e_Novoe_vremya_Filosofia_XVII_-_XVIII_vv.pptx
- Количество слайдов: 55
Философия Нового Времени основные идеи и представители
Характерные особенности культуры Нового времени Формирование культуры Нового времени сопровождалось развитием науки и техники, принципиальным изменением характера научного и философского мышления Европейская наука Нового времени утрачивает созерцательный характер и начинает базироваться на экспериментальном методе (научное знание получает практическое применение) Происходит процесс секуляризации общества, как следствие отделение церкви от государства и выделение сферы образования из-под влияния церкви Решающее значение приобретает рационализм, как следствие вера в безграничную силу разума и науки Философия Нового Времени восприняла основные идеи эпохи Возрождения и развила их; имела антисхоластическую направленность и во многом носила нерелигиозный характер. В центре ее внимания были мир, человек и его отношение к миру Благодаря развитию науки, и прежде всего ньютоновской механики, на смену прежней аристотелевско-птолемеевской картине мира пришла новая — ньютонокартезианская, которая господствовала в мировоззрении людей на протяжении XVIII—XX вв. Характер механистической картины мира привел к постепенному «вытеснению» Бога из научного объяснения природы (в деизме Бог был «вынесен» за пределы существующего мира, а затем в материалистических учениях вообще отброшен).
В рамках общего периода Нового времени принято выделять несколько этапов развития западной философии Название периода Хронологические рамки Европейская философия начала Нового времени От 1600 г. – до второй английской революции в 1688 г. Европейская и От 1688 г. – до Великой североамериканская философия Французской революции в 1789 г. эпохи Просвещения Немецкая классическая философия С 1770 -х гг. – до середины XIXв. Современная западная философия С 1830 -х гг. до настоящего времени
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII в. ) В истории культуры рубежной датой Нового времени часто считают 1640 г. — время, когда началась первая английская революция. В истории философии в качестве начала Нового времени удобнее взять круглую дату, т. е. 1600 г. (философия этого периода носит название «философия начала Нового времени» , или «философия XVII в. » ) Время жизни ряда крупных философов «начала Нового времени» не укладывается строго в эти хронологические рамки. Решающим основанием для включения данных философов именно в этот раздел является характер их философских учений
Важнейшие новации в философии начала Нового времени Новации Философы Развитие и философское обоснование экспериментального метода в науке Фр. Бэкон, Ньютон Разработка методологии Фр. Бэкон, Р. Декарт, Ньютон, Локк новой научной Формирование основ механистической картины (ньютоно-картезианской) связанного с ней деизма новой мира и Декарт, Ньютон Зарождение и развитие в гносеологии двух противоположных направлений – • Рационализм • Сенсуализм Декарт, Спиноза, Локк Зарождение Просвещения Локк идеологии В области социальной философии: • Зарождение учения о двух стадиях развития общества (естественное состояние и гражданское общество) • Зарождение учения о «договорном» Гоббс, Локк
Френсис Бэкон (1561 – 1626) Основные труды: «Нравственные и политические очерки» «О мудрости древних» «Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы» «О достоинстве и преувеличении наук» «Новая Атлантида»
Основные философские взгляды Теология и философия (наука). Резко противопоставлял теологию и философию (науку): это две совершенно различные сферы знания, и ни одна не должна вмешиваться в дела другой, т. е. выступал сторонником теории «двух истин» . Практическая польза науки. Наука и полученные знания должны приносить плоды на практике, должны служить для развития техники и промышленности, облегчать человеческую жизнь. Заблуждения человеческого ума. Развитию науки мешают различные заблуждения человеческого ума, т. е. искаженные образы действительности; Бэкон называет их «идолами» или «призраками» .
Заблуждения человеческого ума Идолы рода Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи всем людям. Идолы пещеры Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры. Идолы рынка Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей. Идолы театра Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей.
