11- Новое время (Рационализм).pptx
- Количество слайдов: 21
Философия Нового времени Рационалистическая философия
Бенедикт Спиноза (1632 -1677) Место рождения: Амстердам n Основные интересы: Этика, Эпистемология, Метафизика n Представитель имманентизма, монизма и пантеизма n Мыслители оказавшие влияние n Гоббс, Декарт, Авиценна, Николай Кузанский n Последователи: n Кант, Гегель, Дэвидсон, Шопенгауэр, Делёз, Эйнштейн n 4
n n n n Сочинения «О Боге, человеке и его счастье» «Трактат об усовершенствовании разума» «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» «Богословско-политический трактат» «Политический трактат» «Этика, доказанная в геометрическом порядке» «Еврейская грамматика» 6
ПАНТЕИЗМ n Главная проблема – ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ через познание, через разум n Интеллектуальная любовь к Богу n 7
8
УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ n Бог – единственная субстанция n Бог – это некая безличная сущность мира, он имманентен природе. n «Природа–Бог» – единая субстанция. n 9
КАЧЕСТВА СУБСТАНЦИИ «ПРИРОДА-БОГ» : Ø Ø Ø Ø Существует Самостоятельна и независима Является причиной самой себя Бесконечна в пространстве и времени Вечна Причина и следствие самой себя И сущность и существование 10
n Единая субстанция n «Природа –Бог» обладает способностью творить: n является «миром творящим» n и создает «мир сотворенный» - единичные вещи (модусы) n 11
Бытие-субстанция n n – одновременно необходима и свободна, n существует в силу внутренней сущности Единичные вещи находятся в рамках субстанции - они не свободны. n n Бог создает закон их существования Сущность выражается атрибутами , n которые можно представить как измерение пространства. 13
n n Атрибутов у Бога – бесконечное множество Человеку открыты только два: n n n Протяженность Мышление Каждый из атрибутов n заключает в себе всю полноту содержания субстанции, но только ему присущей определенности n n проявляется в единичных вещах (модусах) Порядок и связь вещей полностью отвечает порядку и связям идей 14
Атрибуты n n существуют параллельно, не связаны между собой Человек – особый модус: n n познавая тело мы познаем душу, и наоборот… Единство открывается – при условии ясного знания, интеллектуальной интуиции 15
«СВОБОДА ЕСТЬ ПОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ» . n n Мы можем познавать, и мы становимся свободными. Кроме внешней необходимости, n n человек находится под влиянием инстинктов, чувств Пока человек находится под их влиянием – он не свободен 19
n n n Для достижения большей степени свободы необходимо: Максимально познать необходимость в виде субстанции– внешней причины всего сущего Освободиться от аффектов – они мешают свободе, n n «НЕ СМЕЯТЬСЯ, НЕ ПЛАКАТЬ, НЕ ПРОКЛИНАТЬ , А ПОНИМАТЬ» n n подчиняют себе человека и заставляют действовать его по необходимости. СВОБОДА – господство разума над чувством. Самый свободный – МУДРЕЦ n т. к. познавая природу познает Бога 20
Готфрид Лейбниц (1646 -1716) n n Основные интересы: Метафизика, эпистемология, наука, математика, теодицея Значительные идеи: n n n n Математический анализ, врождённые идеи, оптимизм, монада Мыслители оказавшие влияние: Платон, Аристотель, схоластика, Декарт, Х. Гюйгенс Последователи: 26 Х. Вольф, Кант, Б. Рассел, Г. Гессе
n n n создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисление , основанные на бесконечно малых создал комбинаторику как науку; заложил основы математической логики. ввёл понятие «живой силы» (кинетической энергии) и сформулировал закон сохранения энергии. Обосновал необходимость регулярно измерять у больных температуру тела. Задолго до З. Фрейда привёл доказательства существования подсознания человека, n выдвинул в психологии понятие бессознательно «малых перцепций» и развил учение о бессознательной психической жизни. 28
n Монада - простая неделимая сущность, n весь мир - собрание монад n n каждая из них замкнута в себе и неспособна влиять на другие Бытие монад поглощено внутренней деятельностью представления. 29
Мир монад строго иерархичен n n располагаются от низших к высшим и венчающей их все Богу. Классы монад: n n «голые монады» – лежат в основе неорганической природы животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить. Высшая монада - Бог 30
n Низшие монады образуют собой уровень обычного материального бытия n и отличаются исчезающе малой способностью к ясному представлению, нарастающему по мере восхождения к высшей - Богу. Монады образуют умопостигаемый мир, n n n производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос) 31
Проблема души и тела n Поскольку основной вектор совершенства монад направлен n от их бессознательного состояния к состоянию совершенного знания n чувства - исходная ступень познания n но только исходная!!! 33
n Поскольку всякая душа - монада, и ее деятельность направлена лишь на самое себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного. Вносит изменения в теорию врожденных идей Декарта: n они даются нам скорее как возможность, n к которой мы можем прийти n n n как к бессознательному в нас. 34
36 Каравелла — символ Великих географических открытий
11- Новое время (Рационализм).pptx