Скачать презентацию Философия русского космизма Выполнила студентка IV курса ИНС Скачать презентацию Философия русского космизма Выполнила студентка IV курса ИНС

Философия русского космизма.pptx

  • Количество слайдов: 25

Философия русского космизма Выполнила: студентка IV курса ИНС культурологии Канюкова Ольга Проверила: Лапина И. Философия русского космизма Выполнила: студентка IV курса ИНС культурологии Канюкова Ольга Проверила: Лапина И. А. Санкт – Петербург, 2012

План: I. Введение II. Основные течения в философии русского космизма 1. Философия общего дела План: I. Введение II. Основные течения в философии русского космизма 1. Философия общего дела Н. Ф. Федорова 2. Христианский космизм В. С. Соловьева 3. Космическая философия К. Э. Циолковского 4. Биосфера и ноосфера в идеях В. И. Вернадского 5. Философия космизма А. А. Богданова (Малиновского) 6. Русский космизм П. А. Флоренского 7. Антропокосмизм Н. Г. Холодного 8. Космизм в работах И. А. Ефремова 9. Современная цивилизация и русский космизм III. Заключение IV. Библиография

I. Введение Русский космизм — комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на I. Введение Русский космизм — комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для плеяды отечественных учёных XIX-XX вв. : Н. Ф. Федоров, Вл. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, и др.

I. Введение Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки понятие I. Введение Еще несколько лет назад понятие русского космизма брали неизменно в кавычки понятие как приблизительное образование, условность. Сейчас русский космизм окреп в своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.

II. Основные течения в философии космизма II. Основные течения в философии космизма

1. Философия общего дела Н. Н. Федорова (1829 – 1903 гг. ) Ø Ø 1. Философия общего дела Н. Н. Федорова (1829 – 1903 гг. ) Ø Ø Русский религиозный мыслитель и философфутуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Другой подход к проблеме «космоса» можно встретить у родоначальника традиции русского космизма, Николая Фёдоровича Фёдорова, в определённом смысле сформировавшего стремление будущих поколений к покорению космических пространств.

1. Философия общего дела Н. Н. Федорова Пафос Фёдоровского творчества заключается в обосновании идеи 1. Философия общего дела Н. Н. Федорова Пафос Фёдоровского творчества заключается в обосновании идеи преодоления смерти. Смерть – это главное зло мира, по Фёдорову. Она может быть побеждена именно человеком, который должен отказаться от иллюзорных представлений о смерти как неизбежном «природном» явлении. Но для этого должен измениться сам человек, его отношение к другим людям, к обществу и природе.

2. Христианский космизм В. С. Соловьёва (1853 – 1900 гг. ) Русский философ, богослов, 2. Христианский космизм В. С. Соловьёва (1853 – 1900 гг. ) Русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик. Наиболее полно тема космизма рассмотрена В. С. Соловьёвым в трактате "Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как идеальная полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, он является как ясное и нормальное. Лишь в этой вечной сфере можно обрести безусловное мерило для признания разумной природы как чего—то условного и преходящего.

2. Христианский космизм В. С. Соловьёва Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и 2. Христианский космизм В. С. Соловьёва Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. "Эта задача. . . сводится к выведению условного из безусловного, . . . случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. . связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество"

3. Космическая философия К. Э. Циолковского ( 1857 – 1935 гг. ) Ø Ø 3. Космическая философия К. Э. Циолковского ( 1857 – 1935 гг. ) Ø Ø Ученый, один из основателей современной космонавтики; мыслитель, разработавший своеобразную "космическую философию" К. Э. Циолковский интересным образом интерпретировал идеи Фёдорова: он называл себя «чистейшим материалистом» и признавал существующей во вселенной одну субстанцию и одну силу – материю в её бесконечном превращении и восхождении к высшим степеням совершенства.

3. Космическая философия К. Э. Циолковского Константин Эдуардович представлял себе Вселенную единым материальным телом, 3. Космическая философия К. Э. Циолковского Константин Эдуардович представлял себе Вселенную единым материальным телом, по которому бесконечно путешествуют атомы, покинувшие распавшиеся смертные тела, атомы, которые есть неразрушимые «первобытные граждане» , примитивные «я» . Настоящая блаженная жизнь для них начинается в мозгу высших, бессмертных существ космоса.

4. Биосфера и ноосфера в идеях В. И. Вернадского (1863 – 1945 гг. ) 4. Биосфера и ноосфера в идеях В. И. Вернадского (1863 – 1945 гг. ) Ø Ø Русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Другим важным представителем отечественной философской мысли, разрабатывавшим проблемы космоса, был Владимир Иванович Вернадский – естествоиспытатель и мыслитель, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, радиологии, биогеохимии и других научных направлений.

4. Биосфера и ноосфера в идеях В. И. Вернадского Вершиной научного творчества Вернадского считается 4. Биосфера и ноосфера в идеях В. И. Вернадского Вершиной научного творчества Вернадского считается учение о биосфере и ноосфере, которое до сих пор играет огромную роль в современной научной картине мира. Биосфера, по Вернадскому, – это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Сущность нового подхода к построению научной картины мира Вернадский сформулировал в двух фундаментальных обобщениях.

5. Философия космизма А. А. Богданова (Малиновского) (1873 – 1928 гг. ) Богданов А. 5. Философия космизма А. А. Богданова (Малиновского) (1873 – 1928 гг. ) Богданов А. А. – врач, экономист, философ, политический деятель, ученый-естествоиспытатель. Как философ Богданов в конце жизни пришёл к отрицанию традиционного понимания философии, приступив к созданию «философии деяния» , основанной на понимании истины как организующей формы коллективного опыта, превращении диалектики в «организационный процесс» творческого изменения бытия.

