действовать» . Сторонниками этой концепции выступают М. Позже начинает развиваться подход «Человек живет, чтобы действовать» . Сторонниками этой концепции выступают М. Монтень, Ж. -Ж. Руссо, П. А. Гольбах, Фейербах, Спенсер. «Смысл жизни в служении высшему существу» видели Декарт и Спиноза. Самопознание и самосовершенствование - вот истинная цель жизни человека. У Спинозы более чем у кого-либо проявляется тенденция: Бог, религия - путь к обретению человеком высшего блага - путь к самосовершенствованию человека. «Смысл жизни - в служении идее» . Эту точку зрения разделяли Т. Мор, А. Сен-Симон, Ф. Бэкон, Дж. Локк, К. Маркс. Под идеей они понимали социальное равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организации общества и т. п. В ХХ веке получает развитие парадигма «Смысл жизни - в самореализации» . Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным сам выработать свой смысл жизни.

Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философовэкзистенциалистов XX века — Альбера Камю Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философовэкзистенциалистов XX века — Альбера Камю ( «Миф о Сизифе» ), Жан-Поль Сартра ( «Тошнота» ), Мартина Хайдеггера ( «Разговор на проселочной дороге» ), Карла Ясперса ( «Смысл и назначение истории» ). Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают. Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности» , «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл» . Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём.

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil» , что означает «ничего» . Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком» . Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни необходимо искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Для прагматика смысл жизни может быть открыт только через опыт. Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого, активно совершенствовать тело, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения.

2. НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ 2. НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ

Насилие рассматривается как разновидность крайнего принуждения, связанного с ограничениями свободы и жизнедеятельности одного человека Насилие рассматривается как разновидность крайнего принуждения, связанного с ограничениями свободы и жизнедеятельности одного человека другим лицом (физическим, юридическим, социальнополитическим и т. п. ). Естественно, возникает вопрос о мере насилия как вынужденного принуждения, в особенности, в ситуации противозаконных действий, совершаемых человеком или группой лиц по злому умыслу. В этом случае ограничение их свободы и даже лишение жизни является законным принуждением, т. е. оправданным насилием со стороны общества (государства). • В психологическом смысле насилие означает действия, направленные на моральное, физическое и пр. виды унижения личности, ее человеческого достоинства. Такого рода насилие осуждается как с нравственной точки зрения, так и с позиций закона. • Насилие в буквальном смысле - проявление силы, оправданной или неоправданной в оценочных категориях, т. е служащее добру, справедливости или нет. • В истории человечества, равно как и в живой природе вообще, насилие есть реальность, неоспоримый факт, тогда как ненасилие - абстрактный идеал, некое желаемое, а на практике едва ли достижимое состояние.

Ненасилие как теория и практика возникает в ХХ в. и связано с именами Л. Ненасилие как теория и практика возникает в ХХ в. и связано с именами Л. Толстого, М. Ганди, М. -Л. Кинга. Из трех возможных реакций на воинственную несправедливость: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление – ненасильственное сопротивление выше по уровню, предполагает большую душевную зрелость, чем та, которая предполагает насильственную реакцию или примирение с насилием. Ненасилие – это культурно-мировоззренческая модель оппозиции насилию в любых формах его проявления. Идеи ненасилия содержатся во всех религиях и культурах мира. Философские учения и религии Востока (индуизм, буддизм, даосизм) подчеркивают внутреннее преображение в результате освобождения от насилия. Западные религии и философия придают большее моральное значение внешнему освобождению и практическим делам. Принцип ненасилия предполагает определенную концепцию и понимание человека: человек как высшая ценность среди всего мира, поэтому к нему надо относиться с уважением, даже к врагу; каждый человек обладает совестью и, значит, может изменить свою позицию. Основа ненасильственных действий – глубокое доверие к человеку и вера в человечность. Ненасилие создает возможность открыть в себе человечность; предполагает необходимость изучения методов и стратегии ненасилия, самосовершенствование и самодисциплину, ведение диалога, неучастие и гражданское неповиновение. Всему этому надо учиться. Ненасилие, таким образом, это «философия и образ жизни, которые на основе верховенства правды любви предполагают личные, социальные и межнациональные изменения ради преодоления несправедливости в достижении мира и примирении» .

