Скачать презентацию Философия ХХ век Феноменология Эдмунд Гуссерль Скачать презентацию Философия ХХ век Феноменология Эдмунд Гуссерль

Философия.ХХ векхppt.ppt

  • Количество слайдов: 29

Философия ХХ век Философия ХХ век

Феноменология • Эдмунд Гуссерль (1859 -1938) • Германия • «Картезианские размышления» редактировал лучший ученик Феноменология • Эдмунд Гуссерль (1859 -1938) • Германия • «Картезианские размышления» редактировал лучший ученик – Мартин Хайдеггер

Философия как строгая наука • • • «Назад к вещам» Возврат «к вещи как Философия как строгая наука • • • «Назад к вещам» Возврат «к вещи как таковой» Надо избавиться от предпосылок (наслоений): - материалистических - идеалистических -традиционных - субъективных Задачи: - увидеть предмет исследования таковым, каков он есть • - адекватное описание предмета

Феномены сознания • Эйдосы - идеальные сущности • Эйдос – первичное, важное, не обусловленное Феномены сознания • Эйдосы - идеальные сущности • Эйдос – первичное, важное, не обусловленное никаким фактом • Эйдосы - необходимая основа знания

Интенциональность сознания • Выражает направленность переживаний на предмет • Соотнесение с предметами опыта • Интенциональность сознания • Выражает направленность переживаний на предмет • Соотнесение с предметами опыта • Чувственная и интеллектуальная интуиция • Интенциональные объекты - феномены

Феноменологический подход • • • Явление вещи и сама вещь – не одно и Феноменологический подход • • • Явление вещи и сама вещь – не одно и то же Явления не являются, но переживаются Любой акт сознания направлен на предмет Разновидности актов сознания неотделимы от интуитивных актов: - чувственное восприятие - представление - воображение Переживать события = иметь акты восприятия, направленные на эти события Собственные переживания «Я»

Феноменологический метод • • • Сознание - основной объект исследования Рассматривается как целостный поток Феноменологический метод • • • Сознание - основной объект исследования Рассматривается как целостный поток переживаний Феномены - основные элементы потока переживаний Феномен: – самостоятелен - сложная структура Феномен как целостность может быть обнаружен и рассмотрен только в интуитивном акте Феноменологический метод – это метод непосредственного «слияния» с потоком сознания Феноменологический метод противоположен дедуктивнорасчленяющему методу естественных наук Предмет феноменологии - поток феноменов Феномен – сущность

Феноменологическая редукция • Вариант метода сомнения (Декарт) • Подвергнуть сомнению всё и дойти до Феноменологическая редукция • Вариант метода сомнения (Декарт) • Подвергнуть сомнению всё и дойти до того, существовании чего уже усомниться нельзя • 1. «Вынести за скобки» мир • 2. Остаётся сомнение • 3. Сомневаюсь «Я» • «Я» - есть

Интерсубъективность • • «Бытие-для-меня» «Мир другого» «Бытие-для-всех-вообще» «Жизненный мир» – не сам по себе, Интерсубъективность • • «Бытие-для-меня» «Мир другого» «Бытие-для-всех-вообще» «Жизненный мир» – не сам по себе, а взятый в его значимости для человека • «Естественная установка» - человеческий опыт • «Феноменологическая» - мир символов и значений, конституированных трансцендентальным Я • Влияние на: экзистенциализм, персонализм, структурализм

Универсальная феноменологическая онтология • Мишель Анри (1922– 2002 • Внутренняя связь Божественного Откровения и Универсальная феноменологическая онтология • Мишель Анри (1922– 2002 • Внутренняя связь Божественного Откровения и человеческой души (Мейстер Экхарт) • Единство человека и Бога (Къеркегор) • Христианская любовь как примирении с жизнью (Гегель)

Жизнь как автоаффекция • Опыт откровения сущности следует искать в самой жизни • Человек Жизнь как автоаффекция • Опыт откровения сущности следует искать в самой жизни • Человек - «человеческая реальность» , «экзистенция без трансценденции» • Жизнь похожа на в себе существующую имманентную монаду • Автоаффекция: «Я» - страдаю – чувствую - вижу - мыслю и т. д. • Автоаффекция — не индивидуальный субъект, а сущность обнаружения • Откровение абсолютно в своем внутреннем опыте

