Презентация Новое время.pptx
- Количество слайдов: 30
Философия Нового времени и эпохи Просвещения 1. Новое философское мышление 2. Эмпиризм и рационализм европейской философии 1. Французская философия XVIII в: начало формирования 3. 2. Просвещение Сенсуалистская философия 3. Энциклопедисты 4. Этические учения: Философия "здравого смысла" 4. Механистический материализм
Новое философское мышление ориентация на действительное познание мира, которое опиралось бы на практический опыт; ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство; Философия Нового времени и эпохи Просвещения Познание не единичных изолированных фактов, но определенных систем, целостностей создание целостного образа мира, опирающегося на науку.
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Эмпиризм и рационализм европейской философии Происходил из дворянской семьи, его отец был лордом-хранителем печати. Учился в Кембриджском университете. в эпоху Якова I Шотландского становится лордом-хранителем большой печати, а потом - лордом-канцлером. В 1621 г. был обвинен парламентом в интригах я коррупции, предстал перед судом и был осужден. НО приговор был отменен, а процесс аннулировав. Бэкон отходит от прежних дел и посвящает себя научной работе.
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Эмпиризм и рационализм европейской философии Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании. Основным орудием познания являются чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. "следует изо всех сил стремиться к тому, чтобы обновилось или по крайней мере улучшилось соединение между мыслями и вещами". . Эмпирия - опыт, опирающийся на эксперимент - исходный пункт нового научного метода, который он характеризует как "науку о лучшем и более совершенном употреблении разума при исследовании вещей»
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Эмпиризм и рационализм европейской философии идолы рода имеют свое основание в самой человеческой природе. Человеческий разум как неровное зеркало, которое, отражая вещи, смешивает свою природу и природу вещей и тем самым искажает ее и нарушает. «Новый органон» : старая и новая логика Идолы рода являются не только естественными, но и врожденными.
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Эмпиризм и рационализм европейской философии идолы пещеры «Новый органон» : старая и новая логика также вызваны врожденными недостатками человеческого разума, но индивидуального характера. «Идолы пещеры - это ошибки человека как индивида. потому, что каждый получил различное воспитание и встречался с другими людьми, каждый читал лишь определенные книги, почитал и обожал разные авторитеты, наконец, потому, что его впечатления были отличны от других…»
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Эмпиризм и рационализм европейской философии идолы рынка возникли путем взаимной договоренности в обществе. Люди договариваются при помощи речи; слова определяются общим пониманием. Плохой и неправильный выбор слов значительно мешает и разуму. «Новый органон» : старая и новая логика
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Эмпиризм и рационализм европейской философии идолы театра «Новый органон» : старая и новая логика переселились в человеческие мысли из различных философских учений. … все традиционные и до сих пор изобретенные философские системы являются, играми, которые создали миры, вымышленные как будто в театре.
Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) Эмпиризм и рационализм европейской философии Пути познания: Путь муравья «Новый органон» : старая и новая логика Путь паука Путь пчелы (подлинная индукция)
Рене Декарт (1596 -1650) Эмпиризм и рационализм европейской философии в восемь лет уходит на учебу в иезуитский колледж Ла-Флеш. служит в артиллерии В 1621 г. уходит с военной службы и путешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию, жил во Франции. Наиболее интенсивно предавался исследованиям во время своего сравнительно долгого пребывания в Голландии в 1629 -1644 гг. В этот период он пишет большинство своих работ.
Рене Декарт (1596 -1650) Рациона лизм – новая методолог ия науки Эмпиризм и рационализм европейской философии "Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии. . . Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, Было, начиная с этого времени, отвергнуто" (Гегель)
Рене Декарт (1596 -1650) Эмпиризм и рационализм европейской философии «Требование мышления как такового: "De omnibus dubitandum est" (во всем должно сомневаться Рациона лизм – новая методолог ия науки «факт, выраженный словами: "я мыслю, значит, существую" (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, Предстанут»
Рене Декарт (1596 -1650) Эмпиризм и рационализм европейской философии Правила метода: Рациона лизм – новая методолог ия науки - не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; - не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом; - разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить; - свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и наилегче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом; - совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.
