Философия (Античность).ppt
- Количество слайдов: 40
Философия
Предмет философии • Термин ввел Пифагор • Философия (греч. ) – любовь к мудрости. • Философия – область знаний, которая формирует мировоззрение и является теоретическим ядром мировоззрения. • Философское знание– это максимально универсальное, всеохватывающее, основательное и фундаментальное знание. • Философия – поиск и ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия (В. А. Канке). • Предмет философии - мир как единое целое, в центре которого находится человек.
Основные вопросы философии • По Канту: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? • С точки зрения современной философии: Что первично материя или дух? Познаваем ли мир?
Мировоззренческая и методологическая функции философии • В рамках философии были выработаны идеалы научности: доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний. • Философия имеет свой предмет, язык, специфические категории, методы и т. д. • Философия – это осмысление наук, меганаука. Всеобщая методология. • Философия – воззрение на мир в целом, мировоззрение, его ядро.
Является ли философия наукой? Что общего • И то и другое – рациональное знание ( в отличии от иррациональных форм – мифологии и религии) • И тому и другому присущи организованность и системность знаний (теории, концепции) Различия • Разные цели У философии: определить место человека в мире; у науки: получить объективное знание о действительности • Научное знание всегда стремиться к объективности (законы Ньютона), философское – наполнено субъективными истинами (вопрос о существовании Бога) • Разная степень доказательности: в науке она значительно выше
Практическая ориентация философии – моральная функция • Предмет философской дисциплины этики – представления людей о добре и зле. Отсюда – ценности и идеалы. • Аристотель – Кант: Этика – это практическая философия. • Маркс: философы лишь объясняли мир, а надо его изменить. Но как? Социальные философские концепции. Утопии и антиутопии. • Как стать счастливым? Это основной вопрос на который пытались ответить философы 19 – 20 вв. (философия жизни, философия экзистенциализма и т. д. )
Структура современного философского знания: • Онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), методология, философская антропология, социальная философия (философия истории), этика, эстетика, аксиология (учение о ценностях), философия науки, философия религии…)
Античная философия
Милетская школа Фалес • Милетская школа философии (7 – 5 вв. до н. э. ) • Фалес Милетский – первый древнегреческий философ, основатель Милетской школы. Фалес (625 -547 до н. э. ), Анаксимандр (610 -546 до н. э. ), Анаксимед (588525 до н. э. ) Поиск субстанции – первоосновы и первопричины всего сущего. Главный вопрос: «Из чего все? » • Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное).
Школа Пифагор • Пифагор (584 -500 до н. э. ): «Все есть число» . • Число пифагорейцы считали универсальной формулой всего бытия, выражающей его предельную полноту и совершенство; всеобщим принципом, присущим всем вещам. • Они искали во всем гармоничные сочетания чисел. • Они сделали первый шаг на пути к осмыслению того, что есть количество.
Гераклит Эфесский • • Гераклит (544 -480 до н. э. ): миром правит логос (закономерность). Логос - и мировой закон, и судьба, которой подчиняется развитие всех вещей. Логос есть единственный истинный Бог, он обнаруживает себя в естественном законе, на котором должны строиться и все человеческие законы. Бытие трактуется им как непрерывно становящееся. Мир находится в непрерывном потоке и в вечном становлении. Отсюда: все течет и изменяется. Импульс к движению задает противоречия. Все происходит через распрю, через борьбу. Жизнь одних есть смерть других и т. д. В жизни заложена потенция смерти и наоборот. «Одна и та же вещь живет и не живет» . Все относительно.
Парменид • Парменид (540 -470 до н. э. ): Учение о едином, вечном, неизменном и неподвижном самотождественном бытии. • Бытие всюду непрерывно и однородно, совершенно неподвижно, не содержит в себе никакого небытия и воспринимается только мыслью. • Окружающий же нас чувственный мир является небытием и вовсе не существует на самом деле. Целостность бытия дробится чувственным восприятием на множество псевдообъектов, которым присваиваются условные «имена» ; так порождается мир множества и движения. • Вера в реальность множества вещей - результат логической ошибки
Зенон Элейский • • Зенон (490 -430 до н. э. ) разработал систему апорий, демонстрирующих, что признание множественности бытия ведет к абсурду. апория – это затруднение, недоумение, трудноразрешимая или неразрешимая задача (парадокс).