Принцип ненасилия гласит: Во всех случаях действуй ненасильственно. Ненасильственные действия надо совершать не в Принцип ненасилия гласит: Во всех случаях действуй ненасильственно. Ненасильственные действия надо совершать не в силу их необходимости, а потому что они таковы. Идеи непротивления злу насилием составили содержание мировоззрения Л. Н. Толстого (1828– 1910): это принципы воздержания от мнимых обид, от возмездия, необходимость прощения, любовь вместо мщения. Для М. Ганди (1869– 1948) это принципы Ахимса и Сатьяграха. Ахимса – это абсолютное ненасилие и убийство только в целях защиты. Позитивную сторону этого принципа составляют: любовь к человеку и животным, милосердие, самопожертвование. Сатьяграха – «сила правды» – это метод ненасильственной борьбы путем убеждения, уступок, неповиновения, несотрудничества, честности, доверчивости, это активное ненасилие. Вопрос о ненасильственных действиях встает только в ситуации конфликта. «Осознать зло, – говорил Ганди, – и не противостоять ему – значит предать в себе человека» .

Мартин Лютер Кинг разработал 6 принципов ненасилия: ненасилие как метод борьбы требует мужества, это Мартин Лютер Кинг разработал 6 принципов ненасилия: ненасилие как метод борьбы требует мужества, это активное ненасильственное сопротивление; в борьбе нельзя унижать противника, но завоевать его дружбу и понимание; ненасилие борется со злом, а не с его жертвами, которым пришлось творить это зло; нужно быть готовым принять страдание и не отвечать ударом на удар, быть готовым к тюремному заключению; духовное насилие недопустимо, как и физическое, центром ненасилия является принцип любви-агапе, распространения доброй воли на всех людей; на стороне справедливости находится весь мир, справедливость – это вселенское, космическое начало, содействуя справедливости через любовь и ненасилие, мы вносим гармонию во вселенную.

Формы и методы групповых ненасильственных действий сегодня определяются достаточно четко : цель должна быть Формы и методы групповых ненасильственных действий сегодня определяются достаточно четко : цель должна быть объективно справедливой, ненасильственное действие должно быть направлено против явного нарушения прав человека. Ненасильственное действие является демократичным, творческим и коллективным. Методы ненасильственного действия следующие: диалог, переговоры, посредничество, прямые непосредственные действия, отказ от сотрудничества, гражданское неповиновение, голодовка (молитва, просьба), конструктивные программы. Преодоление зла злом уже невозможно в силу огромной разрушительной силы зла. Ненасилие – это не пассивность, а более высокая степень эффективности реакции на насилие. В современном обществе, идущему по пути глобализации, господствующее положение занимает идея толерантности как ненасильного, терпимого поведения и отношения к представителям «иных» , «чужих» народов, наций. Толерантность провозглашается общечеловеческим принципом согласного мирного существования.

3. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 3. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕЕННОСТЬ Человек – это родовое понятие, которое указывает на отличие человека 3. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕЕННОСТЬ Человек – это родовое понятие, которое указывает на отличие человека от других живых существ. Индивид означает отдельного человека, которому присуще как общечеловеческие черты, так и индивидуальные. Индивидуальность – то, что отличает человека от других индивидов. Формирование личности – это сложный и длительный процесс, называемый социализацией человека. Две стороны социализации: внутреннее самоопределение человека, формирование собственного Я; внешнее социальное определение, то как человек реализует себя в обществе. Личность – это духовно развитый человек. Существенную роль играет мировоззрение человека. Понятие личность складывается из нескольких составляющих: биогенетические задатки человека, социальные факторы, психологическое ядро – формирование духовного мира человека.

Свобода – это философская категория, характеризующая сущность и существование человека, состоящая в возможности личности Свобода – это философская категория, характеризующая сущность и существование человека, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. волюнтаризм – абсолютизация воли человека над другими проявлениями жизни (Ницше, Фохт, Шопенгауэр); фатализм – абсолютизация некой независимой от человека воли (судьбы, рока) и исключение роли личности в историческом процессе.

Свобода В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Свобода В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком). Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, действующий по заданной программе. Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Николай Бердяев

Понимание свободы в философии Нового времени Философы Понимание свободы Спиноза Все в мире детерминировано, Понимание свободы в философии Нового времени Философы Понимание свободы Спиноза Все в мире детерминировано, поэтому подлинной свободы не существует. Но человек может познать необходимость и жить в соответствии с познанными законами бытия. Свобода есть познанная необходимость. Руссо Человек рожден свободным, и быть свободным – это естественное право человека. Кант Человек подчинен необходимости как явление ( «вещь-для-нас» ) среди других явлений. Человек свободен как трансцендентная сущность, т. е. как «вещь-в-себе» . Фихте Быть свободным – значит сделать себя свободным. Свобода – это деятельность по познанию необходимости, и деятельность по относительному увеличению области «Я» за счет «не Я» в рамках единого Абсолюта.