Индуктивный метод (поэтапное движение от аксиом опытного знания к всеобщим аксиомам). Сформулировал и развил индуктивный метод познания, по которому общие законы науки должны выводиться из результатов конкретных экспериментов (т. е. от частного к общему). Утверждал, что индуктивный метод должен прийти на смену ранее господствовавшему дедуктивному: в исходный опыт включены научные гипотезы, которые или подтверждаются или опровергаются. Базироваться наука должна на опыте, на эксперименте. Все опыты Бэкон делил на светоносные (дающие чистое знание) и плодоносные (приносящие непосредственную пользу). Конкретизируя применение индуктивного метода, Бэкон предложил использовать систему таблиц: Таблица присутствия (перечисляются все известные нам свойства и объекты) Таблица отсутствия (перечисляются свойства, сходные с первыми, но в которых отсутствует исследуемый процесс) Таблица степеней (одно и то же свойство представлено в различной степени)
Три метода познания природы Метод Аристотеля Метод Бэкона «Путь муравья» «Путь пчелы» Игнорируетс я разум Разум и опыт работают вместе Метод схоластов «Путь паука» Игнорируетс я опыт
Критерии классификации наук Познавательные способности человека должны быть основными критериями классификации наук: память рассудок воображение • исторические науки как описание фактов • теоретические (или философские) науки • (сюда Бэкон относит косвенное познание Бога через факты природы, науки о человеке и естественные науки вместе с естественной магией) • искусство • поэзия
Онтология. Социальная философия. Онтология. В целом развивается в русле перипатетизма: все природные объекты считаются состоящими из материи и форм. Социальная философия. Сторонник абсолютной монархии и сильного централизованного государства: критикует дворянство за его бесполезность; народ — это постоянный источник смуты, но причина мятежей лежит в великом голоде и великом недовольстве (вызывается разорением, нуждой, большими налогами и т. п. ) «Излечить» эти бедствия можно путем развития промышленности и торговли, облегчения пошлин и налогов, обуздания роскоши. Социально-политический идеал Бэкона описан им в небольшой утопической работе «Новая Атлантида» .
Томас Гоббс (1588— 1679) Основные труды: «Элементы законов, естественных и политических» Трилогия «Основы философии» : «О теле» , «О человеке» , «О гражданине» «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
Основные философские взгляды Отношение к науке. Задача науки состоит в увеличении власти человека над природой, «увеличении количества жизненных благ» . Главная задача ученого – в познании не природы, а общества — с целью предотвращения гражданских войн. Особое внимание уделял природе человека и государства. Онтология. Создатель первой в истории философии концепции механического материализма. С его точки зрения, природа (материя) представляет собой совокупность протяженных материальных тел, которые различаются между собой величиной, фигурой, положением и движением. Материя не создается и не уничтожается, она существует вечно. Движение присуще самой материи (и никакой перводвигатель для его объяснения нам не нужен). Движение он понимал как чисто механическое, т. е. как перемещение тел. Протяженность (пространство), движение и покой — это акциденции, т. е. «формы нашего восприятия тела» , а не свойства самих тел.
Этика. Гоббс считает, что существует единая и универсальная «природа человека» . Естественными законами этой природы и объясняются в первую очередь все человеческие поступки. В природе человека лежит стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствиям. Добродетели и пороки — это то, что при разумном понимании может быть оценено, соответственно, как способствующее или мешающее достижению блага. Поскольку гражданский мир является величайшим благом, то гражданские добродетели, способствующие ему, соответствуют естественным законам нравственности. Социальные законы коренятся в природе человека, которая есть часть природы в целом. Отсюда основа социальных законов вытекает из естественных законов.
Социальная философия. Определял государство не как божественное установление, а как «искусственное тело» , созданное людьми (закладывает основы теории «общественного договора» ) В истории человечества две основные стадии: догосударственная ( «естественное состояние» ) и государственная. В естественном состоянии люди живут разобщенно и находятся в состоянии войны «каждого против всех» (по принципу «человеку — волк» ). Государство возникло в результате добровольного договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности. При этом граждане сами ограничили свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. Благо народа — это высшая цель государства; для этого государство должно быть централизованным и единым. Лучшая форма правления — монархия.
Т. Гоббс предложил общее название для внешнего источника знания – знаки – и создал их первую классификацию: Сигналы природы о происходящих явлениях Звуки, для обозначения действий (их используют и животные) Метки, которыми пользуются люди в общении Слова обыденного языка Специальные коды (вроде научного языка), которые понятны немногим Универсалии
Рене Декарт (1596— 1650) Основные труды: «Рассуждение о методе» «Метафизические размышления» «Начала философии»
Основные философские взгляды Отношение к теологии. Все теологические исследования в конечном счете имеют целью спасение души: путь на небеса одинаково открыт невеждам и образованным людям ( «Рассуждениях о методе» ). Религиозные истины выше нашего понимания (они даются в Откровении, и в них надо просто верить: «я бы никогда не осмелился охватить их своим слабым рассуждением» ) Онтология. Декарта можно назвать дуалистом. В основе бытия он усматривает две различные субстанции — человеческое сознание и материю. Обе эти субстанции сотворены Богом, поэтому, строго говоря, данное учение является одним из вариантов объективного идеализма.
