Фил. Возрождения мед.t.ppt
- Количество слайдов: 35
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ – НАЗАД К ИСТОКАМ!
Возрождение – новое мирочувствие • Возрождению предшествует разложение схоластики, которая основана на изоморфизме бытия и мышления (языка). Потому была так важна логика. Бог – логик. Набравший силу номинализм противопоставляет иное понимание Бога – как воление, как свободу. • Возрождение – реакция на предыдущее мирочувствие, которое (как оказалось) было не близким Христианству. • Необходимость обновления Христианства возникла еще и по причине «падения» нравственности католической церкви. • Возрождение – это в первую очередь Возрождение Христианства, стремление проникнуть глубже и найти новые основы.
Основные черты философии Возрождения • Обращение к природе (Средневековье не замечало живую природу). Бог не отделим от природы. Обожествление природы. ; • В центр внимания ставятся уникальность и индивидуальность человека (авторство, портрет); • Возрастает значимость и индивидуальная ответственность человека; • Попытки возвращения веры к первохристианству, устранив привнесенные схоластами искажения, замутнения. • Обращение к античным философам – прообразам Христианства – в ситуации кризиса, когда церковь не была способна отвечать на духовные потребности.
Основные черты философии Возрождения • Центральная теологическая проблема – проблема спасения. Католицизм и протестантизм. • Человек творец (малый после Бога). Человек деятелен. Бог близок человеку. • Человек в центре, но человек с Богом. Человек должен двигаться к Богу, не теряя своей индивидуальности. • Каждый человек движется к Богу изнутри своей ситуации, со своими грехами и со своей болью. • Личное, осознанное, уникальное индивидуальное усилие веры. • Гуманизм, поставивший в центр внимания внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании, с ее земными страстями, в ее земной активной творческой деятельности.
Портретная живопись эпохи Возрождения
Данте Алигьери (1265 – 1321)г. г Итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. Создатель «Божественной Комедии» в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.
Данте Алигьери • Соединение природного и божественного начал Данте видел в самом процессе возникновения человеческой души. • «Зиждительная сила» , обладающая «творческой властью» , становится растительной, затем животной душой, готовой к восприятию божественного творения. Гармония сфер Доменико ди Микелино. "Божественная комедия" Данте. Фрагмент фрески
Данте Алигьери • • • Из того, что человек есть некое среднее звено между тленным и нетленным, Данте делает вывод о его причастности «обеим природам» . Двоякая - смертная и бессмертная – природа человека обуславливает и его двоякое предназначение. Свобода воли не позволяет избежать личной ответственности за происходящее в мире, свалив ее на Бога или на безличную совокупность причин. Божественная комедия Данте (1265 -1321). Ад. На полдороге жизни я
Данте Алигьери • Благородство человека - в его деянии, в котором он может уподобиться своему Творцу. • Данте обосновывает возможность возвышения природного (человеческого) до божественного. • Достижение высшего предела земного совершенства – предназначение человека. • Данте и Вергилий в аду (Божественная комедия)
Франческо Петрарка (1304 – 1374)г. г. • Признает земную любовь. Соединение божественного и земного. • Человек – образ и творение Бога. • Божественная любовь к земной женщине. • Отдает приоритет земной жизни. Жить во всей полноте! • Петрарка и его друзья переводят с греческого на латынь в том числе философскую литературу.
Леонардо Бруни (1374 – 1444)г. г. • Канцлер Флоренции. • Переводит на латынь диалоги Платона, желая сделать его учение доступным. • Именно Бруни принадлежат лучшие переводы Платона, Аристотеля, Плутарха, Демосфена на латинский язык. • Бруни заявлял, что «первое место среди нравственных учений занимает учение о государстве и управлении им, т. к. эти учения направлены на благо всех людей» .
