Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ Тема 6 Средневековая философия Патристика и схоластика Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ Тема 6 Средневековая философия Патристика и схоластика

Патристика.през.ppt

  • Количество слайдов: 66

ФИЛОСОФИЯ Тема 6 Средневековая философия Патристика и схоластика ФИЛОСОФИЯ Тема 6 Средневековая философия Патристика и схоластика

Средневековая философия Патристика, Схоластика. q Основные принципы средневековой философии. q Источники средневековой философии. q Средневековая философия Патристика, Схоластика. q Основные принципы средневековой философии. q Источники средневековой философии. q Религиозно-философские идеи библии. q Патристика, этапы, основные идеи. Августин (теодицея, философия истории). q Схоластика, этапы, основные идеи. Вера и разум. Доказательство бытия Бога. Спор об универсалиях. Ансельм Кентерберийский (онтологическое доказательство бытия Бога). Фома Аквинский (5 доказательств бытия Бога, учение о сущности и существовании), У. Оккам ( «бритва Оккама» ).

Основные принципы средневековой философии • Теоцентризм -(греч. theos - Бог), такое понимание мира, в Основные принципы средневековой философии • Теоцентризм -(греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Иерархия знания Теология-философия (как служанка теологии)частные прикладные науки. • Монотеизм – единобожие. • Креационизм- принцип, в соответствии с которым Бог сотворил мир из ничего в едином творческом акте за 6 дней.

Основные принципы средневековой философии • Провиденциализм –(лат. providentia – провидение), система взглядов, в соответствии Основные принципы средневековой философии • Провиденциализм –(лат. providentia – провидение), система взглядов, в соответствии с которыми всеми мировыми событиями управляет божественное провидение (Бог или его действия). • Ревеляционизм – принцип откровения. Бог открывает человеку свою волю, истины бытия; они запечатлены в Священном писании. • Персонализм- каждый человек рассматривается как личность, отношения между Богом и человеком личностные.

Источники средневековой философии • Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи Источники средневековой философии • Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения XV века. • Философия, которая складывалась в данный период формирования: философию имела два источника древнегреческую (в платоновской и аристотелевской традициях) и Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.

Религиозно-философские идеи библии • Библия (от древнегреч. Biblia – «книги» ), — это собрание Религиозно-философские идеи библии • Библия (от древнегреч. Biblia – «книги» ), — это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. • По своему составу Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет — это древнееврейский Танах, в котором рассказывается история древнееврейского народа, а также Ветхий Завет — это древнееврейский Танах, в котором рассказывается история древнееврейского народа, а также представлен в письменном изложении процесс складывания у древних евреев монотеистического культа Яхве. Само слово «Завет» означает договор, заключенный Богом с древними евреями о том, что они будут исповедовать веру в Него, а Он будет покровительствовать их земной жизни.

Новый Завет составляют книги (4 Евангелия, Деяния Апостолов, Апокалипсис), священность которых признается только христианами. Новый Завет составляют книги (4 Евангелия, Деяния Апостолов, Апокалипсис), священность которых признается только христианами. По христианским верованиям, древние евреи не смогли соблюсти Завет, заключенный с Богом в древности, ибо не приняли Иисуса Христа как Мессию. Но именно Иисус как Сын Божий принес на Землю истинную Благодать, истинное Слово Божие и лишь уверовавшим в Него будет даровано Спасение после смерти.

Учение Иисуса — это и есть Новый Завет, новое Слово Божие, предназначенное теперь уже Учение Иисуса — это и есть Новый Завет, новое Слово Божие, предназначенное теперь уже всем, принявшим христианскую веру, а не только иудеям.

Ветхий завет • 10 заповедей (декалог) 1 -4 – заповеди о Боге. 5 -10 Ветхий завет • 10 заповедей (декалог) 1 -4 – заповеди о Боге. 5 -10 – заповеди о взаимоотношениях между людьми.

