философия ср.веков.pptx
- Количество слайдов: 18
Философия Средних веков
План: 1. Теоцентрический тип философствования. 2. Апологетика. 3. Патристика. Августин Блаженный. 4. Схоластический реализм и номинализм. Фома Аквинский. 5. Предпосылки эпохи Возрождения в странах Западной Европы. 6. Основные идеи философии эпохи Возрождения.
Средние века Начало Средних веков связывают: - либо с переносом столицы Римской империи в Константинополь в 330 г. , - либо с разделом империи на Западную и Восточную в 395 г. , - либо с разграблением Рима Аларихом в 410 г. , - либо с окончательным падением Рима и гибелью последнего римского императора, малолетнего Ромула Августула в 476 г. Стандартная периодизация - V-XV вв.
Периодизация • Патристика II – VIII вв. - Апологетика (II – IV вв. ) - Зрелая патристика (IV – V вв. ) - Поздняя патристика (V – VIII вв. ) • Схоластика – IX – XIV вв. - Ранняя схоластика (IX – XII вв. ) - Зрелая схоластика (XII – XIV вв. )
Основные черты средневековой философии 1. Объективно-идеалистическое миропонимание. Основой действительности считалось единое высшее идеальное начало – Бог. 2. Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты являлся Бог. 3. Монотеизм.
Основные черты средневековой философии 4. Креационизм. Учение о сотворении Богом мира из ничего. 5. Теодицея (от греч. -богооправдание) религиознофилософское учение, стремящееся доказать, что существование в мире зла не подрывает веру в Бога как абсолютное добро.
Патристика – учение отцов церкви, период формулирования основ христианского учения. Отцы Церкви На Востоке (греческие) На Западе (латинские) Каппадокийские Отцы Поздняя патристика Василий Великий Аврелий Августин ок. 354 - ок. 430 Северин Боэций ок. 480 - 524 ок. 330 - 379 Григорий Назианзин ок. 330 - 390 Григорий Нисский ок. 335 - ок. 394 Псевдо-Дионисий V-VI в. Максим Исповедник ок. 580 – 662 Иоанн Дамаскин ок. 675 - до 753
Аврелий Августин (354 -430) Теократическая концепция Аврелия Августина: церковь является институтом, стоящим над всяким государством, ведущим человечество к «Граду Божьему» . Прблема соотношения веры и разума: «чтобы понять, нужно уверовать» .
Схоластика- учение, преподававшееся в школах и университетах, стремившееся рационально обосновать христианскую веру. q Проблема веры и разума q Проблема бытия Бога • Онтологическое доказательство • Космологические доказательства • Телеологическое доказательство q Проблема универсалий • Реализм • Номинализм • Концептуализм
Схоластика • Ансельм Кентерберийский (1033/34 -1109) • Пьер Абеляр (1079 -1142) • Пётр Ломбардский (ок. 1100 -1160) • Альберт Великий (ок. 1200 -1280) • Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217 -1274) • Фома Аквинский (1225/26 -1274) • Иоанн Дунс Скот (ок. 1266 -1308) • Уильям Оккам (ок. 1285 -1347/49) Дунс Оккам Оксфорд Бек Палле Кёльн Париж Лауинген Аоста Лумеллоньо Баньореджо Рим Аквино
Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Нерациональные Свидетельство Священного Писания Чудеса (коллективный мистический опыт) Индивидуальный мистический опыт (видения, сны и т. п. ) Рациональные Онтологическое Космологическое Телеологическое
Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля • Сущность (греч. ουσία, лат. substantia) Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. (Отдельная) лошадь (Отдельный) человек
Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля • Сущность (вторая) А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, – и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек» , а род для этого вида – «живое существо» . Лошадь (вид) Человек (вид) Живое существо (род)
Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах. Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня» , «толпа» , «стадо» , «полк» , «человечество» . Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных.
Проблема универсалий Платон Аристотель Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам. Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.
Проблема универсалий Реализм и номинализм Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию). Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).
Фома Аквинский (1225— 1274) Католическая Церковь божественная по своему происхождению иерархическая организация, во главе с наделенным неограниченной властью Римским Папой.