Метод • Метод «универсальной феноменологической онтологии» не должен быть интуитивным • Интуиция не является Метод • Метод «универсальной феноменологической онтологии» не должен быть интуитивным • Интуиция не является конечной мыслью • Актуальный акт сознания - перманентный посыл к горизонту потенциальных актов

Герменевтика • Греч. hermeneutike – толкование • Совокупность правил и техник истолкования текста в Герменевтика • Греч. hermeneutike – толкование • Совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и • Понимание - осмысление социального бытия - процесс понимания бесконечен • Воплощён в принципе герменевтического круга

Герменевтический круг (по Шлейермахеру) • Принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого Герменевтический круг (по Шлейермахеру) • Принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого • Процесс понимания начинается с понимания целого • Целое имеет преимущество перед частью • Понимание целого складывается из понимания отдельных частей • Для понимания частей необходимо предварительное понимание целого • Понимание текста — движение по кругу от целого к части и от части к целому • Текст - часть творчества писателя • Творчество писателя — часть литературы • Текст - часть душевной жизни автора

Варианты • Текст и биография его автора - часть и целое (по Дильтею) • Варианты • Текст и биография его автора - часть и целое (по Дильтею) • Онтологическая, а не методологическая категория (По Хайдеггеру) • Движение от пред-понимания к пониманию • Понимание ситуации (текста) возможно только на основе предварительного понимания (пред-понимания) • Понимание - «набрасывание» смысла • Появляется смысл - можно истолковать текст в целом • Первичное прояснение смысла возможным благодаря ожиданию найти определенный смысл в тексте • Разработка предварительного наброска смысла текста, подвергающегося постоянному пересмотру является пониманием смысла текста

Исторические разновидности • Перевод - опыт иного и перенос смысла в свой язык • Исторические разновидности • Перевод - опыт иного и перенос смысла в свой язык • Реконструкция - воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла • Диалог - формирование нового смысла - и субъективности - в соотношении с существующим

Историческая эволюция герменевтики • Античность - искусство толкования знамений (воли богов) • Средние века Историческая эволюция герменевтики • Античность - искусство толкования знамений (воли богов) • Средние века - экзегетика как толкование Священного Писания • Возрождения - понимание как реконструкция (филологическая герменевтика) • Протестантская культура – религиозная герменевтика - проекты отделения в Писании божественного от привнесенного человеком

Техники реконструкции • Цель - вживание во внутренний мир автора • Фиксация содержательного и Техники реконструкции • Цель - вживание во внутренний мир автора • Фиксация содержательного и грамматического плана текста • Создание условий для эмпатии (вчувствование) в субъективность автора • Воспроизведение творческой мысли автора

Вильгельм Дильтей • 1833 - 1911 • Герменевтика была вспомогательной дисциплиной - набор техник Вильгельм Дильтей • 1833 - 1911 • Герменевтика была вспомогательной дисциплиной - набор техник оперирования с текстом • Философская герменевтика - возможность гуманитарного исследования • Герменевтический метод + историческая реконструкция ситуации возникновения текста • Основа - описательная психология • Приоритет- история

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ МАРКСИЗМА • • • Карл Маркс 1818 — 1883 Протестант «Различие между ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ МАРКСИЗМА • • • Карл Маркс 1818 — 1883 Протестант «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (Д. ) Фридрих Энгельс 1820 — 1895 Сын преуспевающего текстильного фабриканта Пиетизм «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884)

 «Манифест коммунистической партии» • • • • • 21 февраля 1848 г. (Лондон) «Манифест коммунистической партии» • • • • • 21 февраля 1848 г. (Лондон) Задачи и методы борьбы коммунистических партий «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Программа перехода от капитализма к коммунизму Диктатура пролетариата 1. Экспроприация земельной собственности 2. Высокий прогрессивный налог 3. Отмена права наследования 4. Конфискация имущества эмигрантов и мятежников 5. Национализация банка – монополия государства 6. Централизация транспорта в руках государства 7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану 7. Одинаковая обязательность труда для всех 8. Устранение различия между городом и деревней 9. Общественное и бесплатное воспитание всех детей 10 Устранение фабричного труда детей в современной его форме 11. Соединение воспитания с материальным производством

