Философская антропология.pptx
- Количество слайдов: 13
Философская антропология Что такое человек? Какова его природа и сущность? Каковы механизмы и закономерности формирования данных ему от природы и обретенных в культурной истории относительно постоянных структур и качеств? Каковы характерные особенности и направленность эволюции человека?
Проблема человека в истории философии • В античности человек трактуется не как личность в ее субстанции, но как вещь, т. е. как проявление природы, как эманация космоса (Платон) • Сущность человека проявляется в его делах: что человек есть в возможности, его творение являет в действительности (Аристотель) • Плотин - предшественник христианства указывает на присущие человеку уровни духовного опыта. На высшем уровне происходит отдохновение в божественном. Стать недосягаемым для внешнего мира, пробудиться от своего тела, прийти к самому себе – таков путь слияния с божественной простотой и красотой.
Философы о природе человека • Сократ, Руссо полагали, что человек от природы добр, но цивилизация, и частная собственность уродуют природу человека. • Напротив, религия опирается на представление о первородном грехе, поэтому человек изначально греховен. • Издревле философы пытались описать родовые характеристики людей. Аристотель определял человека как политическое животное. • Франклин называет человека животным, производящим орудия. • Декарт и большинство мыслителей прошлого и настоящего выделяют в качестве ведущего признака разум.
Что есть человек? • Как правило, определение человека связывается с противопоставлением человека животному. • Естественнонаучная антропология стремится опираться на науку, которая ищет объяснение сущности в особенностях его физиологии, строении человеческого мозга, закономерностях психических процессов. • Современная религиозная философия определяет человека через его подобие Богу. М. Шелер утверждает: то, что делает человека человеком, покоится на принципе, противоположном жизни вообще, эволюции - в частности. Это ДУХ.
Проблема происхождения человека • Долгое время в антропологии преобладала точка зрения, что сознание человека – продукт его трудовой деятельности. Человек – животное, производящее орудия. • Существуют попытки объяснять происхождение человека и его сознания концепцией символических форм, согласно которой человек – не столько животное, которое трудится, работает, сколько существо символизирующее. • Наш соотечественник С. Л. Франк подчеркивает значимость силы духа, реальность которого не меньшая, чем явления материального мира.
Соотношение социального и биологического в человеке • Начало биологизаторским концепциям положила эволюционная теория Дарвина. Современная наука устанавливает наличие общих признаков в биологическом строении человека и обезьяны: 92% сходных по структуре генов у человека и шимпанзе, 385 общих анатомических признаков у человека и гориллы и т. д. Согласно данным молекулярной антропологии человек и шимпанзе и горилла разошлись в эволюционном развитии не более 5 млн. лет тому назад.
Культура как отличительный признак человеческого сообщества • Решающие факторы становления человека целесообразная деятельность, которая явилась причиной вытеснения инстинктивной основы поведения на второй план, уступив место нормативному регулированию поведения. • Главное отличие человечества от животных - его надбиологическая целостность, отличающаяся наличием культуры. • Место генетического наследования признаков и стандартных узлов жизнедеятельности занимает внегенетический способ передачи опыта с помощью языка и мира артефактов, то есть созданных человеком предметов.
Природа и сущность человека • Человек обладает способностью создания символов. • Человек - существо деятельное. • Человек - существо общественное. • Человек - существо, созидающее самого себя. • Человек - существо аксиологическое. • Сущность человека составляют потребности и комплекс способностей, позволяющих их удовлетворять.
Проблема смерти Человек - существо, осознающее свое бытие в мире, размножающееся, действующее, любящее и ненавидящее, страдающее и пытающееся избегать страданий, знающее о своей смертности, боящееся смерти и, наконец, умирающее. Человек - единственное существо, признающее свою смертность и делающее ее предметом своих размышлений. Как вести себя перед лицом смерти?
Время в жизни человека • Постоянное осознание временности своего бытия делает особенно актуальным анализ субъективного времени. • В отличие от объективного времени, измеряемого отрезками пути небесных тел, и субъективное время, основано на осознании времени. • Субъективное время предполагает осознание и переживание своей жизни как процесса, в который человек ввергнут, и ресурса, который он использует по собственному усмотрению.
Cмысл жизни и предназначение человека • Смысл заложен в самых глубинных основаниях жизни. Жизнь — это бесценный дар, и она сама по себе является носительницей глубинного смысла. • Человек сам является творцом собственной жизни, осознает ее смысл и созидает ее в соответствии с собственными ценностными приоритетами.
Э. Фромм: быть или иметь? • Решение проблемы смысла жизни Фромм видит в выборе одного из двух альтернативных модусов бытия человека, которые он обозначает терминами «бытие» либо «обладание» . • Он утверждает, что ориентация на обладание вытекает из природы частной собственности. • Фромм убежден, что обладание чем-то оборачивается тем, что это «нечто» обладает вами. • Фромм указывает на еще одно основание потребности в обладании – биологически заложенное в нас желание жить. Независимо от того, счастливы мы или несчастны, наше тело побуждает нас стремиться к бессмертию. • Быть – значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия.
Смысл жизни в русской философии • Русские мыслители акцентировали внимание на единении человечества. • В. С. Соловьев представлял человечество как единую семью: «. . . мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народ представляет определенное участие в общей жизни человечества» .