Антропология.pptx
- Количество слайдов: 29
Философская антропология
Философская антропология – это: учение о природе, сущности и предназначении человека, объединяющее целый ряд «антропологических школ» и течений философии ХХ века (персонализм, философия жизни, феноменология, экзистенциализм и др. );
Философская антропология – это: направление в западноевропейской философии ХХ в. , стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования результатов исследования различных наук. Основоположник - немецкий философ Макс Шелер (1874 -1928).
Основные проблемы определения специфики природы и сущности человека; соотношения индивидуальных и социальных характеристик в структуре личности; определения характеристики и реализации духовной сущности человека; проблема смысла жизни.
Вопрос 1. Проблема человека в истории философии и современный взгляд Вопрос 2. Проблема сознания в философии: происхождение и сущность. Вопрос 3. Сознание, мышление, язык.
Вопрос 1. Два основных подхода в определении «Что Есть Человек? » : Атрибутивный – наличие у человека изначально заданной сущности. В вопросе: «Что есть человек? » – первый подход выделяет слово «что» и фиксирует внимание на исследовании сущностных свойств и атрибутов человека. Например: человек разумный; религиозный; деятельный; символический; играющий и т. д.
Главными вопросами для Сократа стали вопросы «В чем природа человека, отличающая его от других живых существ? » «Что есть сущность человека? » Путь к их решению он видел в самопознании: «Познай самого себя» . Сущность человека Сократ обнаруживает в его душе: «Человек - это его душа» . Душу же Сократ понимал как единство разума и совести
«Человек - двуногое без перьев» . Назовите имена двух философов, которые задействованы в этой истории
В эпоху средневековья проблемы человека ставятся и решаются в соответствии с религиозным догматом о творении человека из праха земного с последующим вселением души. Человек понимается как двойственное существо, в котором постоянно происходит борьба двух его начал. В эпоху Возрождения мыслители пересматривают место человека в мире. Гуманисты провозглашают его высшей ценностью. Творчество. В Новое время философов интересует человек как субъект познания. Как человек, наделенный рассудком и разумом, с помощью которых он познает мир и которыми руководствуется в своей деятельности.
«Две вещи наполняют душу …удивлением и благоговением, … — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» . Автор?
Идеи И. Канта Кант построил свою философию не как исследование независимого от человека мира, а как исследование человеческих способностей (чувственности, рассудка, разума и способности суждения), применяемых в различных областях деятельности (в изучении природы, в практической деятельности и в области искусства).
Главное самоосуществление человека в культурном творчестве. Суть второго подхода заключается в перенесении акцента со слова «что» (сущность) на слово «есть» (бытие). Сторонники второго подхода подчеркивают, что проблематичность человека необъективируема. Экзистенциалистский.
Экзистенциалы - то, что нам открывается в переживаниях. Забота; Заброшенность; Свобода; Страх; «бытие перед лицом смерти» ; Виновность.
Системная теория человека Человек понимается как сложноорганизованное существо, в котором имеются следующие качества: природность (связь человека с окружающим миром, наличие у него биологических качеств); целостной системы социальность (связь человека с окружающей общественной средой, наличие у него целостной системы социальных качеств, отличающих его от любого другого живого существа); духовность (связь человека с духовной культурой общества, наличие у него целостной системы духовных качеств, придающих ему неповторимость, индивидуальность, уникальность).
Проблема антропогенеза На базе эволюционной теории Дарвина возникли материалистическое учение о человеке (Энгельс). В работах «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» была сформулирована идея, что человек разумный появляется благодаря эволюции человекообразных обезьян. религиозное учение Пьера Тейяра де Шардена. Теория мутагенеза. Идея нелинейности процесса антропогенеза.
Маргинальные взгляды на проблему антропогенеза Артур Кёстлер: человек - «тупик и ошибка эволюции» Льюис Мамфорд: 1) биологического совершенствования (в процессе естественного отбора совершенствуется организм, максимально приспосабливаясь к условиям обитания); 2) духовно-ментальный (развитие способностей психики, позволяющих управлять деятельностью организма в зависимости от условий среды); 3) развития внешней природы как органопроекции (проекции своих органов вовне, усовершенствование их в виде техники).
Фундаментальные антропологические константы самотождественность (согласие человека с самим собой, гармонию желаний, духовных устремлений, ценностей и поступков, единство самооценки и самоактуализации); самотрансценденция (стремление человека преодолеть свои собственные границы. Человек – как проект);
целостность (не сумма его атрибутивных характеристик (физических, психических, социальных, культурных), а его причастность другой, более фундаментальной целостности (Космосу, Абсолюту, Богу, Миру, Природе, Бытию). открытость (стремление выйти за границы наличного существования); духовность (это сфера смысла жизни человека; его возможность творить собственную историю и культуру);
свобода (1. рационалистическая (осознанная необходимость); 2. метафизическая (примат свободы над бытием)). творчество (1. внешний процесс - производство новых объектов культуры; 2. процесс внутренний - самоизменение личности). телесность (жизненный мир имеет пространственно-временное измерение).
Экзистенциализм Мартин Хайдеггер: «жить – это то, чего никто не может сделать за меня, … это мое индивидуальнейшее бытие» (экзистенция – уникальна).
Вопрос 3. Проблема сознания в философии: происхождение и сущность Подходы к пониманию сознания в истории: Физикализм – сознания, как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и может быть объяснено с точки зрения физики (Фохт «мозг выделяет мысль, как печень – желчь» ).
Солипсизм – сознание индивида – единственная достоверная реальность. Весь материальный мир – его порождение (Дж. Беркли, Д. Юм, Й. Фихте и др. ). Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, но рассматривает сознание как часть «мирового сознания» .
Умеренный материализм. Сознание - особое проявление материи отражать саму себя ( «теория отражения» - в ней признается качество идеальности сознания). Разрабатывалась в марксизме-ленинизме (П. В. Копнин).
Основные определения сознания 1. Концепция отождествления сознания с знанием: все, что мы знаем, – это сознание, и все, что мы осознаем, – знание. Но: современная философия и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания. 2.
2. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действия. 3. Когнитивная психология: отождествляется с вниманием. сознание
Сознание и мышление: Сознание - это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта (сознания и мира). Мышление – способность мыслить, т. е. фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Таким образом, сознание – необходимая предпосылка для мышления и включает в себя мышление как необходимую часть.
Вопрос 4. Мышление и язык Социальное единство человечества основано, на использовании им языка, координирующего человеческую деятельность. У людей в лингвистическом поле возникают слова, которые позволяют координировать коммуникативное поведение. У других живых существ возникают другие средства коммуникации, но у всех, кроме человека, они носят врожденный, инстинктивный характер. Они передаются только генетически, а у людей и генетически и через культуру.
Социальная жизнь человека и присущая ей лингвистическая сопряженность порождают наш разум, наше сознание. Язык – это не копирование в словах внешнего, объективного мира, а описание наших переживаний в процессе проживания каких-то ситуаций и адаптации к ним. Слова, посредством которых мы выражаем знания, есть знаки для координации действий, а не неизменные обозначения предметов. Знаки могут быть приняты любые.