Философия трансцендентального идеализма И. Канта как философия культуры Пожидаева Т. Мавлютова А.
Иммануил Кант (1724— 1804). «Имей мужество пользоваться своим собственным умом! «
Просвещение • необходимость прежде всего духовного реформирования общества • Свобода мысли • Свобода нужна в рамках «публичного пользования собственным разумом» , которое и составляет основу Просвещения. В итоге Кант не находит лучшей формулы Просвещения, чем изречение Фридриха II: «Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь!» В относительно терпимой политике Фридриха II (быстро окончившейся после его смерти) Кант нашел практическое воплощение целей и идеалов Просвещения. «В этом отношении наш век есть век просвещения, или век Фридриха»
Разум • В качестве целевой причины человеческих действий и поступков он есть свобода. • Разумность человека состоит в его способности действовать независимо от природы, даже вопреки ей, т. е. в свободе. • Главное, что характеризует человека, — это способность действовать в силу целей, которые он сам ставит перед собой, т. е. способность быть свободным существом. • Размежевание природы и свободы есть глубочайшая основа кантовской философии. => • Данная способность делает возможным факт культуры.
«приобретение разумным существом возможности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе) — это культура» . Кант, И. Соч. : в 6 т. Т. 5. С. 464.
Жан-Жак Руссо Заслугу открытия этой «человеческой природы» Кант до конца своей жизни приписывал Руссо. «Метод Руссо, — пишет Кант, — синтетический, и исходит он из естественного человека; мой метод — аналитический, и исхожу я из человека цивилизованного» «Если цивилизация и культура отвергают мораль, то она есть удел кого угодно, но только не людей» .
Кант Руссо Человек по самой своей природе есть существо нравственное предстоит стать таковым. Кант стремится оправдать культуру в качестве необходимого условия его морального совершенствования — того единственно возможного пути, идя по которому человечество только и сможет достигнуть своего конечного предназначения. он является таковым уже в естественном состоянии Руссо видит свою задачу в обличении культуры с точки зрения того ущерба, который она нанесла естественному человеку с его врожденной добропорядочностью и желанием счастья.
«Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» • «Все природные задатки живого существа предназначены для совершенного и целесообразного развития» • «Природные задатки человека (как единственно разумного существа на земле), направленные на применение его разума, развиваются полностью не в индивиде, а в роде» • «Природа хотела, чтобы человек все то, что находится за пределами механического устройства его животного существования, всецело произвел из себя и заслужил только то счастье или совершенство, которое он сам создает свободно от инстинкта, своим собственным разумом» Идея «моральности» становится у Канта высшим проявлением и последним словом человеческой культуры. Мораль — не продукт культуры, а ее цель
• «Благодаря науке и искусству мы достигли высокой (но не последней )ступени культуры. Мы чересчур цивилизованны в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще много недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными. » (с)
Спасибо за внимание!