Библия, книга Исход, 20 глава, 1 -17 тексты. 1 Я Господь, Бог твой, Который Библия, книга Исход, 20 глава, 1 -17 тексты. 1 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 6 7 8 9 10 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Нагорная проповедь Иисуса Христа (Н. З. ) Заповеди блаженств • Блаженны нищие духом, ибо Нагорная проповедь Иисуса Христа (Н. З. ) Заповеди блаженств • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. • Блаженны плачущие, ибо они утешатся. • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Не нарушить пришел Я, но исполнить. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или Не нарушить пришел Я, но исполнить. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Нельзя гневаться Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Нельзя прелюбодействовать в сердце своем Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Просящему у тебя дай Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за Просящему у тебя дай Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Любить нужно всех, включая врагов Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

СРАВНЕНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, СРАВНЕНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства или святости. Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу. Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а новозаветный закон Христов есть закон Божественной любви и благодати. Самая главная заповедь христианства: «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО КАК САМОГО СЕБЯ» .

7 смертных грехов 7 смертных грехов

И. Босх. 7 смертных грехов и 4 последние вещи. И. Босх. 7 смертных грехов и 4 последние вещи.

Патристика (от лат. Pater – отец) – учение отцов церкви. Этапы патристики. • Апологетика Патристика (от лат. Pater – отец) – учение отцов церкви. Этапы патристики. • Апологетика (II—III вв. ) - защита христианского вероучения. (Татиан, Юстин, Тертуллиан, Ориген и др. ); • Зрелая патристика (IV—V вв. ) - классика теоретизирования и оформление догматики. (Каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе — Августин); • Поздняя патристика (VI- VIII вв. ) — кристаллизация догматики, принявшая форму непреложного канона. (Боэций, Иоанн Дамаскин).

Задачи патристики q 1. Выработка христианской догматики (Вселенские Соборы). q 2. Синтез христианства и Задачи патристики q 1. Выработка христианской догматики (Вселенские Соборы). q 2. Синтез христианства и античной философии (в основном Платона и Аристотеля в лице неоплатонизма)

Апологетика • Юстин (100– 166) отстаивал истинность провозглашенного учения и почитал философию (платонизм), ибо Апологетика • Юстин (100– 166) отстаивал истинность провозглашенного учения и почитал философию (платонизм), ибо направлена она ко Христу. И христианство, и философия ведут, таким образом, к богу. • Татиан фанатически осудил всю языческую культуру и с ненавистью нападал на античную культуру. • Тертуллиан (160– 230) активно поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. «Верую, ибо абсурдно» .

Патристика Отцы Церкви На Востоке (греческие) На Западе (латинские) Каппадокийские Отцы Поздняя патристика Василий Патристика Отцы Церкви На Востоке (греческие) На Западе (латинские) Каппадокийские Отцы Поздняя патристика Василий Великий Аврелий Августин ок. 354 - ок. 430 Северин Боэций ок. 480 - 524 ок. 330 - 379 Григорий Назианзин ок. 330 - 390 Григорий Нисский ок. 335 - ок. 394 Псевдо-Дионисий V-VI в. Максим Исповедник ок. 580 – 662 Иоанн Дамаскин ок. 675 - до 753

Патристика Павия Рим Константинополь Афины Нисса Кесария Гиппон Тагаст Карфаген Дамаск Иерусалим Александрия Патристика Павия Рим Константинополь Афины Нисса Кесария Гиппон Тагаст Карфаген Дамаск Иерусалим Александрия

Аврелий Августин (354 – 430) Основные сочинения: «Исповедь» , «О граде Божием» , «О Аврелий Августин (354 – 430) Основные сочинения: «Исповедь» , «О граде Божием» , «О свободе воли» .