5. Философия космизма А. А. Богданова (Малиновского) Самый главный труд в области философии космизма 5. Философия космизма А. А. Богданова (Малиновского) Самый главный труд в области философии космизма «Тектология» или «Всеобщая организационная наука» . Была создана Богдановым на основе интеграции идей естественных и гуманитарных наук, ее роль заключалась не только в том, чтобы объединить общие закономерности возникновения, развития и умирания сложных образований (комплексов) в объемлющей их системе - среде. Тектология, претендуя на то, что она выявляет самые общие и необходимые закономерности мира действительности, мыслилась автором как методологическая основа познания этого мира, позволявшая создать наиболее адекватную картину мира, важную для представителей самых разных наук и выполняющую гносеологическую функцию в развитии этих наук. И в этом своем методологическом назначении тектология, по замыслу Богданова, могла с успехом заменить философию (идеалистическую, материалистическую, диалектический материализм и другие направления философии).

6. Русский космизм П. А. Флоренского (1882 – 1937 гг. ) Русский учёный, религиозный 6. Русский космизм П. А. Флоренского (1882 – 1937 гг. ) Русский учёный, религиозный философ. П. А. Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.

6. Русский космизм П. А. Флоренского Несмотря на то, что космический подход к человеку 6. Русский космизм П. А. Флоренского Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друга. Можно с полным основанием считать мир биологическивселенским телом человека, а экономически – сферой его хозяйствования.

7. Антропокосмизм Н. Г. Холодного (1882 – 1953 гг. ) Ø Ø Российский-советский учёный, 7. Антропокосмизм Н. Г. Холодного (1882 – 1953 гг. ) Ø Ø Российский-советский учёный, биолог. В своей основной работе "Мысли дарвиниста о природе и человеке" (1944 г. ) Н. Г. Холодный развивает свою философию антропокосмизма и теорию познания, основанную на идеях эволюционизма. В противовес антропоцентризму (ставившему человека в центр всего мироздания) Холодный использует антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека и природы.

7. Антропокосмизм Н. Г. Холодного В своей книге Холодный анализирует взаимоотношения человека и природы, 7. Антропокосмизм Н. Г. Холодного В своей книге Холодный анализирует взаимоотношения человека и природы, показывает процесс создания человеком своеобразной среды, отличной от естественной, которую он называет антропосферой. Антропосфера, являясь частью биосферы, создана человеком, его трудом. "Человек, несмотря на существенные особенности созданной им жизненной среды, продолжает оставаться неотъемлемой частью космоса, полностью подчинённой действующим в нём законам. Человек находится не над природой, а внутри природы"

8. Космизм в работах И. А. Ефремова (1908 – 1972 гг. ) Русский советский 8. Космизм в работах И. А. Ефремова (1908 – 1972 гг. ) Русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Во время войны И. А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном» , в которых сочетается научная фантастика и приключения. В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона» , у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды» , вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.

8. Космизм в работах И. А. Ефремова Второй роман писателя, «Лезвие бритвы» , стал 8. Космизм в работах И. А. Ефремова Второй роман писателя, «Лезвие бритвы» , стал ответом на проблемы, возникшие перед страной к началу 1960 -х годов, когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое, требовались новые подходы к управлению обществом и воспитанию, развитие наук о человеке, объединение всех людей планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960 -х появился роман-предупреждение «Час Быка» . Писатель предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды» , противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Распространённое мнение о том, что роман представляет собой карикатуру на СССР, некорректно: хотя писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» (роман был воспринят как «клевета на советскую действительность» , изымался из библиотек и не переиздавался до конца 1980 -х), герои романа Ефремова так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса — из «муравьиного лжесоциализма» (Маоизма) или из «гангстеризующегося капитализма» . В 1969 году в письме американскому коллеге писатель говорит о «взрыве безнравственности» , за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры» .

9. Современная цивилизация и русский космизм Бурное развитие технологии в наши дни привело к 9. Современная цивилизация и русский космизм Бурное развитие технологии в наши дни привело к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.

9. Современная цивилизация и русский космизм В русском космизме достаточно ясно осознавались не только 9. Современная цивилизация и русский космизм В русском космизме достаточно ясно осознавались не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой для развитой русскими космистами идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. В русском космизме обосновывались принципы нового отношения человека к природе. Фактически он достаточно близко подошёл к осознанию тех проблем, которые в дальнейшем получили название глобальных.

III. Заключение Ø В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и III. Заключение Ø В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир.

Литература Источники: Е. Брандис, Вл. Дмитриевский. «Через горы времени» Л. П. Страхова. Принципы и Литература Источники: Е. Брандис, Вл. Дмитриевский. «Через горы времени» Л. П. Страхова. Принципы и методы тектологии А. А. Богданова в современной организации управления// Менеджмент в России и за рубежом, 31. 07. 2001 г. Н. Моисеев. Девяностые годы. Взгляд и вопросы на рубеже веков// Наука и жизнь, № 10, 1998 г. Щербинин В. А. Лекции по философии, М. , 1996 -1997 гг. http: //ru. wikipedia. org/wiki/ Исследования и научно-популярная литература А. А. Богданов «Тектология» Вернадский В. И. Живое вещество, М. , 1978. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление, М. , Наука, 1991. И. Ефремов «Туманность Андромеды» Соловьёв В. С. Чтения о Богочеловечестве, Соловьёв В. С. Сочинения: В 2 т. , М. , Т. 2, 1989. Флоренский П. А. Макрокосмос и микрокосмос, "Человек и природа", 1989, № 9. Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела, Т. 2, М. , 1913. Циолковский К. Э. Грёзы о земле и небе, Тула, 1986. Циолковский К. Э. Этика или естественные основы нравственности. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной, М. , 1992. Холодный Н. Г. Избранные труды, Киев, 1982. Ø