Проблема человека • • • Социальная сущность: - определяется социальными условиями - окружающей общественной Проблема человека • • • Социальная сущность: - определяется социальными условиями - окружающей общественной средой Социальная сущность человека не может быть постоянной Среда - историческая эпоха, социальный строй, классовые и групповые интересы Среда - индивидуальные условия и особенности его развития Человек - продукт обстоятельств и воспитания Человек способен изменить общественную среду и себя Индивидуальность - личностное измерение человеческого бытия Связь между сознанием общественного богатства и развитием богатой человеческой индивидуальности

Проблемы свободы • Свобода личности - способность человека реализоваться • Знания, умения, навыки - Проблемы свободы • Свобода личности - способность человека реализоваться • Знания, умения, навыки - основа сознательного поступка • Знание + Опыт = Цель • Прошлое - цель – настоящее – цель – будущее • Цель: • - обусловлена существующим положением вещей • - выход за пределы существующего положения • Выбор целей - условие свободы человека, но не сама свобода • Человек свободен в той мере, в какой свободно общество, в котором он живет

Теория отчуждения • «Отчуждение» : • 1. Любой результат труда принимает материальную форму и Теория отчуждения • «Отчуждение» : • 1. Любой результат труда принимает материальную форму и отчуждается (отделяется) от творца • 2. От процесса труда • 3. Психическое состояние человека, не чувствующего себя свободным в своих действиях - объект манипуляции внешних сил • 4. От собственной сущности и людей друг от друга • Причина отчуждения — частная собственность на средства производства • Упразднение частной собственности – замена на общественную • Результат - подлинная коллективность • Человек получает возможность для созидательной творческой деятельности • Социализм – « От каждого по способностям, каждому по труду»

Коммунизм • • • Социализм - основа для формирования подлинной коллективности Подлинная коллективность всех Коммунизм • • • Социализм - основа для формирования подлинной коллективности Подлинная коллективность всех групп и организаций возможна при полной победе коммунизма Построение коммунизма 6 - неразрывное единство общества и личности - свобода не подавляется - не нивелируется индивидуальное развитие членов коммунистического общества - единство общественных и личных интересов позволяет превратить объективные требования общественного движения во внутренние побуждения личности - каждый человек непосредственный творец общественной жизни - простор для безграничной реализации всех способностей человека в его свободном развитии «От каждого по способностям, каждому по потребностям»

В. И. Ленин • • • 1870— 1924 Марксизм - методология познания и изменения В. И. Ленин • • • 1870— 1924 Марксизм - методология познания и изменения социальной действительности Единственно верная революционная теория трудящихся масс Материалистический подход к действительности: - максимально полный охват событий, исключающий односторонность; - изучение тех явлений и процессов, которые имеют особую важность для деятельности широких трудящихся масс. - опора на материальную основу — производственные, экономические отношения - видение за движением отдельных людей и небольших коллективов положение и интересы больших общественных групп — классов; - оценивание обстановки развития общества Всемерная политизация учения Диктатура пролетариата как теории и практики марксизма.

Маоизм • Мао Цзэдун • 1893 — 1976 • «Пусть расцветают сто цветов» (1957) Маоизм • Мао Цзэдун • 1893 — 1976 • «Пусть расцветают сто цветов» (1957) • «Большой скачок» (19581963) • «Культурная революция» (1965 -1976) • Официальная идеология КПК

Идеи Мао Цзэдуна • • • Общественная практика - источник познания Этапы развития процесса Идеи Мао Цзэдуна • • • Общественная практика - источник познания Этапы развития процесса познания Цели познания Критерий истины Учение о плановом товарном характере социализма Разработка вопроса о формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду Теория «новой демократии» «Правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней» Разработано учение о стратегии и тактике революции Теория «трёх миров» - принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях

Демократический социализм • • • Майкл Харрингтон (1928— 1989) - американский мыслитель Один из Демократический социализм • • • Майкл Харрингтон (1928— 1989) - американский мыслитель Один из лидеров и теоретиков Социнтерна (Социалистического интернационала) Отвергал «несоциалистический социализм» (СССР, Восточная Европа) «Новое» прочтение Маркса Освобождение труда - залог всеобщего освобождения Социализм «с человеческим лицом» Адаптация к новым условиям. Рынок - инструмент подлинной максимизации свободы выбора индивидов и сообществ в условиях социализма Совмещение рынка с социализмом Рынок - не механизм выбора, исключающий допустимые средства его регуляции в интересах больших групп людей