• «Стрела» : Каждое мгновение своего движения летящая стрела занимает равное себе пространство и находится в покое; следовательно, она не движется; если же она движется, значит, она не занимает равное себе пространство, то есть движение происходит «нигде» .
Атомисты Демокрит (460 -370 до н. э. ). • Первые атомисты: вещество, пространство и время нельзя делить до бесконечности, должны быть конечные неделимые и однородные и неизменные частицы – это атомы. Демокрит
Учение об атомах Демокрита: • Объективно существуют атомы и пустота. Атомы различаются формой, расположением и весом, движутся в разных направлениях. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве – бесконечное количество миров. Человек также собрание атомов. • Все происходит согласно закономерности (необходимости), случайность отсутствует.
Софисты • Протагор, Горий, Гиппий (V в. до н. э. ) • Софист – учитель мудрости. • Утверждали относительность всех понятий человека о природе, о мире и о жизни. • Оппоненты Сократа. В обществе имеет право на существование все, что обосновано, доказано. Отсюда большое внимание логике и языку. • Техника софистического обучения требовала упражнения и виртуозного развития способностей доказательства и опровержения любых положений и положений, им противоречащих. • Протагор: Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. • Релятивизм – учение об условности и относительности человеческого познания. Нет абсолютной истины.
Философские идеи Сократа (470469 -399 до н. э. ) Сократ • Предшествующие философы – это натурфилософы. • Учение Сократа – начало гуманистического периода в философии. На первый план выходят вопросы о человеке, его месте в мире. • Он хочет понять мир двигаясь от общего к событиям. Есть много прекрасных вещей. Но каждая из них прекрасна по своему. Прекрасное как таковое - общая идея, Эйдос. Она обнаруживается не чувствами, а умом. • Общее каким-то образом существует. При объяснении мира событий надо начинать с общего – того, что выражает сущность предмета (стоял у истоков формирования в философии общих понятий)
• Сократ стремился найти субординацию идей. Главная идея– идея блага (этическая сторона). • Благо — понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность. Это то, к чему следует стремиться, чтобы стать счастливым • Добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Знание и добродетель взаимосвязаны. • Как приобрести знание? Диалектический метод ведения спора (рассматривал противоположности): тезис – антитезис – синтез. • Ирония + Маевтика. Ирония — это часть беседы, в которой вопросы призваны обнаружить проблематичность темы, которая до этого казалось простой и ясной. Майэвтика (рождение мысли) это способ задавать вопросы, которые послужат позитивному разрешению обсуждаемой темы.
• Сократ – один из первых философов открывает и утверждает наличие души, как важнейшего признака человеческой натуры. Он первый подчеркнул особость человека, его кардинальное отличие от остальной природы. • Душа в его понимании — это способность к самоосмыслению. Познание и самопознание и есть жизнь души и ее сущность
Философия Платона (428 -347 до н. э. ) Платон • Учение об идеях: У всякой вещи есть смысл, идея. Идея – это путь к преодолению многообразия, неисчерпаемости чувственноэмпирического мира. • Связь вещи и идеи: Идея есть порождающая модель класса вещей и предел становления вещи. Мир идей дает импульс к существованию материальных единичных вещей. • Идеи существуют без человека, они объективны. • Механизм познания идей: душа воспоминает все более отчетливо то, что она созерцала, будучи в кругу других идей, на небе.
Космология Платона: • Вечносущий Бог (Демиург) создает из идей и материи мировую душу – она делится на огонь, воздух и землю. • Космос – это сфера, в центре Земля. Это одаренное разумом живое существо. • Структура мира: божественный разум, мировая душа, мировое тело. Все временно, лишь идеи - образ вечного. Этика Платона: • Этическое у него определяет все остальное. Все самое лучшее есть проявление идеи блага. Идея – это одновременно и идеал и нравственный образец. Теория любви: • Истинная любовь – это продвижение к прекрасному, весьма скромное в физиологическом желании тела, более высокое в очарованности душой другого человека.
