Философия природы.ppt
- Количество слайдов: 20
Философия природы 1. Понятие природы. Природа как объект философского познания. 2. Природа как среда обитания человека. 3. Современный экологический кризис и его осмысление в философии.
Понятие природы В широком смысле Природа – это все разнообразие форм бытия, объективная реальность, отличительнойчертой которой является существование вне сознания и независимо от него. В узком смысле Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.
Понятие природы В широком смысле. Различные аспекты и элементы этой реальности выступают объектом естественнонаучного познания. В узком смысле. В этом качестве природа выступает как объект философского познания. Поскольку главной проблемой философии является человек, поэтому природу она рассматривает исключительно с позиций человека, его интересов и потребностей.
Основные подходы к пониманию сущности природы в истории философии
Понимание сущности природы в античной философии Основанием понимания природы выступает принцип космоцентризма, в соответствии с которым природа рассматривается как вечный, неизменный и самодостаточный космос. В основе природы находится внутренний разумный закон – Логос, благодаря которому природа функционирует как упорядоченная целостность. Природа выступает как идеал, эталон порядка, гармонии. Человек неотделим от природы, является ее частью. Главной целью человека является познание разумных оснований природы для того, чтобы жить в гармонии с ней.
Понимание сущности природы в средневековой философии Основанием понимания природы является принцип креационизма, согласно которому вся природа была создана Богом из ничего и в определенный момент времени также перестанет существовать. Природа – это ничто, неопределенная пассивная масса. Лишь Бог, является причиной и условием всего существующего. Природа в целом выступает как несовершенное отражение совершенства Бога. Природа организована иерархически – разные типы объектов представляют собой различные степени совершенства (наименее совершенны неодушевленные предметы, затем растения, животные, высшая степень – человек). Человек выделяется из природы как наиболее совершенное творение Бога. Познание природы считается второстепенным делом в сравнении со стремлением к спасению души.
Понимание сущности природы в философии Возрождения Основанием в понимании природы является принцип пантеизма, в соответствии с которым природа отождествляется с Богом. Бог рассматривается как активное начало в природе, ее душа, форма, то, что придает всей совокупности природных объектов целостность и упорядоченность. Бог неотделим от природы ( «природа есть Бог в вещах» ). Природе придается божественный характер. Она рассматривается как образец порядка и гармонии. Человек рассматривается как высшее творение и высшая ценность в системе мироздания, достоинство которого определяется творческой, активной деятельностью. Природа - книга, содержащая зашифрованные знаки. Цель человека – разгадать эти знаки для того, чтобы подчинить себе силы природы.
Понимание сущности природы в философии Нового времени Основанием в понимании природы выступает принцип рационализма, в соответствии с которым природа выступает как совокупность взаимодействующих между собой материальных объектов, подчиненных действию неизменных и устойчивых законов природы. В качестве универсальных законов природы объявляются законы механики. Поэтому вся природа понимается как огромный механизм, подлежащий точному описанию и измерению. Человек как рациональное существо рассматривается в качестве хозяина природы. Его цель – познание природы с целью достижения господства над нею. Основное средство человека для достижения господства над природой – научное естествознание, основанное на опытноэкспериментальном исследовании природы.
Понимание сущности природы в современной философии Технократический подход: q Сохраняются в основном установки философии Нового времени. q «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период» Коэволюционный подход: q Отвергает господство человека над природой, требует согласованности в отношениях между ними и необходимости диалога с нею, подчеркивает ответственность человека за все то, что происходит в окружающем мире. q Человек на основе разумной деятельности должен стать решающим фактором эволюции.
Природа как среда обитания человека. Географическая среда – часть природы, которая вовлечена в производственный процесс и используется в материальной жизни людей (рельеф, климат, почва, недра, флора и т. д. ) Географическая среда является условием существования общества.