Свобода -- это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также Свобода -- это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности. Мера необходимости и свободы, коллективистской и индивидуалистической устремленности в человеке той или иной эпохи, той или иной культуры различна. Именно эта мера задает определенные типы личности. Типологии личности наряду с прочим очень часто вытекают из моделей взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов. В качестве таких моделей называют следующие: отношения борьбы за свободу (человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом); бегство от мира (эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей идет в монастырь, уходит «в себя» , чтобы там обрести свободу самореализации); человек адаптируется к миру, добровольно подчиняется ему, жертвуя стремлением обрести свободу. Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор поведения. Свобода есть там, где есть выбор. В такой ситуации особый интерес представляет проблема моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Свобода человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность -- это две стороны единого целого -- сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели. Реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, и когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Выделяют следующие виды ответственности: v историческая, политическая, нравственная, юридическая; v индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. Выделяют следующие виды ответственности: v историческая, политическая, нравственная, юридическая; v индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

МОРАЛЬ, ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ МОРАЛЬ, ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Мораль (от лат. mores, нравы) и право – это идеальные формы регуляции человеческого поведения. Мораль (от лат. mores, нравы) и право – это идеальные формы регуляции человеческого поведения. С их помощью общество направляет и регулирует поведение индивидов таким образом, чтобы оно отвечало интегральным общественным интересам. Нормы морали (нравственные ценности) являются предметом изучения этики. К числу нравственных ценностей этика относит доброту и справедливость, честность и храбрость, патриотизм и т. п. абстрактные характеристики человеческой личности. Ключевая категория морали – добро. Принцип эквивалентного воздания за добро и зло выражается категорией справедливости. Право прочерчивает условную границу между добром и злом, формализуя эти абстракции, и устанавливает справедливую меру наказания за причиненное зло. Формальные нормы права именуются «законами» . Законы образуют предмет изучения правоведения (юриспруденции).

Нравственные ценности Содержание всех без исключения нравственных ценностей – категорий морали и права, в Нравственные ценности Содержание всех без исключения нравственных ценностей – категорий морали и права, в том числе и добра, и справедливости, и законности, – исторично. Это означает, что их содержание радикально меняется в зависимости от конкретных исторических условий и обстоятельств человеческой жизни. То, что считается добрым и справедливым в одном обществе или даже в пределах одной общественной группы, вызывает осуждение в другой, и наоборот. «Общечеловеческая мораль» и «права человека» – это абстракции, диктующие людям нормы поведения, которые в данную историческую эпоху лучше других отвечают интересам того или иного человеческого сообщества (семьи, класса, этноса и, наконец, человечества в целом). Нравственное сознание – это одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. В современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей.

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетика – отрасль философского знания, занимающаяся исследованием Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетика – отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Эстетическое отношение- – особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

В своей совокупности нравственные ценности образуют идеал совершенного человека, который далеко не одинаков в В своей совокупности нравственные ценности образуют идеал совершенного человека, который далеко не одинаков в разных культурах и в разные эпохи. Этот идеал в наглядной форме демонстрируют чувственные образы богов и героев в мифологии и искусстве. В философии первые опыты конструирования идеала совершенного человека относятся к античным временам ( «благородный муж» у Конфуция, правитель-философ в платоновском «Государстве» , «просветленный» учитель жизни у буддистов, и т. д. ). В современной философии самый яркий образ совершенного человека - Сверхчеловека - создал Фридрих Ницше в книге «Так говорил Заратустра» . Представления о совершенном человеке необходимы любому обществу, т. к. выступают идеальным ориентиром, служащим целью и смыслом жизни человека в социуме. Чаще всего образ идеального, совершенного человека формируется под воздействием религиозной веры. В этом случае совершенство рассматривается как признак сверхъестественности, особой благосклонности божества к данному человеку. В некоторых культурах воплощением совершенства оказывались - Христос, Мухаммед, Будда, Конфуций, в других им считался правитель, являющийся воплощением божественного совершенства среди людей на земле. В любом из образов зафиксированы наиболее значимые качества личности, которые символизируют собой идеал добра, справедливости, любви.

Античные представления. • Совершенный человек – это тот, кто постиг веления Судьбы и живет Античные представления. • Совершенный человек – это тот, кто постиг веления Судьбы и живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Он обретает подлинное счастье и невозмутимость духа. И уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. • Совершенный человек – Сократ.

Христианские представления. • Особую роль в данной религиозной традиции отводят не столько человеческому разуму, Христианские представления. • Особую роль в данной религиозной традиции отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога. Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. • Совершенный человек – Иисус Христос.

Представления Нового времени. • Человеческому разуму были предписаны все способности Бога: постигать истину, целеполагать, Представления Нового времени. • Человеческому разуму были предписаны все способности Бога: постигать истину, целеполагать, систематизировать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т. д. Совершенный человек данной эпохи – это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. • Совершенный человек – Фауст.