Социальная философия Платона • Величайшее благо – справедливость, она должна быть в обществе. • Есть три правильные формы правления: монархия (власть одного); аристократия (власть немногих); демократия (власть большинства или народа). Но все они имеют тенденцию превращаться в уродливые двойники – тиранию, олигархию, демагогию. Аристократия лучшая форма правления, может стать правлением «лучших» . • Несправедливые типы государственного устройства: тимократия (честолюбцы), олигархия, тирания.
Идеальное государство Платона • Государство возникает из-за естественной потребности людей объединяться, чтобы облегчить условия своего существования. • Есть 3 части души: разумная, аффективная, вожделеющая. У каждого человека преобладает какая-то одна часть. • В зависимости от этого людей в обществе надо разделить на три сословия: Философы (мудры, способны управлять государством) Воины и стратеги (аффективны, мужественны, способны воевать) Ремесленники и земледельцы (сдержанны, обладают по преимуществу вожделеющей душой, способны к физическому труду).
• Каждое из трех сословий занимается своим делом и не вмешивается в дела других. • Исключать все, что мешает общественному благу. Семья и собственность – зло. Общность жен и детей. • Строгая цензура литературы и всему, что способно опорочить добродетель. • Искусство по Платону не приближает к истине и благу. Оно есть мимесис – подражание чувственному.
Философия Аристотеля (384 -322 до н. э. ) Аристотель • Аристотель недоволен, что платоновские идеи несопричасны вещам, на их основе нельзя объяснить то, что происходит с вещами, пытается преодолеть эту проблему • По Аристотелю субстанция – самобытное единичное бытие. Мир – совокупность субстанций. Единичное бытие (вещи) – это сочетание эйдоса и материи. • Материя - это возможность бытия. Эйдос – его сущность и форма. (Из меди можно сделать шар или статую, т. е. материя как медь есть возможность шара или статуи) Т. о. эйдос – форма – это сущность отдельного предмета, а материя – его потенция.
• Рассматривая последовательные стадии становления материи, он выводил иерархию вещей от неорганических объектов до растений, животных и человека. • Эйдос есть динамическая целевая причина, перводвигатель. Эйдос человека – его душа. Эйдос всех эйдосов – Бог. Классификация наук. • Аристотель разделил науки на три большие группы: 1. теоретические ( «умозрительные» ): философия, физика (вторая философия), математика, логика. Они разрабатывают инструментарий научного познания, применимый в любой области знаний. 2. практические ( «рассудительные» ): этика, политика, экономика. Они разрабатывают знания, применяемые в практике повседневной жизни 3. творческие (продуктивные): искусство и ремесла. Это знания о том, как нечто можно «сделать» , произвести. Для Аристотеля они являются базовыми, отправляясь от которых следует идти к знанию более теоретическому и общему.
Логика и методология: • Аристотель разрабатывает ряд категорий в философии - сущность, свойство, отношение, количество, качество, движение, пространство и время. Аристотель – основоположник логики Он сформулировал 3 закона формальной логики: • • закон тождества закон исключенного противоречия закон исключенного третьего. Аристотель построил учение о силлогизме. (умозаключения с помощью дедукции)
Этика. Социальная философия Аристотеля. • Этика – практическая философия • Смысл человеческой жизни–стать существом добродетельным. Благо должно быть достижимым. • Добродетели – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничное сочетание всех добродетелей – справедливость. • Государство – высшая форма общения между людьми. Человек – существо политическое и свое завершение получает в государстве. • Существуют правильные и неправильные формы правления государством, критерий – их служение общественным интересам. Правильные: монархия, аристократия, политика. • Неправильные – тирания, олигархия, демократия.
Философия эллинистического периода • Эллинистический период – IV в. до н. э. (походы А. Македонского) – нач. I в. н. э. (гибель в 30 г. Клеопатры). Влияние Восточной культуры и философии. • Особый интерес к человеку • Востребованность этических теорий.