Типы отношения человека к природе Практическое отношение - природа выступает в качестве естественных условий существования, средства деятельности человека, материала для производства. Познавательное отношение - природа выступает как объект научного исследования. Ценностное отношение - природа оценивается с позиций добра и красоты. При этом природа может рассматриваться и как сфера совершенства, идеал гармонии и образец для подражания, и как сфера низменного, неразумного, несовершенного.
Этапы взаимодействия природы и общества Архаический Допромышленный или традиционный Индустриальный Постиндустриальный
Архаический этап взаимодействия природы и общества Преобладающей формой жизнедеятельности является приспособление человека к внешней среде. Этот период охватывает промежуток времени от возникновения человека до неолита. q Для этого периода характерны такие виды деятельности как охота, рыбная ловля, собирательство, то есть присвоение и потребление готового природного продукта. q Природа одухотворяется и очеловечивается, а сам человек не выделяет и не отделяет себя от природы. q
Допромышленный или традиционный этап взаимодействия природы и общества q Продолжался от эпохи неолита и до средневековья включительно. Он начался с “неолитической (земледельческой) революции”, породившей и отделившей друг от друга животноводство и земледелие – первые формы собственно хозяйственной деятельности с ярко выраженным производственным характером. q Ему свойственны: экстенсивный характер и сравнительно медленное развитие основных видов и форм деятельности, использование в качестве источников энергии мускульной силы животных и человека, воды и ветра. q Способы деятельности и ее результаты не оказывали значительного воздействия на природу, не противоречили принципам ее существования и не нарушали единства и целостности природной среды.
Индустриальный (промышленный) этап взаимодействия природы и общества q Начался в конце XVI в. и продолжался до середины ХХ в. Воздействие человека на природу приобретает технический характер и размеры, разрушительные для окружающей среды. q Характеризуется: -интенсификацией хозяйственной деятельности, включением в хозяйственный оборот все большего количества природных ресурсов; -урбанизацией общества; -освоением энергии пара, электричества и ядерного синтеза; -возникновением новых средств связи, и транспорта; -выходом человека в космос; -развитием информатики и вычислительной техники. q Взаимодействие человека и природы приобретает характер противостояния и господства, что стало основной причиной возникновения и обострения экологической проблемы.
Постиндустриальный этап взаимодействия природы и общества Начался с развертывания современной научнотехнической революции. Происходит медленное осознание того, что прагматическиутилитарное отношение к природе является ограниченным и опасным, и что ради выживания человек должен отыскать новые, нетрадиционные стратегии природопользования. Распространяется понимание природы не только как материальной среды, но прежде всего как сущности, обладающей духовными качествами, как носителя принципов жизнедеятельности всего живого и разумного. При этом живое не сводится к одному только человеку, а человек не противопоставляется всему миру как его властелин.
Структура природы как среды обитания человека. Естественная среда: Геосфера - вся поверхность Земли. Космосфера околоземное космическое пространство, исследуемое человеком. Искусственная среда (вторая природа): Техносфера совокупность всех объектов, созданных человеком в процессе практической деятельности. Ноосфера разумной деятельности человека общепланетарного масштаба.
Современный экологический кризис и его осмысление в философии. Экология наука, изучающая закономерности взаимодействия человека, общества с окружающей средой, а также практические проблемы её охраны. Экологический кризис - ситуация, близкая к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания. Экологический кризис возник в результате потребительского отношения человека к природе. Неконтролируемая хозяйственная деятельность человека, особенно во второй половине ХХ века, способствовала сокращению, близкому к катастрофическому, природных ресурсов, а также привела к масштабному загрязнению естественной среды обитания человека.
ПРОБЛЕМА ИСЧЕРПАЕ МОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОСМОС МИРОВОЙ ОКЕАН ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕ НИЯ АТМОСФЕРА
Выход из экологического кризиса Экологическое сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе. Экологическая культура общества - это духовнопрактическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. Цель - охрана окружающей среды.
Философия природы.ppt