Скачать презентацию Философия Нового времени РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2 Скачать презентацию Философия Нового времени РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2

11- Новое время (Рационализм).pptx

  • Количество слайдов: 22

Философия Нового времени РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Философия Нового времени РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

2 2

Бенедикт Спиноза (1632 -1677) Место рождения: Амстердам Основные интересы: Этика, Эпистемология, Метафизика Представитель имманентизма, Бенедикт Спиноза (1632 -1677) Место рождения: Амстердам Основные интересы: Этика, Эпистемология, Метафизика Представитель имманентизма, монизма и пантеизма Мыслители оказавшие влияние Гоббс, Декарт, Авиценна, Николай Кузанский Последователи: Кант, Гегель, Дэвидсон, Шопенгауэр, Делёз, Эйнштейн 5

Сочинения «О Боге, человеке и его счастье» «Трактат об усовершенствовании разума» «Основы философии Декарта, Сочинения «О Боге, человеке и его счастье» «Трактат об усовершенствовании разума» «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» «Богословско-политический трактат» «Политический трактат» «Этика, доказанная в геометрическом порядке» «Еврейская грамматика» 7

 ПАНТЕИЗМ Главная проблема – ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ через познание, через разум Интеллектуальная ПАНТЕИЗМ Главная проблема – ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ через познание, через разум Интеллектуальная любовь к Богу 8

9 9

УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ Бог – единственная субстанция Бог – это некая безличная сущность мира, УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ Бог – единственная субстанция Бог – это некая безличная сущность мира, ○он имманентен природе. ○ «Природа–Бог» – единая субстанция. 10

КАЧЕСТВА СУБСТАНЦИИ «ПРИРОДА-БОГ» : Ø Ø Ø Ø Существует Самостоятельна и независима Является причиной КАЧЕСТВА СУБСТАНЦИИ «ПРИРОДА-БОГ» : Ø Ø Ø Ø Существует Самостоятельна и независима Является причиной самой себя Бесконечна в пространстве и времени Вечна Причина и следствие самой себя И сущность и существование 11

 Единая субстанция ○ «Природа –Бог» обладает способностью творить: является «миром творящим» и создает Единая субстанция ○ «Природа –Бог» обладает способностью творить: является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи (модусы) 12

Бытие-субстанция – одновременно необходима и свободна, существует в силу внутренней сущности Единичные вещи находятся Бытие-субстанция – одновременно необходима и свободна, существует в силу внутренней сущности Единичные вещи находятся в рамках субстанции - они не свободны. Бог создает закон их существования Сущность выражается атрибутами , которые можно представить как измерение пространства. 14

Атрибутов у Бога – бесконечное множество Человеку открыты только два: Протяженность Мышление Каждый из Атрибутов у Бога – бесконечное множество Человеку открыты только два: Протяженность Мышление Каждый из атрибутов заключает в себе всю полноту содержания субстанции, но только ему присущей определенности ○ проявляется в единичных вещах (модусах) Порядок и связь вещей полностью отвечает порядку и связям идей 15

Атрибуты существуют параллельно, не связаны между собой Человек – особый модус: познавая тело мы Атрибуты существуют параллельно, не связаны между собой Человек – особый модус: познавая тело мы познаем душу, и наоборот… Единство открывается – при условии ясного знания, интеллектуальной интуиции 16

 «СВОБОДА ЕСТЬ ПОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ» . Мы можем познавать, и мы становимся свободными. Кроме «СВОБОДА ЕСТЬ ПОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ» . Мы можем познавать, и мы становимся свободными. Кроме внешней необходимости, человек находится под влиянием инстинктов, чувств Пока человек находится под их влиянием – он не свободен 20

Для достижения большей степени свободы необходимо: Максимально познать необходимость в виде субстанции– внешней причины Для достижения большей степени свободы необходимо: Максимально познать необходимость в виде субстанции– внешней причины всего сущего Освободиться от аффектов – они мешают свободе, подчиняют себе человека и заставляют действовать его по необходимости. «НЕ СМЕЯТЬСЯ, НЕ ПЛАКАТЬ, НЕ ПРОКЛИНАТЬ , А ПОНИМАТЬ» СВОБОДА – господство разума над чувством. Самый свободный – МУДРЕЦ т. к. познавая природу познает Бога 21

Готфрид Лейбниц (1646 -1716) Основные интересы: Метафизика, эпистемология, наука, математика, теодицея Значительные идеи: Математический Готфрид Лейбниц (1646 -1716) Основные интересы: Метафизика, эпистемология, наука, математика, теодицея Значительные идеи: Математический анализ, врождённые идеи, оптимизм, монада Мыслители оказавшие влияние: Платон, Аристотель, схоластика, Декарт, Х. Гюйгенс Последователи: Х. Вольф, Кант, Б. Рассел, Г. Гессе 27

 создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисление , основанные на бесконечно малых создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисление , основанные на бесконечно малых создал комбинаторику как науку; заложил основы математической логики. ввёл понятие «живой силы» (кинетической энергии) и сформулировал закон сохранения энергии. Обосновал необходимость регулярно измерять у больных температуру тела. Задолго до З. Фрейда привёл доказательства существования подсознания человека, выдвинул в психологии понятие бессознательно «малых перцепций» и развил учение о бессознательной психической жизни. 29

 Монада - простая неделимая сущность, весь мир - собрание монад ○ каждая из Монада - простая неделимая сущность, весь мир - собрание монад ○ каждая из них замкнута в себе и неспособна влиять на другие Бытие монад поглощено внутренней деятельностью представления. 30

Мир монад строго иерархичен располагаются от низших к высшим и венчающей их все - Мир монад строго иерархичен располагаются от низших к высшим и венчающей их все - Богу. Классы монад: «голые монады» – лежат в основе неорганической природы животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить. Высшая монада - Бог 31

 Низшие монады образуют собой уровень обычного материального бытия и отличаются исчезающе малой способностью Низшие монады образуют собой уровень обычного материального бытия и отличаются исчезающе малой способностью к ясному представлению, ○ нарастающему по мере восхождения к высшей - Богу. Монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос) 32

Проблема души и тела Поскольку основной вектор совершенства монад направлен от их бессознательного состояния Проблема души и тела Поскольку основной вектор совершенства монад направлен от их бессознательного состояния к состоянию совершенного знания ○ чувства - исходная ступень познания но только исходная!!! 34

 Поскольку всякая душа - монада, и ее деятельность направлена лишь на самое себя, Поскольку всякая душа - монада, и ее деятельность направлена лишь на самое себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного. Вносит изменения в теорию врожденных идей Декарта: они даются нам скорее как возможность, ○ к которой мы можем прийти как к бессознательному в нас. 35

Каравелла — символ Великих географических открытий 37 Каравелла — символ Великих географических открытий 37