Лекция 5 _ философия нового времени.pptx
- Количество слайдов: 47
Философия Нового времени XVII—XVIII век
На пороге Нового времени Стоят такие великие события как 1. открытие Америки 2. реформация 3. изобретение телескопа
Открытие Америки Не остается никакой неизмеримости Разрушение антропоцентризма, Вселенная - огромный механизм, который не мог быть специально устроенный для того, чтобы удовлетворять потребности людей
Реформация Секуляризация -отчуждение церковной собственности в пользу светских владельцев, - выход из-под церковного влияния общественных сфер, (образования, государственного управления, искусства и т. п. ) -способы объяснения мира и ценности, которых придерживается человек, стали светскими
Реформация Секуляризация -отчуждение церковной собственности в пользу светских владельцев, - выход из-под церковного влияния общественных сфер, (образования, государственного управления, искусства и т. п. ).
Телескоп Галилея Тайны Универсума открывались человеку с достоверностью чувственного восприятия Школа недоверия - так назвал Декартовскую философию Ницше
Общая характеристика Под влиянием точных наук происходит формирование механистической картины мира Основной целью философии и естествознания провозглашается увеличение власти человека над природой
В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи философии Нового времени выработка методов познания общих оснований познавательного процесса 2. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании 1.
Решение 1 -й поставленной задачи Каким образом можно получить достоверное знание? В решении этой задачи мыслители Нового времени разделились на 2 направления: Рационалистическое Эмпирическое
Рационалистическое Рационализм – философское направление, в рамках которого полагается, что главным источником наших знаний считается разум (по латыни ratio), а чувства при этом играют только вспомогательную роль
Рене Декарт 1596 -1650 «Правила для руководства ума» (1628— 1629) , «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637), «Размышления о первой философии» (1640— 1641), «Начала философии» (1643).
Декарт начинает свою философию с радикального сомнения во всем: « …я…искоренял из моего ума все заблуждения, какие прежде могли в него закрасться… Моя цель заключалась в том, чтобы достичь уверенности и, отбросив зыбучие наносы и пески, найти твердую почву» .
Причем сомнению должны быть подвергнуты самые основы человеческого познания — существование мира и самого познающего субъекта. Cogito, ergo sum - «Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, а если я мыслю, значит я существую» .
Опору науки должно составить несомненное Несомненной опорой не может быть чувственный опыт, потому что чувства нас обманывают. Декарт по своим научным интересам прежде всего математик. А в математике чувственный опыт не имеет решающего значения, в ней главная роль принадлежит выводу, доказательству. Но вывод и доказательство — это уже формы познания при помощи разума
Как можно исходить из разума? Для этого Во-1 -х, сам разум в какой-то форме должен предшествовать нашему познанию и чувственности. Во-2 -х, должно быть нечто, что гарантирует истинность нашего познания при помощи разума. В поисках указанных оснований Декарт вынужден прибегнуть к двум вещам: к врожденным идеям и к Богу Разум в его учении предшествует всякой чувственности в форме врожденных идей
Согласно Декарту, без всякой опасности обмана мы можем идти в познании истины только двумя путями. Эти пути — интеллектуальная интуиция и дедукция. Интеллектуальная интуиция. Ее Декарт мыслит в качестве самоочевидности идей для разума. Дедукция(от лат. deductio — выведение) — выведение частного из общего
Дедукция: вывод по правилам логики; цепь умозаключений на основании логического следования от общих посылок к частным выводам. У Декарта: Несомненные истины, аксиомы (врожденные идеи) Конкретные следствия
Правила метода Декарта мо принимать за истинное только то, имается в очень ясном и отчетливом и не дает повода для сомнения. имо делить каждую сложную вещь ее простые составляющие, дабы мить внимание на эти простые… части ет идти от простейших и наиболее нас доступных вещей к вещам более сложным и трудным. ждении о проблеме нельзя делать ков, перескакивать от посылок к
Онтология Декарта: дуализм, деизм БОГ создает 2 субстанции в соответствии друг с другом Субстанция-мышление, «вся сущность или природа которой состоит в мышлении и которая не зависит ни от какой материальной вещи» (законы логики) Субстанция материальная, протяженность: «Природа материи, взятая в целом, заключается …лишь в том, что это – субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину. …Это субстанция, имеющая протяженность» (законы физики )
