Скачать презентацию Философия Средних веков Название дали итальянские гуманисты конца Скачать презентацию Философия Средних веков Название дали итальянские гуманисты конца

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Средневековья и Возрождения.pptx

  • Количество слайдов: 17

Философия Средних веков Название дали итальянские гуманисты конца XV в. : medium aevum, «Средние Философия Средних веков Название дали итальянские гуманисты конца XV в. : medium aevum, «Средние века» . Периодизация: 1) раннее Средневековье (V-IX вв. ); 2) классическое (высокое) Средневековье (X-XIV вв. ); 3) позднее Средневековье (XV — середина XVII вв. ) (? )

Особенности средневековой философии 1) теоцентризм; 2) креационизм; 3) провиденциализм; 4) идея Откровения; 5) традиционализм. Особенности средневековой философии 1) теоцентризм; 2) креационизм; 3) провиденциализм; 4) идея Откровения; 5) традиционализм.

Периодизация развития средневековой философии 1 этап – патристика II-VIII вв. (от греч. πατήρ, или Периодизация развития средневековой философии 1 этап – патристика II-VIII вв. (от греч. πατήρ, или лат. pater, «отец» ) «Учение отцов церкви» 2 этап – схоластика IX- XV вв. (лат. scholastica от греч. σχολαστικός – школьный)

Патристика (II-VIII вв. ) С. Аверинцев: «Патристика – это христианская Античность» Ранний период патристики Патристика (II-VIII вв. ) С. Аверинцев: «Патристика – это христианская Античность» Ранний период патристики – апологетика (от греч. apologeomai — защищаюсь, оправдываюсь). 325 г. – Никейский собор, принимается Символ веры. Основные проблемы: 1) Троичность Бога 2) Природа Христа 3) Свобода воли (и теодицея) 4) Вера и разум в познании

Патристика (II-VIII вв. ) Философские идеи Теоцентризм и фатализм Главные темы – Бог и Патристика (II-VIII вв. ) Философские идеи Теоцентризм и фатализм Главные темы – Бог и человеческая душа Идея непрерывного творения Провиденциализм Аврелий Августин или Блаженный Августин (354 – 430) Основные функции души – мысль, память, воля Время – единство прошлого, будущего и настоящего, удерживаемое сознанием Свобода воли: Грех – часть природы человека, поэтому без помощи Бога человек не может не грешить. Т. е. свобода воли есть источник зла.

Проблема веры и разума в познании Путь веры Путь разума (принятие за истину без Проблема веры и разума в познании Путь веры Путь разума (принятие за истину без доказательств) «Верую, ибо нелепо» «Понимаю, чтобы веровать» П. Абеляр (1079 -1142) Тертуллиан (160 -220) «Верую, чтобы понимать» Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109)

Схоластика (IX- XV вв. ) Рационализация положений христианского вероучения. Суть: любой вопрос можно решить Схоластика (IX- XV вв. ) Рационализация положений христианского вероучения. Суть: любой вопрос можно решить с помощью логики. Опиралась на Аристотеля Важные проблемы: 1. Вера и разум в познании 2. Доказательства бытия Бога 3. Проблема универсалий

Схоластика (IX- XV вв. ) Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) В 1879 учение Фомы Схоластика (IX- XV вв. ) Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) В 1879 учение Фомы Аквинского (томизм) было признано официальной философской доктриной католицизма. Опирался на Аристотеля «Концепции двойственной истины» Доказательства бытия Бога: 1. Бог как перводвигатель; 2. как первопричина; 3. как абсолютно необходимая причина; Идея однократного творения 4. высшее совершенство; 5. бог «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе» . Человек – это единство души и тела

Схоластика (IX- XV вв. ) Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) – слова Схоластика (IX- XV вв. ) Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения). Концептуализм Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Универсалии – общие понятия. Т. е. виды и роды. (лат. сonceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей. Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.

Схоластика (IX- XV вв. ) Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) – слова Схоластика (IX- XV вв. ) Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения). Реализм: универсалии есть реальные сущности Концептуализм: универсалии есть понятия разума Универсалии – общие понятия. Т. е. виды и роды. Номинализм: универсалии есть имена, т. е. слова

Схоластика (IX- XV вв. ) Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) – слова Схоластика (IX- XV вв. ) Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения). Фома Аквинский признавал троякое существование универсалий: 1) до конкретных вещей— в уме Бога; 2) в конкретных вещах; 3) после конкретных вещей — в уме человека (как впечатления от них). Универсалии – общие понятия. Т. е. виды и роды. Номинализм (есть только единичные вещи) Эмпиризм Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1292)

Философия эпохи Возрождения XIV – XVI вв. (зависит от страны) Началось в Италии (Флоренция). Философия эпохи Возрождения XIV – XVI вв. (зависит от страны) Началось в Италии (Флоренция). 1459 г. – основание во Флоренции Платоновской Академии (гл. представители – Марсилио Фичино Джованни Пико дела Мирандола)

Философия эпохи Возрождения Основные черты философии 1. Гуманизм -от «studia humanitatis» (грамматика, риторика, поэзия, Философия эпохи Возрождения Основные черты философии 1. Гуманизм -от «studia humanitatis» (грамматика, риторика, поэзия, история, этика) или - выведение на первый план проблемы человека 2. Антропоцентризм Ф. Петрарка «О монашеском досуге» : “На что следует надеяться в божественных делах, этот вопрос предоставим ангелам, из которых даже наивысшие пали под его тяжестью. Конечно, небожители должны обсуждать небесное, мы же – человеческое”. Франческо Петрарка (1304— 1374)

Философия эпохи Возрождения Пантеизм – это философское учение, сближающее (вплоть до отождествления) природу и Философия эпохи Возрождения Пантеизм – это философское учение, сближающее (вплоть до отождествления) природу и Бога. Николай Кузанский (1401 – 1464) Основные идеи: 1. «Ученое незнание» 2. Принцип совпадения противоположностей

Философия эпохи Возрождения Николай Коперник (1473– 1543) Натурфилософия Гелиоцентрическая модель Галилео Галилей (1564– 1642) Философия эпохи Возрождения Николай Коперник (1473– 1543) Натурфилософия Гелиоцентрическая модель Галилео Галилей (1564– 1642) "Книга природы" написана на языке математики

Философия эпохи Возрождения Натурфилософия Пантеизм Джордано Бруно (1548– 1600) Основные идеи: 1) «Природа есть Философия эпохи Возрождения Натурфилософия Пантеизм Джордано Бруно (1548– 1600) Основные идеи: 1) «Природа есть Бог в вещах» 2) Вселенная бесконечна 3) Есть бесконечное множество миров, подобных нашему

Философия эпохи Возрождения Социальная философия Утописты Никколо Макиавелли (1469 – 1527) Томас Мор (1478 Философия эпохи Возрождения Социальная философия Утописты Никколо Макиавелли (1469 – 1527) Томас Мор (1478 – 1535) Трактат «Государь» Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) «Город Солнца»