ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА К. ф. н. , доцент Абдулова Людмила Михайловна
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Возникновение обычно относят к 10 -20 гг. ХХ века «Философия существования» Экзистенция – это существование человека как духовного существа. 2
СЁРЕН КЬЕРКЕГОР (-1813 -1855) — датский философ, протестантский теолог и писатель. настаивал на вторичности рациональности В противовес немецкому классическому идеализму и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. 3
Сочинения Или — Или Повторение Страх и трепет Поучительные беседы Философские крохи Понятие страха Стадии жизненного пути Мысли по поводу критических ситуаций Заключительное ненаучное послесловие Деяния любви Христианские беседы Поучительные беседы различного толка Болезнь к смерти Упражнения в христианстве К самопроверке Судья себе самому 4
Принципиально иная философия главный и единственный объект - человек, внутренний духовный мир человека со всеми его мельчайшими переживаниями, заботами, надеждами, страхами тревогами. 5
Ø Три сферы человеческого существования эстетическая, этическая, религиозная. Ø Человек выбирает свое бытие, а значит его экзистенциальная реальность не столько необходимость, сколько возможность…. 6
«Настанет день, и не столько мои писания, сколько моя жизнь и весь ее сложный механизм будут подробнейшим образом описаны» Быть христианином – значит иметь дух высокий, беспокойный и мятежный, пытаться спасти любовь распятую безбожным веком. Из всех ересей и схизм нет ереси опасней и утонченней, чем «игра в христианство» . Несчастье нашего времени именно в том, что оно стало наконец нетерпеливым «временем» , которое не желает и слышать о вечности, более того, оно благонамеренно и притворно подражательно…. » 7
Экзистенциализм Религиозный и атеистический ранний и поздний Возникновение и распространение экзистенциализма объясняют трагическими обстоятельствами мировыми войнами и их предчувствием духовной ситуацией этого времени Философия отходит от рационализма, от классического представления о человеке критика просвещенческих идеалов 8
К раннему: М. Хайдеггер (18891976), К Ясперс (1883 -1969), Г. Марсель (1889 -1973), Н. Бердяев (1874 -1948). К позднему : Ж. П. Сартр (19051980), А. Камю (1913 -1960). Что экзистенциализм взял у С. Кьеркегора и Ф. Ницше ? принципиальное отрицание системы. Многие экзистенциалисты были литераторами Литературные произведения не меньше говорят о философии…. . 9
ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905 - 1980) — французский философ, писатель, драматург и эссеист, педагог. Основные интересы: метафизика, эпистемология, этика, политика, феноменология, онтология Значительные идеи: неопределённость развития событий трансцендирование 10
АЛЬБЕР КАМЮ (1913 — 1960) — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада» . Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. 11
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889 — 1976) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). 12
КАРЛ ЯСПЕРС (1883 -1969) немецкий философ, психолог и психиатр. Работы оказали значительное влияние на эпистемологию, философию религии и философию политики. «Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии» 13
…. общие черты, особенности философии экзистенциализма: Ø критическое отношение к построению философских систем и к системному изложению философских идей. Ø критический настрой против попыток выделять какие-то общие черты, присущие каждому человеку, выделить общее для всех людей. Ø сложный язык, которым выражены их идеи. Ø Свойственен очень мрачный взгляд на вещи Ø трагическое мироощущение. 14
Ø Пессимистически смотрят прежде всего на человека, на его возможности и перспективы, Ø Ø Склонны подчеркивать бессилие человека, его стремление к счастью, радости, Ø всегда помнят о конечности человеческой жизни, о смерти, и призывают других не забывать об этом. невозможность для него добиться изменений к лучшему в своей судьбе и в обществе в целом. Человек в этом мире одинок, и любое общество – враг ему, ибо общество пытается использовать его в своих целях, общество не заботиться о духовной индивидуальности каждого. 15
Человек обладает особым бытием, но живет в мире сущего, как вещь, но вещь особая. Признают существование мира как данности, но полагают, что для человека мир существует лишь постольку, поскольку существует сам человек М. Хайдеггер – различал БЫТИЕ И СУЩЕЕ – это мир мертвых вещей, такое поверхностное существование. БЫТИЕ – его основание (если в религиозном смысле – Бытие – это Бог, сущее – мир). Между ними ничего нет. Экзистенция человека состоит в том, что он направлен, имеет доступ к бытию, а сущее (окружающий мир) - в значительной мере ему 16 чуждо.
Смысл деятельности человека, его жизни заключается в том – чтобы найти подлинное бытие. Ж. П. Сартр –эту точку зрения выражает в работах : «Тошнота» - абсолютная несовместимость себя и мира и от этого чувство тошноты, «Взаперти» - проблема других людей. Ад – это другие. Человек не находит аналога себя, с чем себя сравнить - человек – это ничто – не бытие. Человек вброшен (экзистенциально) в мир без разрешения и вынужден существовать в этом мире. 17
Истинное бытие – внутри, т. е. в экзистенции. Человек это понимает только пограничных ситуациях, когда переживает страх смерти (угроза жизни), человек понимает, что он конечен. Какой же выход? В творчестве и в свободе. Человек абсолютно свободен, и всегда делает выбор. Внешние причины, т. е. ссылки, всегда ложные, - выбор неистинного существования. Человек должен активно действовать. Человек - это неполнота, и все его попытки достичь противоположного выдают в нем лишь "бесполезную страсть" 18
А. КАМЮ – ПРОБЛЕМА БУНТАРСТВА И СВОБОДЫ…… полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. «Миф о Сизифе» - для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д. , их дальнейшие судьбы различны. 19
20
Высшим воплощением абсурда являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость. 21
Эволюция философских воззрений Камю непосредственно связана с историческими обстоятельствами. Теме абсурда посвящены работы 30 -х годов философское эссе "Миф о Сизифе", повесть "Посторонний" и пьеса «Калигула» - представлено отрицание Теме бунта -- эссе"Бунтующий человек", роман "Чума" и пьеса "Праведники « - решает положительные задачи Путь от абсурда и нигилизма к бунту, который утверждает универсальные человеческие ценности. Камю -- мыслитель XX века, он получил проблемы абсурда и бунта не только от долгой традиции философской и религиозной мысли, -крушение моральных норм и ценностей в сознании миллионов европейцев, нигилизм представляют собой факты современности. 22
23