Кинизм • Основатель – ученик Сократа Антисфен (445360 до н. э. ). Диоген Синопский (412 -323 до н. э. ) – символ кинизма • Кинизм – «собачья философия» . • По настоящему свободным можно стать лишь сведя свои потребности к минимуму. • 3 моральные максимы Диогена: • свобода • Аскеза (самовоспитание под воздействием физических нагрузок, непризнание наслаждений) • автаркия (самодостаточность, реализуемая в безразличии к благам) Диоген
Стоицизм Сенека • С 3 в. до н. э. до 3 в. • Зенон Китийский (333 -262 до н. э. ), Клеанф (330 -232 до н. э. ), Хризипп (281 -208 до н. э. ) – ранние • Сенека (34 до н. э. – 64), Марк Аврелий (121180) – поздние • Главный вопрос – место человека в мире. На первый план выдвигали идеи долга, благоразумия, справедливости Стоическое понимание долга: • соответствие природе, бесстрастное повиновение судьбе. • необходимость культивировать добродетели • При невозможности жить разумно и морально считали оправданным самоубийство.
• Человек подвластен року, судьбе. Фатализм. • Смысл жизни. Лектон (смысл) – осуществляется во внутренней жизни человека, создавая состояние душевного покоя и невозмутимости. • Страсти мешают счастливой жизни. Их надо контролировать с помощью добродетелей, которые вырабатывает разум. • Этический идеал стоиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия) и независимый от внешних обстоятельств.
Эпикуреизм Эпикур • 5 – 4 в. до н. э. Эпикур (342341 -270271 до н. э. ), Лукреций Кар. (I – сер. I в до н. э. ) • Главный интерес – чувственный мир. Только он по настоящему реален. Ощущения – главный источник знания. • Отсюда – главный этический принцип – удовольствие. Гедонизм – главное – удовольствие. Оно есть «золотая середина» . • Для счастливой жизни нужно: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души, дружба.
• Ставили под сомнение представление о роке, судьбе. • Мир образуется от взаимного столкновения атомов, они могут спонтанно отклоняться, т. е. наделены «свободой воли» . • Человек также свободен. Боги блаженны. Они не вмешиваются в дела людей. • Душа тоже состоит из атомов и со временем разлагается. Цель философии – обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью. «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет» . • Эпикуреец старается слиться с миром, отказывается от активной общественной деятельности и стремления переустроить мир ( «живи незаметно» ), сосредотачивается на достижении независимости от внешних условий, погружаясь в мир своих ощущений.
Скептицизм Пиррон • Пиррон (360 -270 до н. э. ), Секст Эмпирик (200 -250 до н. э. ) • Отвергали познаваемость жизни. Принципиально избегали каких-либо оценок. • Бытие многообразно и текуче. У него нет смысла. Живи как хочешь. • Всякое суждение есть вместе с тем и отрицание… подлинная философия – молчание • Следуйте «миру явлений» , сохраняйте внутренний покой.
Философия Римской империи. • I – VI вв. образование Римской империи, возрождение эллинистической философии • Востребованны логика, математика, этика • Наибольшую популярность приобретает эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) и стоицизм (Сенека, император Марк Аврелий) • Этика. Трансформация философии под влиянием христианства. • В IV в. христианство становится государственной религией. Марк Аврелий
Неоплатонизм Плотин • Плотин (204205 -270). Стремились дать философскую картину всего сущего: • Мир устроен иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. • Высшее место принадлежит Единому Благу (Бог) – оно подлинно первосущее. Все идущее от блага прекрасно… • Познать его можно не рациональным путем, а только в сверхразумном экстазе.
• Единое Благо (Бог) «изливается» (эманация), образуя Мировой Ум. Единое существует по средством Ума. • Эманация ума приводит к Мировой душе, она производит все живые существа. • Материя – низшая форма бытия, она костна, все зло от материи. • Идеи - первообраз всех вещей. • Основная задача человека – прочувствовать свое место в космосе. Люди – актеры, сценарист – мировой ум.
Характерные черты античной философии : • Синкретична – слитность философских проблем (еще не разделена, не систематизированна) • Космоцентрична – охватывает весь космос, в том числе и мир человека • Пантеистична – Космос считает абсолютным божеством, ему – главное внимание. • Выработала понятийный аппарат, почти не выработала законов. В основном это логика общих имен. • Этика добродетелей, а не ценностей • Функциональна – стремление найти для человека путь к счастью.