Средние века и Возрождение.ppt
- Количество слайдов: 16
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Особенности средневекового миропонимания 2. Исторические формы средневековой философии. Патристика и схоластика 3. Основные проблемы средневековой философии: бытие Бога, отношение разума и Откровения, спор об универсалиях 4. Общая характеристика философии эпохи Возрождения
1. Особенности средневекового миропонимания Духовная основа средневековой философии – христианство В 325 г. на Никейском соборе утверждены основы христианской догматики: о едином триипостасном Боге, о сотворении мира, о богочеловечестве и искупительной смерти Христа, о воскресении Христа, о вечной жизни в Боге, об аде и рае, о втором пришествии Христа и Страшном суде, о конце света. Черты средневекового мировоззрения: теоцентризм – Бог является средоточием реальности; высшей, подлинной, совершенной, благой реальностью; если Бога нет, то ничего нет; креационизм – вера в то, что мир и человек сотворены Богом; провиденциализм – вера в божественное управление миром (актуальное и габитуальное); религиозная амбивалентность восприятия: сакрализация и демонизация человека и мира; символизм – восприятие явлений и событий как знаков (символов) потустороннего мира; религиозный историзм – представления о необратимости времени и священном замысле истории; эсхатологизм – вера в конец света.
Черты средневековой философии: • религиозный характер: философия подчинена теологии – Philosophia ancilla teologiae ( «Философия – служанка теологии» Петр Дамиани, идея Климента Александрийского) • опора знания на духовный авторитет Священного Писания и Священного Предания (в т. ч. сочинения Отцов церкви); • разъяснительный и истолковательный характер: развитие экзегетики и герменевтики; • внимательное отношение к слову и интерес к логической проблематике (развитие диалектики и риторики); • стремление к собиранию и систематизации знания (создание энциклопедических «Сумм» ); • разработка форм организации науки и философии (образцов научной деятельности, структуры университетского образования).
Disputa
2. Исторические формы средневековой философии. Патристика и схоластика Патристика (от лат. patres – «отцы» ) – учение Отцов церкви; учения христианских мыслителей и святых II-VIII в. , которые защищали, разрабатывали и разъясняли основы христианства и жизни верующего. 3 этапа патристики: • ранняя патристика; апологетика – учения II- Иустин Тертуллиан III в. , защищающие христианство (Иустин, Афиногор на Востоке; Тертуллиан, Минуций Феликс – на Западе) • высокая; IV–V в. , прежде всего, каппадокийский кружок на греческом Востоке (Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский) и Августин на латинском Западе; • поздняя – представлена трудами Максима Исповедника (VII в. ), Иоанна Дамаскина (VIII в. ) Августин Аврелий на Востоке, Боэция (V-VI в. ) и Кассиодора (VI в. ) на Западе и др.
Особенности философии отцов церкви: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст ü разработка христианских догматов с использованием античной философии (платонизма); ü создание нового типа рациональности – христианской мысли, нового типа интеллектуальной культуры; ü утверждение приоритета веры и Откровения в познании; ü проповеднический и исповедальный характер; разъяснение применения вероучительных положений к нравственной жизни. Патристика генерировала ряд новых идей – о Триединстве Бога, о Богочеловечестве Христа, о чудесном акте сотворения мира, о природе греховности и т. п. Фактически было создано христианское миропонимание (основные категории и их связи). Это был ранний и успешный интеллектуальный опыт христиан. Сочинения отцов церкви до сих пор остаются «живыми» – частью Священного Предания.
Схоластика – (от греч. schole – «школа» ) историческая форма средневековой философии, охватывающая период с IX до XIV века; философия средневековых учебных заведений, отличавшаяся особыми канонами исследования и своим стилем. Три этапа схоластики: 1) ранний период (IX-XII вв. ), представленный учениями Иоанна Скота Эриугены, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Росцелина, Петра Абеляра и др. ; 2) расцвет (XII-XIII вв. ) – деятельность шартрской школы, аверроистов, Бонавентуры, Альберта Великого и Фомы Аквинского; 3) поздняя С. (XIII-XIV вв. ) Иоанна Дунса Скота, Уильяма Оккама и др. Средневековый университет. Миниатюра XIV в. Особенности схоластической философии: • связь с дисциплинами тривиума и квадривиума (грамматика, диалектика, риторика; арифметика, геометрия, музыка, астрономия); • подчинение строгим канонам научной и образовательной деятельности; • стремление к полноте и системности знания Основной итог схоластики – синтез научного и философского знания в рамках теологии (Фома Аквинский) Философия и семь свободных искусств, XII в.
