Скачать презентацию Философия Русского Зарубежья После высылки в 1922 Скачать презентацию Философия Русского Зарубежья После высылки в 1922

Философия русского зарубежья.pptx

  • Количество слайдов: 17

Философия Русского Зарубежья Философия Русского Зарубежья

После высылки в 1922 г. группы философов из России в Западной Европе сформировалось и После высылки в 1922 г. группы философов из России в Западной Европе сформировалось и развивалось направление, получившее название философии русского зарубежья. Существует несколько вариантов деления по направлениям.

Вариант I • Философия антикоммунизма. • Христианский социализм. • Философия Вариант I • Философия антикоммунизма. • Христианский социализм. • Философия "евразийства" Вариант II • Идеалистическая метафизика. • Философская антропология.

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) Родился в Киеве, в дворянской семье. Его философия Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) Родился в Киеве, в дворянской семье. Его философия носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Основные положения философии Бердяева: • Высшая ценность – свобода. • Свобода, Основные положения философии Бердяева: • Высшая ценность – свобода. • Свобода, "соборность" (единство духа и воли) - основа существования человека. • Общество и государство – угроза свободе личности. • Задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя. • Религия играет в жизни человека ключевую роль. • Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; • Отношения между Богом и человеком должны быть "на равных". • Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1864 — 1941) Родился в Петербурге, в дворянской семье нетитулованного рода Дмитрий Сергеевич Мережковский (1864 — 1941) Родился в Петербурге, в дворянской семье нетитулованного рода Мережковских. Разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. Четко определил призвание и роль коммунистической России исключительно как антитезиса России православной. Синтезом же данных стадий эволюции своей Родины Мережковский конституирование "третьей" полагал России - истинно религиозной, теократической и мистически неуязвимой.

Этапы развития личности по Мережковскому: • Языческий. • Приобщения к христианству. • Полной внутренней Этапы развития личности по Мережковскому: • Языческий. • Приобщения к христианству. • Полной внутренней гармонии человека – слияние с христианством. Мережковский рассматривал духовную историю человечества как противостояние двух «бездн» : «бездны плоти» (воплощённой в язычестве) и «бездны духа» (христианский бесплотный аскетизм), двух несовершенных начал, стремящихся к синтезу через «духовную революцию» — в будущей «новой Церкви» . Эту церковь Мережковский и Гиппиус именовали «Церковью Третьего завета» .

Лев Исаакович Шестов (1866 — 1938) Имя при рождении - Иегуда Лейб Шварцман. Родился Лев Исаакович Шестов (1866 — 1938) Имя при рождении - Иегуда Лейб Шварцман. Родился в Киеве, в семье богатого фабриканта Исаака Моисеевича Шварцмана. Его философия была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Шестов разработал концепцию абсурдности человеческого существования, независимости личности от любых условий внешнего мира материальных, духовных, нравственных.

Основные положения философии Шестова: • Человек и человеческая жизнь уникальны. • Жизнь человека независима Основные положения философии Шестова: • Человек и человеческая жизнь уникальны. • Жизнь человека независима от внешних обстоятельств. • Человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов. • «Герой» имеет право открыто противопоставлять себя обществу. • Доверие возможно лишь к Богу, который не имеет никакой содержательной определенности. • Противопоставление веры и разума. • Ограничение религиозной жизни рамками эмоциональной сферы. • Любая познавательная грехопадению. деятельность равносильна

Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965) Родился в местечке Креславка Витебской губернии (ныне Краслава Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965) Родился в местечке Креславка Витебской губернии (ныне Краслава в Латвии). Отец — обрусевший поляк, Онуфрий Лосский, был православным, мать-полька, Аделаида Пржиленцкая, — католичкой. Сам Лосский характеризовал собственное учение в гносеологическом плане как систему «интуитивизма» , а в плане онтологическом – как «иерархический персонализм» . Главная задача философии, по Лосскому, - построить "теорию о мире как едином целом".

Основные направления философии Лосского: • Гносеология: «Единство мира» становится решающим условием и основой познания, Основные направления философии Лосского: • Гносеология: «Единство мира» становится решающим условием и основой познания, получая наименование «гносеологической координации» . Сам же процесс познания определяется активностью субъекта, его «интенциональной» (целевой) интеллектуальной деятельностью. • Персонализм: Выражается прежде всего в учении о «субстанциальных деятелях» , индивидуальных человеческих «я» , которые не только познают, но и творят «все реальное бытие» . • Онтология В религиозной метафизике путь человека и всего тварного мира к Богу имеет абсолютную ценность. Этот принцип стал основой «онтологической теории ценностей» Лосского, его этики. Подлинно нравственные действия всегда содержательны и полны смысла уже по той причине, что являются ответом личности на Божественную Любовь, ее собственным опытом любви к Богу и другим людям.

Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) Родился в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) Родился в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в семье ремесленника. Социолог. Делил общество по степени вертикальной мобильности на «открытое» – высокая степень и «закрытое» – низкая. Считал, что в историческом процессе имеет место периодическая смена различных «суперсистем» , каждая из которых характеризуется особым культурноисторическим «стилем» , уникальной «системой ценностей» .

Типы «суперсистем» : • «Идеациональный» , в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и Типы «суперсистем» : • «Идеациональный» , в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм. • «Чувственный» , в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм. • «Идеалистический» , характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов.

Философия Евразийства Основные представители: Философско-политическое • Георгий Флоровский • Николай Трубецкой • Георгий Вернадский Философия Евразийства Основные представители: Философско-политическое • Георгий Флоровский • Николай Трубецкой • Георгий Вернадский • Петр Савицкий • Петр Сувчинский • Лев Карсавин движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии. Россия является особым географическими миром, отличным как от Европы, так и от Азии. После распада Монгольской империи нужна была новая сила, способная объединить Евразию, которой и стала Россия.

Истоки евразийства (по Савицкому): • Византизм поздних славянофилов Признания основополагающим элементом Российской культуры византийского Истоки евразийства (по Савицкому): • Византизм поздних славянофилов Признания основополагающим элементом Российской культуры византийского предания и Православной Церкви, соединенного с неприятием европейской цивилизации Нового времени. • Восточничество «Поворот к Востоку (Азии)» , т. е. признание положительной роли татаро-монгольского ига и единства исторической судьбы и культуры русского и туранских (восточных) народов. • Оригинальное политико-экономическое учение, близкое к марксизму по своим политическим выводам (евразийцы полностью принимали тактику большевиков в смысле их организационной структуры и политического строя).

Задачи евразийцев: • Создание самобытной Российской цивилизации (Россия. Евразия), утверждающейся на началах Православия. • Задачи евразийцев: • Создание самобытной Российской цивилизации (Россия. Евразия), утверждающейся на началах Православия. • Опровержение представлений европоцентристских идеологий об Азии как темной и дикой массе некультурных народов. • Осмысление русской революции 1917 г. и марксистской идеологии.

Философия Русского Зарубежья Авторы презентации: Небытова Светлана Зырянова Наталия Миронова Анна Философия Русского Зарубежья Авторы презентации: Небытова Светлана Зырянова Наталия Миронова Анна