Рене Декарт (1596 -1650) Эмпиризм и рационализм европейской философии Учение о субстанции: признаются две ти независимые друг от друга субстанции -материальная и духовная. Дуализм – учение о субстанции совершенной субстанцией является бог, который существует "сам из себя" и сам является своей причиной. Все остальное нуждается для своего существования в "присутствии бога". Бог как наиболее совершенное сущее у Декарта не имеет такой же функции, как в схоластической философии. В концепции Декарта функция бога заключается в гарантии истинности познания.
Эмпиризм и рационализм Родился он в 1646 г. в Лейпциге. В Париже встречался с X. Гюйгенсом, в Лондоне-с И. Ньютоном. С 1677 г. живет преимущественно в Ганновере. является одним из основателей дифференциального и интегрального исчислений Является автором ряда исторических исследований. Умер он в 1716 г. в Ганновере. Вильгельм Готфрид Лейбниц
Эмпиризм и рационализм Учение о "монадах" - монадология. Монада - простая, неделимая субстанция. Лейбниц отвергает учение Спинозы о единой субстанции, которое то из мира исключало движение, активность. субстанций бесконечное множество монада - самостоятельная единица бытия, способна к Вильгельм активности, деятельности и является причиной самой Готфрид Лейбниц себя, т. е. не зависит от другой субстанции. Монады не изменяются Каждая монада представляет собой некий мир сам по себе, при этом, однако, отражает весь мировой порядок в себе. Единственное отношение, которое между монадами существует, - это "гармония". каждая монада является носителем определенных качеств
Эмпиризм и рационализм Учение о "монадах" - монадология. По степени развития он различает монады трех видов. Низшая форма характеризуется "перцепцией" (пассивной способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления. Монады высшей степени способны иметь ощущения и. Вильгельм Готфрид Лейбниц опирающиеся на них более ясные представления. Эти монады Лейбниц определяет как монады-души. Монады наибольшей степени развития способны к апперцепции (наделены сознанием). Их Лейбниц определяет как монады-духи.
Эмпиризм и рационализм Учение о "монадах" - монадология. Монады не имеют физических характеристик и не являются чувственно постижимыми. Мы можем их постичь лишь разумом. Чувственно воспринимаемые тела, т. е. соединения монад, различаются согласно тому, из каких монад они состоят. Вильгельм Готфрид Лейбниц Тела, содержащие монады низшей степени развития физические (т. е. предметы неживой природы). Тела, в которых монады способны к ощущениям и представлениям (содержат монады-души), являются биологическими объектами. Человек представляет собой такую совокупность монад, в которой организующую роль играют монады, наделенные сознанием. Образование совокупностей монад не является случайным. Оно определено "предустановленной гармонией".
Эмпиризм и рационализм ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЛЕЙБНИЦА. Вильгельм Готфрид Лейбниц отвергает врожденные идеи, но предлагает врожденные принципы не отвергает чувственного познания или роли опыта в процессе познания. НО: "ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства", "кроме самого разума", т. е. врожденных способностей к мышлению Чувственное познание - предпосылка рационального познания. "этот мир является Чувственное познание может дать. лишь "истины наисовершеннейшим факта", а разум - основные утверждения логики и из возможных математики миров". Логика - наука о "всех возможных мирах" ; философия - наука о действительном мире
Эмпиризм и рационализм СИСТЕМАТИЗАТОР ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА Христиан Вольф Родился он в 1679 г. во Вроцлаве и после получения образования изучал теологию и философию, стал профессором университета в Галле. Был профессором философии в Марбурге. При жизни он снискал себе признание и почет. Был членом Французской, Британской и Шведской академий наук и вице-президентом Петербургской Академии наук. К концу своей жизни он вновь возвращается в Пруссию и становится вице-канцлером Берлинского университета. Умер в 1754 г. Разрабатывая философию Лейбница, Вольф превращает ее в развитую, однако педантичную и схематичную систему. Его система содержит как логику и метафизику, так и психологию,
Эмпиризм и рационализм Христиан Вольф Философия Лейбница распространилась в вольфовской интерпретации не только в Германии, но и во всей Европе. В ряде моментов она превращается в телеологию, согласно которой "кошки были сотворены, чтобы пожирать мышей, а мыши были сотворены для того, чтобы их пожирали кошки".