Дуализм Рене Декарта Физический мир подчиняется физическим законам, он не свободен, духовное существование характеризуется свободой. Материальное и духовное существуют параллельно Главным модусом материальной субстанции является протяженность Главным модусом духовной субстанции является мышление Связующее звено между субстанциями - Бог
Бенедикт Спиноза 1632— 1677 «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье» , «Трактат об усовершенствовании разума» , «Основы философии Декарта» «Этика» . Субстанция — то, что «существует само по себе, бесконечна в пространстве и вечна во времени, неделима. Любая «конечная» вещь является её модификацией. У субстанции 2 атрибута — «протяжение» и «мышление» , (атрибут —фундаментальное свойство)
Готфрид Вильгельм фон Лейбниц 1646 -1716 «Рассуждение о метафизике» (1685) , «Новые опыты о человеческом разуме» (1705) , «Теодицея» (1710) , «Монадология» (1714)
Важнейшие научные достижения Лейбница: создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисление. создал комбинаторику как науку; обосновал необходимость регулярно измерять у больных температуру тела. описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1, на которой основана современная компьютерная техника В физике ввёл понятие «живой силы» (кинетической энергии).
Вместо двух субстанций Декарта, протяженной и мыслящей, и вместо одной субстанции Субстанций существует бесчисленное множество. Монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, не зависят друг от друга и замкнуты в себе. Монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии. Этим объясняется существующие в мире взаимосвязь и согласованность.
Одна из задач монадологии — это преодолеть механицизм в понимании природы. Естествознание объясняло взаимоотношения тел природы чисто внешними механическими взаимодействиями. Монады отличаются от механических частиц и тел, у которых источник движения вовне, и отличаются тем, что они — центры сил, они обладают самодвижением
Эмпиризм Представители данного направления утверждали, основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека
Фрэнсис Бэкон 1561 — 1626 В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе. Существует не признанная научным сообществом «бэконианская версия» , приписывающая Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира.
Фрэнсис Бэкон В 1620 "Новый Органон" - по замыслу 2 часть так и незавершенного главного труда своей жизни "Великого Восстановления Наук" В 1623 году - "О достоинстве и приумножении наук" - 1 часть "Великого Восстановления Наук" В 1627 году «Новую Атлантиду» - описание идеально устроенной страны
Фрэнсис Бэкон «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est). Бог не запрещал познание природы. Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Познание добра и зла Бог дает людям через Библию. А познавать сотворенные вещи человек должен с помощью своего ума, чтобы умножать силу и могущество людей. Плачевное состояние науки объясняется тем, что открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Фрэнсис Бэкон Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Различают полную индукцию — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводит на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве.
Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» ( «идолами» , лат. idola) Это «призраки рода» , «призраки пещеры» , «призраки площади» и «призраки театра»
элиминативную (исключающую) индукцию и строит ее следующим образом. Исследование фактов предполагает строгую организацию их в определенные таблицы. Таких таблиц три.
Таблица присутствия. В ней перечисляются как можно более разнообразные примеры, в которых присутствует свойство, причину которого мы ищем. Здесь перечисляются сопутствующие ему в этих примерах свойства. Например, изучая причину теплоты (а), мы приводим разные случаи ее наличия и сопровождения ее другими свойствами: костер – движение мелких частиц (А), общее перемещение (В), яркость (С), пламя (D), теплота (а)… Солнце – движение мелких частиц (А), общее перемещение (В), яркость (С), лучи (Е), теплота (а)… внутренности животных – движение мелких частиц (А), общее перемещение (В), темнота (F), жизнь (G), теплота (а)… и т. д. Можно уже предположить, что причиной теплоты (а) являются повторяющиеся в примерах А и В, то есть движение мелких частиц и общее перемещение. Но этот вывод слишком поверхностен, и на помощь приходит вторая таблица, самая главная.