Леонардо Бруни (1374 – 1444)г. г. • Сторонник идеала активной, а не созерцательной жизни. • Поборник республиканского способа управления, занимал различные должности и посты на службе Флорентийской республике, в т. ч. рекордно длительный срок (17 лет) исполнял обязанности канцлера. • Патриотические взгляды Бруни и его общественно-политическая позиция отразились в таких его сочинениях, как «Похвала Флоренции» и «Двенадцать книг истории флорентийского народа» .
Джованни Пико делла Мирандола ( 1463 – 1494)г. г. • Граф. Рано овладел греческим, арабским, еврейским и арамейским, латынью и итальянским. Интересовался ближневосточной философией. • Природу пытается трактовать диалектически. • Бог присутствует в мире, единство во множественности. • Человека Бог поставил в центре космоса. • Человеческий дух может выходить за пределы природного космоса.
Джованни Пико делла Мирандола ( 1463 – 1494)г. г. • Человек - особый мир, он посредник между созданиями земными и небесными, но выше всех созданий, самое великое, что есть на земле. В человеке самое великое душа и ум. • Гуманистическая направленность. Осуществление свободы человека. В качестве «четвертого мира» человек выступает как вертикальное существо.
Джованни Пико делла Мирандола ( 1463 – 1494)г. г. • Есть три горизонтальных уровня, составляющие универсум: элементарный - мир подлунный; небесный; ангельский - наднебесные существа. • Человек - вертикальный, пронизывающий уровень. Бог не определил ему места, предоставил самому свободно выбирать свое место. Человек может опуститься до состояния скота, а может превосходить ангелов. Человек заслуживает большего уважения и восхищения, чем ангелы (они так созданы). Он - дело его рук и его свободы. Человек выше ангелов, высшее существо из всех. • Совмещает опору на разум, самосознание и укрощение разумом страстей. Все это необходимо для совершенствования. И для этого нужна философия.
Джованни Пико делла Мирандола ( 1463 – 1494)г. г. • «… Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: “Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь…» ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ (1463 - 1494). Речь о достоинстве человека Источник: “История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли”: в 5 -и тт. Т. 1. — С. 506 -514[Человек — свободный творец самого себя]
Николай Кузанский (Кребс) (1401 – 1464 г. г. ) • Николай Кузанский родился в селении Куза в Южной Германии в 1401 г. • В 1423 г. он получает звание доктора канонического права и позднее становится священником, настоятелем церкви. • В 39 лет он пишет свою первую философскую книгу “Об ученом незнании”.
Николай Кузанский (Кребс) (1401 – 1464 г. г. ) • • • Бог во всем через посредничество Вселенной. Все – во всем и каждое – в каждом. Вселенная, будучи совершеннейшей полнотой, заранее всегда уже предшествует всему, так, что каждое оказывается в каждом. Вселенная существует только в конкретной определенности вещей и всякая актуально существующая вещь конкретно определяет собой вселенское все так, что оно становится актуально ею самой. • В свою очередь все актуально существующее пребывает в Боге, поскольку он есть актуальность всех вещей. • Но акт есть завершение и конечная цель потенции. • Значит, если Вселенная конкретизуется в каждой актуально существующей вещи, то Бог, пребывая во Вселенной, пребывает и в каждой вещи, а каждая актуально существующая вещь непосредственно пребывает в Боге в качестве Вселенной.
Николай Кузанский (Кребс) (1401 – 1464 г. г. ) • Каким бы знающим и умным не был человек, он не может постичь истины Бога, божественного знания. • Познание себя – это желание постичь истину Бога, но она не достижима. • Путь постижения истины Бога бесконечный, но небесполезный, так как на этом пути люди приближаются к Богу, становясь истинными людьми. Структура работы «Об ученом незнании» . 3 части: • 1. О Боге в себе. Как познаем Бога. Катафатический метод. Бог триедин, непостижим, но мы можем приблизиться к нему. • 2. О Вселенной (как приватная частная) бесконечность. • О Христе. Христос – посредник. Как максимум явленный.