Онтология Субстанция – то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом. Единственная субстанция — Бог. Человеческое сознание и материя характеризуются как субстанции (они, в отличие для своего существования нуждаются только в «обычном содействии Бога» и не нуждаются в содействии других сотворенных объектов). Материя заполняет все пространство, т. е. пустоты не существует. Движение всегда относительно — это движение одного тела или частицы (корпускулы) относительно другого (в мире не существует абсолютного покоя, так как относительно любого тела совершается движение других тел).
Характеристики материи и сознания Сознание Материя Дано непосредственно Открывается опосредованно – через чувства и воображение Атрибут (неотъемлемое свойство) – мышление Атрибут – протяженность (по трем направлениям: в длину, глубину и ширину) Непротяженно, неделимо, не имеет частей и определенной форму (фигуры) Делима на части, имеет определенную фигуру, расположение частей, обладает движением
Космология. Первоначально природа находилась в состоянии хаоса. Бог придал материальным частицам вихревое центробежное движение (привело к возникновению организованного и упорядоченного мира). Все сотворенные частицы были одинаковыми. В процессе кругового движения в результате трения их друг о друга образовалось три основных вида частиц, из которых, в свою очередь, возникли различные природные тела Процесс становления мира из хаоса протекал по законам механики, вложенным в природу Богом, но в сам процесс становления Бог не вмешивался (закладываются основы деизма)
Частицы и образованные из них тела Виды частиц Тела Дробные, бесконечно малые осколки Солнце и неподвижные звезды Обточенные, шарообразные, очень подвижные Небо Большие, обладающие гранями, малоподвижные Земля, планеты, кометы
Биология и антропология. механистически истолковывает живую природу (заложил основы механицизма) проблему противопоставление тела как механизма сознанию (душе) их взаимосвязи у человека пытается решить механистически, утверждая, что данные органов чувств (механические воздействия) передаются сознанию в шишковидной железе.
Учение о методе. Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов, что позволит перейти от случайного нахождения отдельных истин к их систематическому и целенаправленному «производству» основное внимание обращается на деятельность человеческого разума, на поиск правил, по которым должен действовать человеческий ум.
Правила для руководства ума Первое правило Считать истинами лишь то, что с очевидностью признается мною таковым, т. е. тщательно избегать поспешности и предубежденности и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения. Второе правило Разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения. Третье правило Мыслить по порядку, начиная с предметов простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных. Четвертое правило Составлять всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.
Гносеология и рационализм. Основоположник рационализма Основание достоверности знания – сам разум ( «Я мыслю, следовательно, я существую» ) Сомнение полезно и необходимо, оно — обязательный этап на пути к истине Сторонник учения о врожденных идеях (врожденные идеи содержатся в человеческом уме в свернутом виде, как зародыши. Важнейшей среди них является идея Бога как бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всезнающей субстанции, породившей человека и весь мир)
Декарт выделяет три вида идей Виды идей Характеристика идей Врожденные Обнаруживаются в сознании человека как изначально содержащиеся там Приобретенные Приходят извне и относятся к вещам, которые находятся вне мыслящего субъекта Сотворенные Идеи, сконструированные самим человеком
Этика. Этические воззрения Декарта строятся на базе рационализма: задача мыслящего человека состоит в том, чтобы укрепить власть разума над тиранией чувств.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632— 1677) Основные труды: «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей» «Богословско-политический трактат» «Этика» «Политический трактат»
Основные философские взгляды. Онтология. Центральное место в философии Спинозы занимало понятие субстанции ( «Под причиной самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующей» ) Есть только одна субстанция, являющаяся причиной самой себя. Она есть одновременно и Бог, и Природа, т. е. Бог = Природа (пантеизм) субстанция является: 1) свободной, так как существует и действует исключительно в силу своей собственной природы; 2) вечной (не имеющей начала и конца во времени), так как ее существование заключено в ее сущности; 3) бесконечной (в пространстве); 4) не делимой и не имеющей частей.