Августин Блаженный • Идея личности (христианский персонализм): единство тела, души и духа в человеке Августин Блаженный • Идея личности (христианский персонализм): единство тела, души и духа в человеке • Воля, мысль и чувство как атрибуты духа • Второе рождение в духе • Дух как любовь • Единство веры и разума ( «верю, чтобы понимать» ) • История как превращение града Земного (государства) в град Божий (церковь) • «Исповедь» - первое произведение автобиографического жанра

Проблема теодицеи Теодицея (греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) – букв. , «оправдание Бога» , Проблема теодицеи Теодицея (греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) – букв. , «оправдание Бога» , общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом тёмных сторон бытия.

Проблема теодицеи Если Бог всеблаг и всемогущ, почему в мире столько зла? Выходит, что Проблема теодицеи Если Бог всеблаг и всемогущ, почему в мире столько зла? Выходит, что Бог или может уничтожить зло, но не желает этого – тогда Он не всеблаг; или желает уничтожить зло, но не может (не в силах) – тогда Он не всемогущ. Поскольку как то, так и другое противоречит понятию Бога, приходится отрицать либо бытие Бога, либо реальность зла.

Теодицея Зло не есть что-то самосущее, а представляет собой просто недостаток блага. Почему же Теодицея Зло не есть что-то самосущее, а представляет собой просто недостаток блага. Почему же Бог допускает недостаток блага? Никакого зла на самом деле нет. Так называемые «недостатки» способствуют высшему благу, мнение же о реальности зла есть следствие абсолютизации частной точки зрения. Зачем же Бог сотворил мир, если творение не может быть совершенным? Сотворённый Богом мир есть лучший из возможных. Добро, творимое свободно, выше добра, творимого по необходимости, зло же есть результат злоупотребления человеком свободной волей.

Философия истории Августина • Разграбление Рима в 410 году готскими войсками привело Августина к Философия истории Августина • Разграбление Рима в 410 году готскими войсками привело Августина к мысли о конце человеческой истории (эсхатологии). • Понятие истории провиденциалистское. Единство человеческой и божественной истории, которые протекают в противоположных, но взаимно неразделимых сферах, содержанием которых является бой двух градов: Божьего и Земного. • Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.

Античное и средневековое понимание истории • Античное понимание История как цикл, вечное возвраще ние Античное и средневековое понимание истории • Античное понимание История как цикл, вечное возвраще ние • Средневековое понимание Сотворение Страшный Мира Суд

Схоластика • Ансельм Кентерберийский Дунс (1033/34 -1109) • Пьер Абеляр (1079 -1142) • Пётр Схоластика • Ансельм Кентерберийский Дунс (1033/34 -1109) • Пьер Абеляр (1079 -1142) • Пётр Ломбардский Оккам Оксфорд (ок. 1100 -1160) • Альберт Великий (ок. 1200 -1280) • Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217 -1274) • Фома Аквинский (1225/26 -1274) • Иоанн Дунс Скот (ок. 1266 -1308) • Уильям Оккам (ок. 1285 -1347/49) Кёльн Париж Бек Палле Аоста Лауинген Лумеллоньо Баньореджо Рим Аквино

Схоластика (от лат. schola - школа): ХIXIV вв. ЗАДАЧИ: • Синтез христианского богословия и Схоластика (от лат. schola - школа): ХIXIV вв. ЗАДАЧИ: • Синтез христианского богословия и логики Аристотеля • Толкование Священного Писания • Рациональное обоснование истин веры • Развитие наук о языке: риторики, грамматики, логики

Этапы схоластики • Ранняя С. (ХI-XII) находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский, Гильом Этапы схоластики • Ранняя С. (ХI-XII) находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Росцеллин, П. Абеляр). • Зрелая(XII-XIII) развивалась в средневековых университетах; ее общеевропейским центром был Парижский ун-т. Платонизм постепенно вытесняется аристотелизмом (Сигер Брабантский, Альберт Великий, Фома Аквинский). • Поздняя (XIII-XIV. ) кризис схоластики, связанный с развитием естественно-научных исследований (И. Д. Скот, У. Оккам).

Основные вопросы схоластики: 1. Соотношение веры и разума (философии и теологии), 2. Доказательства существования Основные вопросы схоластики: 1. Соотношение веры и разума (философии и теологии), 2. Доказательства существования бога. 3. Проблема универсалий (общих понятий).