Эразм Роттердамский (1469 – 1536)г. г. • Герхард Гехардс – • Гуманист, богослов, выдающийся мыслитель Возрождения. • Свою концепцию гуманистического богословия, или «философию Христа» , ориентированную не на внешнюю, формальную религиозность, а на строгую нравственность и внутреннее благочестие, Э. Р. изложил в трактате «Оружие христианского воина»
Эразм Роттердамский (1469 – 1536)г. г. • Э. Р. считал, что католическая церковь нуждается в реформе, в возврате к идеям и идеалам раннего христианства. Он сначала сочувствовал реформационным начинаниям М. Лютера. Но нетерпимость протестантов, их враждебность науке и просвещению и опасность раскола церкви оттолкнули его от них, и он вступил в полемику с Лютером, обратив критику против его концепции «рабства воли» ; • Э. Р. — бесспорный глава «христианского гуманизма, представители которого пыталось синтезировать культурные традиции антич. древности и раннего христианства. • Сущность взглядов Э. Р. — свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. • Многие идеи реформации церкви брали свое начало в идеях Э. Р. • Призыв Э. Р. : «Духовный кинжал вонзать в сердце и вопрошать насколько готов приблизиться к Богу» .
Эразм Роттердамский (1469 – 1536)г. г. • Церковь – не иерархическая структура, а духовное сообщество верующих. Иерархия мешает общению людей. • Тесты Отцов Церкви можно и нужно изучать, но критически. Задача – добраться к истинному тексту. • Античные философы были близки Христианству. • Человека спасает Бог, но важно при этом , как ведет себя сам человек. Этический акцент. (Мартин Лютер: Бог подвигает нас к спасению. Теологический акцент).
Мартин Лютер (1483 – 1546) г. г. • Деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.
Мартин Лютер (1483 – 1546) г. г. Мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Мартин Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Натурфилософия эпохи Возрождения Космология Николая Коперника Джордано Бруно Галилея Гелиоцентрическая система мира
Николай Коперник (1473 – 1543)г. г. • • • Через всю яркую жизнь Коперника, проходит основная нить - великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея. Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе “Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. В “Малом комментарии” Николай Коперник указывает на недостатки предшествующих теорий, вынуждающих его предложить свою новую теорию.
Николай Коперник (1473 – 1543)г. г. Эта новая теория исходит из следующих требований: • Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер. • Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты. • Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира. • Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
Николай Коперник (1473 – 1543)г. г. • Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными. • То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением. • Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.
Джордано Бруно (1548 – 1600)г. г. • Его метафизическое учение изложено в работе О причине, начале и едином, в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. • Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей.
Джордано Бруно (1548 – 1600)г. г. • • • Космология Бруно изложена в его работе О бесконечности, Вселенной и мирах. Бруно опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной. • • Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы и материи. Таким образом передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу - активный, творческий импульс. Идет дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть “бог в вещах”.
Джордано Бруно (1548 – 1600)г. г. • "Небо. . . единое безмерное пространство, лоно которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем - бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли. . . разумом мы заключаем о бесконечном количестве других"; "Все они имеют свои собственные движения. . . одни кружатся вокруг других". Он утверждал, что ни только Земля, но и никакое другое тело не может быть центром мира, так как Вселенная бесконечна и "центров" в ней бесконечное число. Он утверждал, что изменчивость тел и поверхности нашей Земли, считая, что в течение огромных промежутков времени "моря превращаются в континенты, а континенты - в моря".
Галилео Галилей (1564 – 1642)г. г. Основоположник экспериментальноматематического метода исследования природы. Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.
Галилео Галилей (1564 – 1642)г. г. Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, а следовательно, и для прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении “горы” и “моря” ) , разглядел бесчисленные, скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.
Галилео Галилей (1564 – 1642)г. г. • Галилей путем ряда блестящих экспериментов создал важнейшую отрасль механики - динамику, т. е. учение о движении тел. • Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения; равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде; сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило название закона инерции) , и др.