Представления XX века. • Важнейшая задача человека – преодоление абсурда. Ведь мы движемся к Представления XX века. • Важнейшая задача человека – преодоление абсурда. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти. Перефразируя Тертуллиана, можно так выразить лозунг данной эпохи: "Живу, ибо абсурдно". • Совершенный человек – Сизиф.

Эстетические ценности – это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде Эстетические ценности – это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего, в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Представляют собой синтез трех основных значений: • вещественно-предметного; • психологического; • социального. Виды: • «возвышенное и низменное» ; • «героическое и трусливое» ; • «комическое и трагическое» .

 «Возвышенное и низменное» . • Это такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, «Возвышенное и низменное» . • Это такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. • В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.

 «Героическое и трусливое» . • Под «Героическое и трусливое» . • Под "героическим" обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. • Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным.

 «Комическое и трагическое» . • Восприятие «трагического» вызывает у человека чувство психологического и «Комическое и трагическое» . • Восприятие «трагического» вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. • «Комическое» , также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех.

Роль эстетических ценностей. • Выполняют в жизни человека функцию оснований картины мира и принципов Роль эстетических ценностей. • Выполняют в жизни человека функцию оснований картины мира и принципов ее структурирования. • Практически реализуются в человеческой деятельности в искусстве, при которой происходит воссоздание и возвышение «прекрасного» и осуждение «безобразного» .

Базовые понятия аксиологии Аксиология – направлении философии, изучающее природу ценностей и ценностных отношений Ценность Базовые понятия аксиологии Аксиология – направлении философии, изучающее природу ценностей и ценностных отношений Ценность – социально-гуманитарная характеристика объектов, явлений действительности, раскрывающая их значение для индивида, общества с позиций определенного идеала Оценка – способ установления значимости объектов с точки зрения их способности (или неспособности) отвечать потребностям и запросам субъекта Идеал – высшая степень ценности; совершенный образ, имеющий нормативный характер и определяющий отношения и способы поведения, деятельности человека, социальной группы Смысл жизни – понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, ее нравственную оправданность Интерес – осознаваемая субъектом, внутренняя побудительная причина деятельности, связанная с ожиданием определенных личных или общественных благ Справедливость – категория нравственно-нормативного сознания, одобряемую обществом соразмерность поступков и реакции на них характеризующая

Религиозные ценности и свобода слова Религия (от лат. religio — «святыня» , набожность, благочестие) Религиозные ценности и свобода слова Религия (от лат. religio — «святыня» , набожность, благочестие) — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Эта вера — основной признак и элемент любой религии (веры), которую представляют верующие.

 • Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать • Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления – воинствующий атеизм. • Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. • Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические – с его развенчанием.

Свобода • Свобода совести — Совести. естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода • Свобода совести — Совести. естественное право человека иметь любые убеждения.

 • Под религией обычно понимается особая духовнопрактическая связь между людьми, возникающая на основе • Под религией обычно понимается особая духовнопрактическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни.

 • Мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах • Мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера или неверие выбирается человеком свободно и является актом личностного самоутверждения но, сделав этот выбор, личность не может не измениться внутренне, не изменить своего отношения к миру и людям, своего поведения

 • Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу - • Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу - через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека.

 • К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, • К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу.

У человека есть право на свободу совести и свободу вероисповедания. Эта проблема в виде У человека есть право на свободу совести и свободу вероисповедания. Эта проблема в виде веротерпимости или преследования иноверцев прослеживается на протяжении всей истории. Она не раз была предметом острейших политических споров, столкновений, в том числе и кровавых, на религиозной почве

 • В Российской империи все религии делились на три группы: государственную (православие), терпимые • В Российской империи все религии делились на три группы: государственную (православие), терпимые (другие христианские конфессии, ислам, буддизм и др. ) и нетерпимые (различные секты). Свободомыслие и атеизм преследовались по закону. • В советском государстве уже сама церковь подверглась гонениям.

Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей.

 • Независимо от исповедования или не исповедования какой-либо религии, люди хотели бы жить • Независимо от исповедования или не исповедования какой-либо религии, люди хотели бы жить в мире, благополучии, безопасности, любви к семье и детям и т. д. Кроме того, у любого человека в той или иной степени есть стремление к духовным ценностям, к тому, что выходит за рамки повседневной жизни, к тому, что возвышает и укрепляет человеческий дух.

 • Единственное и непременное условие культивирования любой системы ценностей состоит в реализации права • Единственное и непременное условие культивирования любой системы ценностей состоит в реализации права каждого человека на свободный выбор, в уважении аналогичного права других людей и понимании сущностного единства человеческого рода.

Спасибо За Внимание!!! Спасибо За Внимание!!!