Вера и разум Суть проблемы: как соотносятся 2 способа познания – интеллектуальный (поиск истины) Вера и разум Суть проблемы: как соотносятся 2 способа познания – интеллектуальный (поиск истины) и основанный на вере (принятие божественного откровения). Возможно ли совместить философию (разум) и теологию (веру)? Более конкретный вопрос: принимать ли откровение (христианские истины) на веру или его можно постичь разумом?

3 возможные позиции: 1. Вера выше разума, 2. Разум выше веры, 3. Разум и 3 возможные позиции: 1. Вера выше разума, 2. Разум выше веры, 3. Разум и вера не зависят друг от друга.

1. «Верую, дабы уразуметь» вера первична по отношению к разуму. Т. е. сначала необходимо 1. «Верую, дабы уразуметь» вера первична по отношению к разуму. Т. е. сначала необходимо безоговорочно поверить, принять христианское вероучение, и только потом следует размышлять о разумном обосновании своей веры, о том на чем она основана. Этой позиции придерживался: Ансельм Кентерберийский.

2. Понимать, чтобы уверовать «нельзя верить в то, что предварительно не было нами понято» 2. Понимать, чтобы уверовать «нельзя верить в то, что предварительно не было нами понято» Понимание того, во что мы верим, и делает веру возможной. Если мы верим слепо и бездумно, то такая вера вообще недостойна человека. Этой позиции придерживался Пьер Абеляр.

3. Разграничение разума и веры Разум работает в одной сфере и порождает одну истину, 3. Разграничение разума и веры Разум работает в одной сфере и порождает одну истину, а вера – в другой, и порождает другую истину. Теория «двойственной истины» . Т. о. , существуют 2 истины: мирская (разум) и религиозная (вера). Эти истины друг от друга независимы. Такой позиции придерживались: Сигер Брабантский, Боэций, Аверроэс, Уильям Оккам, Фома Аквинский.

Схоластика Основные сочинения • • Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих» . Схоластика Основные сочинения • • Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих» . Абеляр. Теология «Высшего блага» . • Пётр Ломбардский. Сентенции. • Фома Аквинский. Сумма против язычников. Фома Аквинский. Сумма теологии. • Дунс Скот. Оксфордское сочинение. • • Дунс Скот • • Ансельм Кентерберийский Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Оккам. Сумма логики. Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий. Оккам. Quadlibeta. • Пьер Абеляр Фома Аквинский

Схоластика Л. Синьорелли. «Учители Церкви» . Схоластика Л. Синьорелли. «Учители Церкви» .

Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Нерациональные Рациональные Свидетельство Священного Писания Онтологическое Чудеса (коллективный Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Нерациональные Рациональные Свидетельство Священного Писания Онтологическое Чудеса (коллективный мистический опыт) Индивидуальный мистический опыт (видения, сны и т. п. ) Космологическое Телеологическое

Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он сказал, что какой-то такой природы нет? Но, конечно, этот же самый безумец, слыша, как я говорю: «Нечто, больше чего нельзя ничего себе представить» , – понимает то, что слышит; а то, что он понимает, есть в его уме, даже если он не имеет в виду, что такая вещь существует [объективно]. И, конечно, то, больше чего нельзя себе представить, не может быть только в уме. Ансельм Кентерберийский. «Прослогион» . Ибо если оно уже есть по крайней мере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше.

Фома (Томас) Аквинский (1225 - 1274 ) Фома (Томас) Аквинский (1225 - 1274 )

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского ( «Сумма теологии» ) В силу ограниченности нашего 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского ( «Сумма теологии» ) В силу ограниченности нашего разума, мы не можем знать о том, что такое Бог, поэтому в доказательствах его существования мы можем опираться только на его творения. косвенные доказательства

 КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 1. От движения: Если в мире есть движение, то должен быть КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 1. От движения: Если в мире есть движение, то должен быть и перводвигатель. А это и есть Бог. 2. От производящей причины: Если в мире есть причинно-следственные связи, то должна существовать первая, ничем не обусловленной причина (Бог). 3. От случайного и необходимого: Если в мире есть что-то случайное, то должно быть и необходимое (Бог).

