Кулиш.pptx
- Количество слайдов: 8
Философия Пантелеймона Кулиша Подготовила Студентка 2 -го курса Группы 0505, «Упи. ЭТ» Шокурова Анна
Мировоззрение П. Кулиша формировалось под влиянием многих факторов. К ним следует отнести сказки, легенды, народные песни, которые он слушал в детстве, изучение украинской литературы и истории. Он хорошо знал современную отечественную и западноевропейскую культуру, социальные учения.
• Был знаком с произведениями Бэкона, Декарта, Спинозы, французских просветителей XVIII в. Положительно оценивал исследовательскую философию Ф. Бэкона, "скептицизм" Р. Декарта. С симпатией относился к философии Б. Спинозы, влияние которой достаточно ощутимое в ранний период творчества Кулиша. Негативно относился к Вольтера за то, что для него народ выступает как "слуги", "чернь". Правда, и сам Кулиш позднее рассматривал народ как пассивную массу, которая неспособна к самостоятельной разумной действия.
• П. Кулиш основательно изучал новую западноевропейскую философию, особенно немецкую XVIII-XIX вв. Однако эмоциональной, импульсивной натуре более всего импонировала романтическая традиция. Правда, здесь Кулиш была не последователен. • На моменты в его творчестве неоднократно обращали внимание исследователи наследия Кулиша. Так, Д. Чижевский отмечал эволюционирования взглядов Кулиша от романтизма к позитивизму, от религиозного мировоззрения к культу миротворческой науки, от православия к положительной религии для всех людей и народов, от козаколюбства к козакофобству, видя в этом не только его трагедию, но и трагедию романтической культуры, которая, уходя от одной противоположности к другой, быстро возвращается к первой.
• Человек, по мнению Кулиша, неизвестно себе является идее других людей. Он подчиняется им как самой природе, доверяя себя самостоятельно. Идеи бессмертны, как бессмертная душа человека, в глубине которой - в сердце концентрируются все переживания, помыслы, надежды, пророческая сила. Между сердцем человека и внешним в ней осуществляется постоянная борьба, борьба поверхности и глубины душевной. Поэтому нужно прислушиваться к живому голосу души народа, отбросить всё внешнее, враждебное, вредное, следовать исторической Идеи - слову Божьему, отражением которой является идеал народный.
• В общем, привязав историческую идею к слову Божьему, Кулиш менее всего интересуется будущим и настоящим, романтизирует прошлое, обращается к нему как к такому, что уже закодированное в вечном, но засыпано, закрытое, существует как сокровище. Свидетельство о нем он ищет в народном творчестве, поэзии, считая, что поэзия является первоначальной по отношению к истории и философии.
• Романтическое осознание ценностей прошлого как вечно и постоянных обусловило поиск Кулишем культурных идеалов в прошлом, призыв возвращения к нему. Конкретным воплощением этого возникает его хуторская философия как своеобразная реакция на мещанство и псевдоценности бездуховной урбанизации. Кулиш обвиняет урбанизации в распущенности народа, в отступлениях от веры своего народа, вековых обычаев своих родителей, где, хвастаясь своей ученостью, образованностью, город производит только одну науку, а именно - науку обмана.
• Кулиш отстаивает хуторскую философию, основываясь на требовании возвращения к жизни природы, правды человеческой и человеческой души, где еще сохраняются действительны, по его мнению, а не искусственные ценности человеческого бытия.