Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Основы рационалистической традиции Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Основы рационалистической традиции

10- Новое время - Декарт.pptx

  • Количество слайдов: 30

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 Основы рационалистической традиции– альтернатива эмпиризму (Р. Декарт) Задача: Ø Ø Ø найти единый Основы рационалистической традиции– альтернатива эмпиризму (Р. Декарт) Задача: Ø Ø Ø найти единый метод познания, что бы господствовать над природой усовершенствовать средства производства, изобретение новых технических средств, расширение и углубление знание человека об окружающем мире 3

Рене Декарт (1596 – 1650) французский математик, философ, физик и физиолог создатель аналитической геометрии Рене Декарт (1596 – 1650) французский математик, философ, физик и физиолог создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики автор метода радикального сомнения в философии ясная и глубокая формулировка основных интуиций и допущений. механицизма в физике предтеча рефлексологии. 4

Основные труды: «Рассуждение о методе» «Размышления о первой философии» «Начала философии» «Страсти души» и Основные труды: «Рассуждение о методе» «Размышления о первой философии» «Начала философии» «Страсти души» и др. 5

Отправная точка философствования проблема достоверности знания. ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания Отправная точка философствования проблема достоверности знания. ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания В своих рассуждениях идет от разума способности человека правильно судить и, отличать истину от лжи, следовательно нужен правильный метод. 6

Отклоняет авторитет как свидетельство истины Высочайшая надежность и привлекательность математических доказательств. Их ясность и Отклоняет авторитет как свидетельство истины Высочайшая надежность и привлекательность математических доказательств. Их ясность и отчётливость - связана с глубокой работой анализа. 7.

В результате сложные проблемы удаётся разложить на предельно простые и дойти до уровня, на В результате сложные проблемы удаётся разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно Располагая такими очевидными истинами, можно уверенно проводить доказательства, относящиеся к сложным и заведомо неясным случаям. 8

 Дедукция - выведение частного из общего путь мышления, который ведет от общего к Дедукция - выведение частного из общего путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. 9

 Смысл философского гносеологического метода: в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания Смысл философского гносеологического метода: в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приёмы, получить новые, также достоверные знания. 10

Правила для руководства ума: * очевидности * анализа * синтеза * контроля 11 Правила для руководства ума: * очевидности * анализа * синтеза * контроля 11

очевидности q v – не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не очевидности q v – не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои рассуждения только то, v что представляется уму столь ясно и отчётливо, v что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; 12

* анализа – разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно * анализа – разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего её разрешения; 13

 * синтеза – располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших * синтеза – располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют другу. 14

* контроля – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь все охватывающие, чтобы * контроля – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь все охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. 15

Методическое сомнение - только с его помощью можно отыскать истины - усомниться в которых Методическое сомнение - только с его помощью можно отыскать истины - усомниться в которых невозможно. Абсолютно в любой вещи, в любом явлении можно усомниться. 17

 Следовательно, сомнение реально существует, «Я могу абсолютно во всем усомниться, но в том, Следовательно, сомнение реально существует, «Я могу абсолютно во всем усомниться, но в том, что я сомневаюсь – я усомниться не могу» . Сомнение – есть свойство мысли. Если я сомневаюсь, значит, - я думаю, а если я думаю – я мыслю - значит - человек, сомневаясь мыслит. Раз я мыслю – значит, я существую - мыслить может только реально существующий человек. 18

 Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. Поскольку мышление – это Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. « Я мыслю, следовательно, существую» 19

Справедливость несомненности мышления подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Лишь одно несомненное Справедливость несомненности мышления подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Лишь одно несомненное утверждение – о самом существовании познающего мышления. 20

 В мышлении заключено много идей, В разуме заложено убеждение, некоторые из них обладают В мышлении заключено много идей, В разуме заложено убеждение, некоторые из них обладают высокой очевидностью как идеи разума. что кроме меня существует мир. Как доказать, что это не только идеи разума, но и существующие на самом деле? 21

 Истинность исходного принципа как знания ясного и отчётливого гарантировано наличием Бога – существа Истинность исходного принципа как знания ясного и отчётливого гарантировано наличием Бога – существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. 22

У нас есть три вида идей: от Бога – истинные (их надо развивать!) пришедшие У нас есть три вида идей: от Бога – истинные (их надо развивать!) пришедшие извне -созданные мною 23

 Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. мы существа ограниченные Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. мы существа ограниченные и несовершенные. . . Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму? 24

 Бог - гарант постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается Бог - гарант постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму. Возникает вопрос: если Бог вкладывает в меня истинные идеи – почему я заблуждаюсь? – мы несовершенны. Бог дает нам волю: совершать или не совершать? 25

 Сами по себе рассуждения не могут быть истинными или ложными Следовательно, всегда решению Сами по себе рассуждения не могут быть истинными или ложными Следовательно, всегда решению воли, должна предшествовать деятельность разума. Три субстанции: Бог – истинная субстанция, две другие (материальная и мыслящая) – зависят от Бога (самодостаточны лишь по отношению друг к другу) В человеке – 2 -е сотворенные Богом субстанции, они равноправны, независимы. Человек слаб, но может усилить себя посредством метода. 26

 Врождённым характером идей объясняется сам эффект ясности и отчётливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей Врождённым характером идей объясняется сам эффект ясности и отчётливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. 27

Психофизиологический параллелизм « О страстях души» животные только телесны – они не более чем Психофизиологический параллелизм « О страстях души» животные только телесны – они не более чем автоматы. Человеческое тело – тоже автомат. Взаимодействие духа и тела происходит ежесекундно Признавал в качестве связующего дух и тело элемента - шишковидную железу, размещающуюся в основании мозга. Человек руководствуется только разумом…. . 28

Строит единую систему наук: Корни- метафизика Ствол – физика Ветви (крона) – механика, медицина, Строит единую систему наук: Корни- метафизика Ствол – физика Ветви (крона) – механика, медицина, этика. 29

ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА Выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах Стал автором ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА Выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах Стал автором теории дуализма Выдвинул теорию о научном методе и о врожденных идеях Влияние философии Декарта сохранилось вплоть до настоящего времени 30

 Вся современная техника возникла благодаря тому, что Декарт поставил людей по отношению к Вся современная техника возникла благодаря тому, что Декарт поставил людей по отношению к природе на такую позицию, с которой только вообще и открываются возможности полного завоевания природы. Декарт научил людей думать так, что они смогли создать технику. 31

Декарта называют отцом новой философии, т. к. он является основателем современного рационализма, убежденным в Декарта называют отцом новой философии, т. к. он является основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума 32