Философия жизни
Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) Основатель «философии жизни» , являющейся идейным источником современной философской антропологии. Основной труд – «Мир как воля и представление» (1818)
• Шопенгауэр объяснял мир через человека. • Свойства мира – пространство, время, причинность – формы нашего представления. • Первооснова, объясняющая структурное единство мира – воля. • Главное свойство воли – борьба, которая пронизывает все уровни живой и неживой природы. • Воля к жизни бесцельна, она – «бесконечное стремление» . Это злое, саморазрушительное стремление. • Смысл учения Шопенгауэра – пессимизм. • Только в человеке берет начало стремление к освобождению от бессмысленности воли к жизни. Это освобождение достигается через прекрасное (искусство) и нравственный опыт (сострадание).
Фридрих Ницше (1844 - 1900) Основные работы: «Происхождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (187476); «Как говорил Заратустра» (1883 86), «По ту сторону добра и зла» (1886)
• Воля – первооснова всего существующего, но воля не одна, есть много воль. Воля конструирует мир. • Ницше подвергает сомнению единство структурной организации мира. • Отрицание объективности движения и развития привело к отрицанию самосовершенствования мира и человека. • Жизнь есть ничто иное как «воля к власти» . • Человек может утвердить свою свободу только в одиноком противостоянии миру, преодолевая свое человеческое – мораль. • «Бог умер и это мы его убили» . • «Воля к власти» – основа «права сильного» . • Идеал человека – «сверхчеловек» .
Различия философских идей Шопенгауэра и Ницше Элементы учения Шопенгауэр Ницше 1. Первооснова мира и человека «Воля к жизни» создатель вселенной «Воля к власти» - ничем причинно не обусловленное явление 2. Общая характеристика мира Мир един благодаря Мир дискретен из-за единой «воли к множества «воль к власти» жизни» 3. Саморазвитие мира Мир динамичен 4. Пути «освобождения человека» Освобождение от Утверждение индивидуальности и индивидуальности «воли к жизни» посредством борьбы с моралью 5. Итог самосовершенств ования человека Осознание Торжество индивидуальных надындивидуальной качеств в «сверхчеловеке» ценности человеческой жизни Прогресс отсутствует, есть только «вечное возвращение»