3. Основные проблемы средневековой философии: бытие Бога, отношение разума и Откровения, спор об универсалиях Августин Две трактовки Божественного бытия Фома Аквинский “Я есмь сущий” (Исх 3: 14) Бог – тот, кто существует особым образом. Обладая абсолютным существованием, он обладает абсолютной сущностью. «Я сущий» означает обладание высшей неизменной сущностью как таковой. Т. е. Бог – единственно подлинная и истинная реальность. Бог – «чистый акт существования» . Обладая абсолютным, активным существованием, он не может быть представлен через разделение сущности и существования: существование и есть его сущность. «Я сущий» означает совпадение сущности и существования.
Проблема отношения разума и Откровения: как соотносятся истины разума и истины Откровения? 1) Истины разума и откровения несовместимы: после Откровения истины разума, не совместимые с верой должны быть отброшены. Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно» . Позиция св. Бернара и Петра Дамиани. В книге "О плоти Христовой" (De Carne Christi) Тертуллиан пишет : «Сын Божий пригвожден ко кресту; я не стыжусь этого, потому что этого должно стыдиться. Сын Божий умер; это вполне вероятно, потому что это безумно. Он погребен и воскрес; это достоверно, потому что это невозможно" 2) Истины разума и Откровения совместимы на основе примата веры. Августин: «Если не уверую – не пойму» . Вера – главное условие правильного познания. Позиция Александрийской школы, Эриугены, Ансельма Кентерберийского и др. 3) Истины разума и веры следует четко разделять, а если первые противоречат вторым, но при этом не вызывают возражения, то можно по -другому истолковать истину веры. Аверроэс (Ибн-Рушд): буквальные противоречия можно снять аллегорическим истолкованием Писания. 4) Существует гармония разума и Откровения. Альберт Великий и Фома Аквинский: истины разума и веры имеют один божественный исток, поэтому утверждение примата веры не должно вредить истинам разума. В любом случае истины Откровения выше истин разума
Спор об универсалиях – расхождение мнений в ответе на вопрос: существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности или они являются только произвольными именами единичных вещей? НОМИНАЛИЗМ Универсалии не существуют. Это всего лишь названия для единичных вещей Иоанн Росцелин Понятию розы вообще не соответствует ничего в реальности, кроме наших абстракций рода или вида. В действительности есть только отдельные розы и звуки имени «роза» РЕАЛИЗМ Универсалии существуют помимо единичных вещей: в божественном уме, в вещах (сущности), в нашем мышлении Ансельм Кентерберийский Понятие «роза» существует. Это сущность отдельных роз, их существенные признаки (запах розы, ее форма и т. п. ) КОНЦЕПТУАЛИЗМ Универсалии не существуют наподобие вещей и не являются произвольными названиями. Это концепты – смыслы и слова, которыми мы обозначаем сходный статус вещей и обмениваемся Петр Абеляр Слово «роза» сохранит для нас свой смысл, даже если роз больше не будет. Т. е. понятие розы может будто бы существовать даже без единичных роз, но не таким существованием как единичная роза.
4. Общая характеристика философии эпохи Возрождения Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джордже Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Речь шла о возрождении античных наук и искусств. (Во Флоренции «возрождена» Академия) Мировоззренческие особенности эпохи: Антропоцентризм (в центре внимания в эпоху Возрождения находился человек). Человек рассматривался как творец, созидающий мир, красоту, самого себя. Формируются представления об универсализме личности как субъекта творчества: личность может реализовать свой талант в любой сфере (как Леонардо да Винчи) Гуманизм (человек признавался высшей ценностью, личностью, утверждались его права на творчество, свободу и счастье). Гуманизм эпохи Возрождения впервые предстал в качестве целостной системы взглядов (начиная с Данте Алигьери и Франческо Петрарки)
Антисхоластическая направленность. Борьба со схоластикой за новый стиль философствования, возрождающий свободный диалог, изящный язык. Пантеизм (букв. «бог во всем» , отождествление Бога и природы) стал основой понимания природы. Пантеизм и гуманизм стали методологическим основанием философии Николая Кузанского. Он рассматривал Бога как бесконечный максимум и, приближая его к природе, сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к ХVI – началу ХVII века. Он лег в основу большинства философских учений о понимании природы (Т. Кампанелла, Дж. Бруно). Лоренцо Валла Николай Кузанский Джордано Бруно
Коперниканский переворот Система мира Птолемея Система мира Коперника
Новые социально-политические учения. Никколо Макиавелли: идея разделения сфер политики и морали. Томас Мор, Томмазо Кампанелла создали жанр социальной утопии. Утопия – « [хорошее] место, которого нет» ; неосуществимый социальный проект
Реформация – движение за подлинность веры Мартин Лютер: • Священство всех верующих • Оправдание только верой Жан Кальвин: • Предопределенность спасения Протестантская этика сформировала капиталистического субъекта – базисный тип личности предпринимателя (М. Вебер)
Средние века и Возрождение.ppt