Философия софистов (V – IV вв. до н. э. )
Протагор
Горгий
Продик
Для софистов характерно: 1. Критическое отношение к окружающей действительности; 2. Стремление логически доказывать правильность или неправильность мысли; 3. Отрицание старой морали, традиций всего, что основано на недоказанном знании; 4. Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективности бытия.
Занимались обучением и преподаванием. Чему учили? Обучали искусствам и умению управлять жизнью;
Риторике (искусству говорить)
Эристике (искусству спорить). Учили доказывать правоту с помощью софизмов – логических приемов, уловок.
• • • Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» Критерием оценки окружающей действительности, хорошего и плохого, является субъективное мнение человека: вне человеческого сознания ничего не существует; Нет ничего раз и навсегда данного; Что хорошо сегодня, то хорошо и в действительности; Все зависит от чувственного восприятия; Существует только мир мнения (докса)
Вклад софистов в философию: • Критически взглянули на окружающую действительность; • Распространили знание философии и иные знания среди граждан полисов; • Обратили внимание мыслителей на человека, на думающий субъект, обладающий волей. • Позднее слово «софист» приобрело пренебрежительный оттенок (за релятивизм, увлечение эристикой, отсутствие устойчивых моральных принципов, за платность обучения)
Философия Сократа (469 – 399 гг. до н. э. )
«Познай самого себя» «Я знаю, что я ничего не знаю» Что нового внес в античную философию? Впервые поставил вопрос о том, что есть мудрость вообще; Первым утверждал, что основная Задача философии – познание человека, а не природы. Разработал учение о добродетели.
Учение о человеке: ценность человеческой жизни определяет критическое, испытывающее, познающее отношение к жизни. • Важнейшим признаком человека является наличие души; • Душа – это способность к самопознанию; поиски ответов на вопросы и есть жизнь души и ее сущность. • Главное для человека – забота о душе, а разум – главная способность души. Тело – источник страстей. • Разум – способность рассуждать, мыслить. Через него человек приходит к власти над собой, что означает свободу.
Учение о человеке: ценность человеческой жизни определяет критическое, испытывающее, познающее отношение к жизни. • Важнейшим признаком человека является наличие души; • Душа – это способность к самопознанию; поиски ответов на вопросы и есть жизнь души и ее сущность.
Главное для человека – забота о душе, а разум – главная способность души. Тело – источник страстей.
Разум – способность рассуждать, мыслить. Через него человек приходит к власти над собой, что означает свободу.
Сократ – основоположник этики – науки о морали и нравственности • Благо – понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность, то, что составляет счастье: 1. Хорошее здоровье и телесные силы. 2. Духовное здоровье, умственные способности. 3. Искусства и науки (полезны для счастья) 4. Дружба. Согласие между родителями, детьми и братьями, ибо они созданы для взаимной помощи. 5. Гражданская община или государство.
Учение о добродетелях – вторая часть этики • Воздержанность (самообладание), храбрость и справедливость. Вместе они составляют мудрость. Учение об обязанностях – третья часть этики: Основной закон – избегать дурного и стремиться к благу. 1. Добродетель – всегда знание, порок – это всегда невежество. 2. Никто не грешит сознательно, а совершает зло только по незнанию.
Учение о методе или диалектика Сократа Составные элементы диалектики: вопросно-ответный метод ; ирония – часть беседы, где обнаруживается проблематичность темы, казалось бы ясной; майэвтика – рождение истины при помощи логических приемов, наводящих вопросов.
Суд над Сократом и его смерть Обвинен «в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то – смерть» .
Истина утверждается ценой жертвенности, готовностью автора учения претерпеть страдания, порой – ценой собственной жизни.