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 4. От степеней совершенства В мире существуют вещи обладающие разной степенью совершенства. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 4. От степеней совершенства В мире существуют вещи обладающие разной степенью совершенства. Должно быть нечто абсолютно и полностью совершенное, что позволяет нам оценивать степень совершенства других вещей (Бог). ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 5. От управления миром Если в мире есть целесообразность (вещи существуют с какой-либо целью), то она основывается на Разуме, который отвечает за порядок и благоустройство мира. Этот разум и есть бог.

 • Фома Аквинский - крупнейший христианский философ, создатель томизма (Thomas) – версии христианской • Фома Аквинский - крупнейший христианский философ, создатель томизма (Thomas) – версии христианской философии, принятой в качестве официальной основы католицизма. • В трудах Фомы Аквинского был достигнут наиболее полный синтез христианства и античной философии (в лице философии Аристотеля). • Понятия Аристотеля «форма» и «материя» Аквинский дополняет категориями «сущность» (essentia) и «существование» (existentia). • Сущность есть тот принцип, который делает всякое начало именно таким, каково оно есть. Например, сущность человека – то, что делает человека человеком, а не деревом, не зайцем или кристаллом. Существование есть принцип реализации сущности, воплощения ее в тех или иных конкретных способах бытия.

Проблема универсалий Основные сочинения • Аристотель. Категории (IV в. до н. э. ). Северин Проблема универсалий Основные сочинения • Аристотель. Категории (IV в. до н. э. ). Северин Боэций • Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в. ). Аристотель • Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия (VI в. ). Пьер Абеляр • Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в. ). Порфирий

Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах. Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня» , «толпа» , «стадо» , «полк» , «человечество» . Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных. Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании. Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по частям» или «по очереди» .

Проблема универсалий Антисфен Платон – Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности Проблема универсалий Антисфен Платон – Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу. – Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.

Проблема универсалий Платон Аристотель Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Проблема универсалий Платон Аристотель Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам. Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.

Проблема универсалий Реализм и номинализм Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии Реализм как Проблема универсалий Реализм и номинализм Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии Реализм как существующие (лат. realis, отдельно действительный) – от единичных вещей философское учение, и в то же время «присутствующие» утверждающее, что в единичных вещах, универсалии причём существуют реально присутствующие и независимо 1) во всех и каждой, от сознания. 2) неделимо, До вещей. 3) одновременно и 4) составляя их сущность. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. После вещей. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).

Проблема универсалий Аргументация номиналистов Если универсалия существует реально, а не как идея или имя, Проблема универсалий Аргументация номиналистов Если универсалия существует реально, а не как идея или имя, она должна, помимо общего (определяющего) признака класса, обладать либо всеми взаимоисключающими признаками подклассов (что нелепо); либо каким-то одним из взаимоисключающих признаков подклассов (тогда она не будет универсалией); либо ни одним из взаимоисключающих признаков подклассов (тогда она не будет их сущностью). Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна.

Проблема универсалий Аргументация номиналистов Например, все целые числа подразделяются на чётные и нечётные; но Проблема универсалий Аргументация номиналистов Например, все целые числа подразделяются на чётные и нечётные; но если, помимо чётных и нечётных чисел, есть ещё и «целое число [вообще]» , оно должно быть либо только чётным (вариант: только нечётным) либо одновременно чётным и нечётным (что нелепо); (тогда оно не будет целым числом «вообще» ); либо ни чётным, ни нечётным (тогда чётные и нечётные числа не будут целыми числами). Следовательно, «целое число [вообще]» , как самостоятельная сущность, невозможно.