Онтология. Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов и проявляется в бесконечном количестве модусов Различные атрибуты субстанции не тождественны другу и независимы друг от друга, каждый из них выражает бесконечность субстанции. Из бесконечного числа этих атрибутов людям известны только два: протяженность и мышление. ( «Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность» ) Модусы представляют собой некую реализацию атрибутов и их конкретизацию. Модусы бывают бесконечные и конечные ( «Под «модусом» я разумею состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое» )
Онтология. Субстанция (Бог = Природа) с ее атрибутами составляет «природу творящую» (naturans). Природа творящая — это причина Модусы, т. е. мир конечных вещей, есть «природа сотворенная» (naturata). Природа сотворенная — следствие причины Все существующее в природе сотворенной — в мире конечных телесных вещей (модусов) — является причиннообусловленным, закономерным и необходимым, нет ничего случайного; в мире царит строжайший детерминизм.
Гносеология. 1. 2. 3. 4. Человеческое сознание и все мысли (конечные модусы) есть результат проявления модуса «бесконечный разум» , а последний, в свою очередь, — атрибута «божественное мышление» Все конкретные явления и вещи и в том числе человеческое тело (конечные модусы) через посредство бесконечных модусов «движение и покой» восходят к атрибуту «протяженность» Сами по себе атрибуты не воздействуют друг на друга и никак не связаны между собой. Таким образом, две области конечных модусов — «мыслей» и «вещей или явлений» — оказываются полностью изолированными друг от друга. Каждый атрибут в равной степени, а именно полностью, выражает Божественную субстанцию (Бог = Природа), а значит, все модусы одного атрибута должны совершенно соответствовать модусам другого атрибута. Следовательно, наши человеческие мысли (конечные модусы) должны соответствовать другим конечным модусам — вещам и явлениям
Тип познания Источник Характеристика Мнение Узнаем понаслы шке от других людей Почти совсем адекватное Объект познания не Произвольные объекты Чувственн Чувства ое познание Мало адекватное, смутное, неясное Конкретные вещи и явления; общие понятия Рационал ьное познание Рассудок Адекватное; научное познание, типичное для математики и физики, но имеющее место и в других сферах Идеи количества, формы, движения и т. п. ; неизбежные связи между идеями и в особенности причинно-следственные связи Интуитивн Интуиция ое познание Абсолютно адекватное; ясное и отчетливое; видение вещей, исходящими от субстанции Бог=Природа Сущности вещей и явлений
Этика Главную цель философии в обретении счастья, для чего необходимо полное освобождение от страстей 2. Все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, то для такого освобождения необходимо понять, что такое природа вообще и какова человеческая природа в частности 3. Познание природы не самоцель, а средство ( «Не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать!» ) 4. Познание своей природы позволяет человеку подчинить свои страсти господству разума ( «Свобода — есть познанная необходимость!» ) 1.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) Основные труды: «Рассуждения о метафизике» «Новая система природы» «Новые опыты о человеческом разуме» «Теодицея» «Монадология»
Основные философские взгляды. Стремился создать новый синтез античных, средневековых и современных ему учений. Свою концепцию он характеризовал как перспективный центр, в котором примиряются различные философские направления. Фиксируя целеполагающий характер деятельности человека и всех живых организмов, считал понятие цели необходимым, полагая, что мир целесообразно устроен Богом Мир в целом, и все отдельные организмы в нем похожи на «огромный механизм, но и у мира в целом, и у каждого отдельного организма определенная конечная цель, намеченная Богом В борьбе между рационализмом (Декарт, Спиноза) и сенсуализмом (Локк) Лейбниц занимает промежуточную позицию: Лейбниц утверждает наличие у человека врожденной способности к восприятию ряда важнейших идей ( «Я» , «тождество» , «бытие» и т. п. ).