Таблица отсутствия. Здесь подбираются примеры, в которых отсутствует исследуемое свойство (а=0), но присутствуют свойства, упомянутые в первой таблице Например, болотные огни – В, С, D… Луна – В, С, Е … внутренности растений – В, F, G… и т. д. Таким образом, макроперемещения (В) присутствуют и там, где нет теплоты, и, следовательно, не могут быть ее причиной, ибо наличие причины обязательно вызывает следствие, т. е. соответствующее свойство. Элиминировав, т. е. исключив, общее перемещение (В) из числа причин теплоты, мы остались только с (А) – движением мелких частиц.
Проверить это поможет третья таблица Таблица степеней. (А) является причиной (а), если при возрастании интенсивности (А) также изменяется и (а), что Бэкон и подтвердил примерами. Кстати, они не всегда корректны: философ утверждал, например, что мех греет, потому что образующие его волосы движутся, но все равно его выводы и методология не теряют от этого своей ценности.
призраки рода - склонность всех людей переносить на природу человеческие свойства и предпочтения; призраки пещеры зависимость мировосприятия от индивидуальных особенностей человека, его воспитания и условий жизни; призраки рынка - искажающее влияние на познание социальных условий жизни, подверженность людей общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждениям; призраки театра преклонение перед ложными авторитетами, воздействие неправильных теорий и учений.
Обобщая практикующиеся пути исследования, Бэкон обозначает их следующим образом: путь паука, когда ученый, пренебрегая фактами, выводит знание из собственного сознания, словно паук ткет паутину; путь муравья, когда в результате слепого накопления фактов теряется направление и смысл исследования; путь пчелы, которая, опираясь на фактическое знание, правильно строит стратегию деятельности и перерабатывает накопленное в нужный результат.
Томас Гоббс 1588— 1679 Существуют только единичные вещи , а общие понятия представляют собой имена вещей. Выделял два типа знаний: Первичное – источник его опыт , чувственное восприятие Знание об именах – источник его – разум. Разработал теорию общественного договора, на основе которой было развито понятие гражданского общества
Джон Локк 1632— 1704 «Опыт о человеческом разуме» 1690 г. Сознание – tabula rasaчистая доска, на которой опыт пишет свои имена - сенсуализм (от лат. sensus — ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания.
Джордж Бе ркли 1685 — 1753. «Трактат о принципах человеческого знания» - 1710 «Три разговора между Гиласом и Филонусом» -1713 «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» 1744 «существовать — значит быть воспринятым» (esse est percipi)
Дэвид Юм 1711 -1776 Трактат о человеческой природе» (1739) «О норме вкуса» (1739— 1740) «Моральные и политические очерки» (1741— 1742) «О бессмертии души» «Исследование о человеческом познании» (1748) «Диалоги о естественной религии» (1751)
Скептицизм Юма Наше познание начинается с опыта и заканчивается опытом, без врождённого знания (априорного). Поэтому мы не знаем причину нашего опыта. Каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Развитие гносеологии эмпиризма и рационализма на различном онтологическом основании материализма и идеализма (вопрос об источнике знания)
Материалистический эмпиризм Томас Гоббс (1588 -1679) Джон Локк (1632 -1704) «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено… в органах ощущения. » «Ум - есть tabula rasa (чистая доска), и материал для рассуждений и знаний он получает из опыта. »
Идеалистический эмпиризм Джордж Беркли (1685 -1753) “Esse est percipi” существовать значит быть воспринимаемым. Давид Юм (1711 -1776) «Мир — это комплекс ощущений восприятия»
Материалистический рационализм Бенедикт Спиноза (16321677) Единая субстанция – causa sui – с двумя атрибутами – протяженностью и мышлением
Идеалистический рационализм Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 -1716) «Нет ничего в уме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого ума» . Монадология: Мир – гармоническое единство духовных субстанций, монад.