Проблема универсалий Аргументация реалистов Положим, универсалии – это имена. Но имена чего? Они не Проблема универсалий Аргументация реалистов Положим, универсалии – это имена. Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей (именами собственными), потому что тогда они не будут универсалиями. Следовательно, они должны быть именами каких-то сущностей, отличных от единичных вещей. Однако, если ничего, кроме единичных вещей, не существует, универсалии – это имена несуществующих сущностей, т. е. слова, не имеющие ни значения, ни смысла. Однако, всё наше знание, включая знание единичных вещей, выражено именами нарицательными (универсалиями), и если они не имеют смысла, у нас нет никакого знания.

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Концептуализм Реализм (лат. realis, действительный) – утверждает, что универсалии Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Концептуализм Реализм (лат. realis, действительный) – утверждает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Номинализм (лат. conceptus, понятие) – не приписывает общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей. В вещах. (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).

Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое, происходя от некоего подлежащего, мыслит его не так, как оно само есть. Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия. Когда мы занимаемся делением или абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что есть на самом деле; но при этом само мышление ни в коей мере не является ложным. Дело в том, что существует много вещей, которые имеют бытие в других; от этих других они либо вообще не могут быть отделены, либо, раз отделённые, никоим образом не продолжают своего существования. Предметы такого рода существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах. Но постигаются они отдельно от чувственного, и только так может быть понята их природа и уловлены их свойства.

Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует. [Но] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может. Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия. … мы мыслим роды и Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия. … мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие эти предметы похожими. Так, например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т. е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов.

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм (Крайний) реализм Концептуализм (Крайний) номинализм Universalia sunt realia. Универсалии Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм (Крайний) реализм Концептуализм (Крайний) номинализм Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Мыслимо только общее, и только общие сущности по-настоящему и существуют. Существуют только единичные вещи, но мыслимо только общее. Существуют и мыслимы только единичные вещи.

Проблема универсалий Концептуализм Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский Проблема универсалий Концептуализм Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский Универсалии существуют трояко: • до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; • в вещах (in rem) – как их общие свойства; • после вещей (post rem) – как понятия нашего ума.

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Платон Аристотель Реализм Концептуализм Антисфен Номинализм Крайний реализм Умеренный Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Платон Аристотель Реализм Концептуализм Антисфен Номинализм Крайний реализм Умеренный номинализм Ансельм Кентерберийский Альберт Великий Пьер Абеляр (1033/34 -1109) (ок. 1200 -1280) Гийом из Шампо Фома Аквинский (ок. 1170 – 1121) (1225/26 -1274) (1079 -1142) Крайний номинализм Росцеллин (ок. 1150 – ок. 1125), Уильям Оккам

Уильям Оккам (1280— 1347) Уильям Оккам (1280— 1347)

 • У. Оккам - представитель поздней схоластики, сторонник крайнего номинализма. Известен своим знаменитым • У. Оккам - представитель поздней схоластики, сторонник крайнего номинализма. Известен своим знаменитым принципом, получившим название «бритва (лезвие) Оккама» : «Не следует использовать большее там, где можно обойтись меньшими средствами» . Согласно этому принципу, нужно избавляться от всего лишнего в мышлении (как бы «обрезать» бритвой это лишнее). Например, если то же множество теорем можно вывести из меньшего числа аксиом, то следует отбросить избыточные аксиомы как «лишние сущности» . Оккам был сторонником активного использования логики в философских рассуждениях, и видел в логике конкретное воплощение своего «лезвия» , которое должно помочь мыслителю избавиться от излишнего мудрствования.

 • Такая позиция была вполне уместна во времена поздней схоластики, когда христианская философия • Такая позиция была вполне уместна во времена поздней схоластики, когда христианская философия все более догматизировалась и становилась тормозом на пути подлинного познания. • Даже сам термин «схоластика» стал символом хотя и хитроумного по форме, но пустого и бесплодного по существу рассуждения. Оккам уже гораздо больше симпатизирует новому методу познания, в котором должны соединиться очищенная от теологии логика и эмпирическое исследование природы.