Онтология. Соединяет в своем философском учении — монадологии — элементы объективного и субъективного идеализма Объективный идеализм: предполагает исходное существование Бога (первичной монады), и именно Бог является творцом реальности Субъективный идеализм: трактует материальный мир как иллюзию, а сотворенное Богом бытие оказывается у него совокупностью монад — духовных атомов, способных к восприятию, и в своем развитии дорастающих до стадии человеческого сознания Чувственно воспринимаемый мир (телесный, физический, материальный) оказывается при таком подходе всего лишь феном нашего восприятия
Монадология. Реальный умопостигаемый мир состоит из бесконечного количества самостоятельных субстанций — «центров сил» , «духовных атомов» , или «монад» (от греческого «monas» — «единица» ) Монады — это «метафизические точки» Монада — это духовная субстанция, она активна, ее деятельность состоит в смене восприятий (перцепций) и определяется стремлением к новым восприятиям Имея тождественную природу, все монады отличны одна от другой, различаясь имеющимися у них восприятиями
Монадология. Развитие монад следует закону непрерывности: природа не делает скачков. Высшие ступени занимают монады, способные не только к восприятию (перцепции), но и самосознанию (апперцепции). К ним относится дух (интеллект) человека. Всякая совокупность монад, представляющаяся в нашем сознании отдельной вещью, есть не случайное собрание, а агрегат (система), объединенный в целое одной высшей монадой (у животных такой доминирующей монадой является душа, у человека — дух или интеллект)
Иерархия монад Духи Бог есть у ангелов и у Первичная людей управляются Богоммонада по духовным законам справедливости Души есть у ангелов, людей, животных управляются Богом по законам механики Простые монады есть у любых объектов управляются Богом по законам механики
Джон Локк (1632— 1704) Основные труды: «Опыт о человеческом разуме» «Два трактата о государственном правлении» «Письма о веротерпимости» «Мысли о воспитании»
Основные философские взгляды. Онтология. Является деистом: признавая сотворение мира Богом, существующий телесный мир он объясняет в целом материалистически и механистически
Гносеология и сенсуализм. Центральной темой стал сам разум человека, его границы, способности и функции (проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме» ) Важнейшую роль в его учении играет понятие «идеи» (называет идеями все то, что, существуя в сознании человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции (например, число, бесконечность и т. д. ) и мысли (выражаемые предложениями)).
Отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей — ни теоретических (научных законов), ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта (душа новорожденного ребенка — это белый лист бумаги или «чистая доска» ( «tabula raza» ), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни)
Виды идей ИДЕИ простые (полученные от одного органа чувств — звук, цвет и т. д. ) сложные (полученные от нескольких органов чувств)
Виды опыта ОПЫТ Внутренний Внешний где нам приходят ощущения в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность нашей души, движение мыслей)
Теория первичных и вторичных качеств Идеи бывают сходными со свойствами соответствующих объектов — так называемые первичные качества, т. е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение Идеи могут быть и не сходными — так называемые вторичные качества, т. е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материала человеческий разум, действуя путем соединения, сопоставления и абстрагирования, составляет сложные идеи
Идеи находящиеся в человеческом уме не соответству ющие своим прообразам соответст вующие своим прообраз ам смутные ясные реальные фантасти ческие
Познание является истинным только тогда, когда идеи соответствуют вещам (закладывая основы сенсуализма: ощущения являются источником познания, и именно они есть критерий истины) Процесс познания рассматривает как восприятие и понимание согласованности или несогласованности между нашими идеями Саму согласованность между двумя идеями можно понять интуитивно или посредством доказательства
Типы познания Тип познания Наиболее очевидные объекты познания Интуитивное: ясное и отчетливое восприятие совпадения или несовпадения двух идей Демонстративное: рациональное доказательство Так мы познаем собственное существование Чувственное или сенситивное Существование внешних вещей Математика; бытие Бога
Этика Стремление к счастью — это основа всякой свободы, сама же свобода состоит в возможности и способности действовать и воздерживаться от действия. Социальные законы Тип законов Оценки поступков в соответствии с данными законами Божественные законы нарушение: грех выполнение: обязанность или долг Гражданские законы нарушение: преступление выполнение: «безвинные» Законы общепринятого мнения нарушение: порок выполнение: добродетель
Социальная философия. сторонник конституционной монархии, но королевская власть не имеет Божественного основания государство возникло благодаря «общественному договору» в естественном состоянии господствовали отношения «человеку — друг»
все люди равны и независимы, то никто не должен причинять вред жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей естественными правами являются: право на жизнь, право на свободу, право на собственность и право на защиту этих прав