Сенсуалистская философия Джордж Беркли родился в 1684 г. в Ирландии, окончил университет в Дублине. Первая крупная философская работа - 1709 г. "Опыт новой теории зрения"- ре-интерпретация сенсуализма Локка Его основной труд - "Трактат о принципах человеческого знания" 1710 г. 1713 г. - популярная работа, чтобы опровергнуть возражения против его философии - "Три разговора между Гиласом и Филонусом". Его заключительная работа - "Сейрис" (1744)- содержит помимо прочего и определенную саморефлексию
Сенсуалистская философия Солипсизм Джордж Беркли Солипсизм (лат. solus, единственный, ipse, сам) – философское учение, согласно которому несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт, а всё, что считается существующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию вещей, других людей), в действительности – лишь часть этого опыта.
Сенсуалистская философия Род. 7 мая 1711 г. в Эдинбурге Учёба в Эдинбургском университете (1723 -1726) Ум. 25 августа 1776 г. в Эдинбурге (26 слайд) Давид ЮМ Основные сочинения Трактат о человеческой природе (1739 -1740) Опыты моральные и политические (1741 -1742/1777) Исследование человеческого познания (1748/1751) Диалоги о естественной религии (1779)
Сенсуалистская философия отличается как от Локка, так и от Беркли Давид ЮМ Если Локк видит источник наших ощущений в реальности, во внешнем мире, а Беркли - в духе, или боге, то Юм по сути отвергает оба эти решения. Он не принимает гипотезу Локка о существовании внешнего мира как источника наших ощущений, но не соглашается и с попыткой Беркли доказать, что материя, т. е. внешний мир, не существует.
Сенсуалистская философия отличается как от Локка, так и от Беркли Давид ЮМ Позиция Юма выражается примерно так: существует ли внешний мир - материальная природа -как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наш разум оперирует лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То, что внешний мир не существует объективно (как утверждает Беркли), мы тоже не можем доказать.
Сенсуалистская философия Давид ЮМ "душевные восприятия" делятся на два вида -по степени силы и живости. Первые - более сильные - "впечатление". Это восприятия, которые осуществляются непосредственно, когда мы слышим, чувствуем, видимей т. д. Второй вид -"идеи" (представления). Их он считает менее сильными, менее живыми и точными. "Все наши идеи или менее сильные восприятия являются копиями наших впечатлений или более живых восприятии". "Хотя кажется, что наше мышление имеет неограниченную свободу, мы выясняем при более близком знакомстве, что оно, собственно, ограничено весьма узкими границами и что вся эта творческая сила духа есть не более чем способность складывать, перекладывать, увеличивать либо уменьшать материал, который
Сенсуалистская философия Давид ЮМ "Идеи" у него выступают как общие, абстрактные понятия как таковые. "Реальные вещи"-это собственно содержание наших восприятии. Когда Юм говорит о "реальных вещах", он не признает существования предметов вне нашего опыта
Философия здравого смысла На переломе XVII и XVIII вв. и в ходе XVIII в. в Англии получает развитие философия морали. Среди ее выдающихся представителей находится Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671 -1713). В работе "Характеристики, люди, нравы, мнения и эпоха" он приходит к такому пониманию морали, согласно которому в оценке человеческого поведения решающую роль играет не объективный результат, а субъективное намерение. Он, в частности, делает упор на форму морального проявления и недооценивает его содержание. Отстаивает идею о неизменности, вечности моральных норм. Его учение о морали основано на врожденном "моральном чувстве" и не связано с конкретным общественным развитием. На это естественное, рожденное"моральное чувство", по Шефтсбери, опирается "истинная религия". Религия, таким образом, сама предполагает мораль и не заменяет ее. Весьма критически по поводу этических воззрений Шефтсбери выступил Бернард Мандевиль (1670 - 1733). В сущности он исходит из естественного понимания морали и нравственности. Он отвергает врожденное "моральное чувство", так же как и вечность и неизменность
Философия здравого смысла Томас Рид (1710 -1796). "Эссе о душевных способностях", его основной труд, содержит резкую критику философии Юма. Он стремится к преодолению субъективистских тенденций в философских основаниях сенсуализма. Теорию познания он основывает не на ощущениях, а на непосредственных восприятиях, которые фиксируют в нас "веру" в существование внешнего мира. Против агностицизма Юма он выдвигает лишь "веру" в существование внешнего мира, опирающуюся на непосредственные восприятия. Воззрениям Рида близки воззрения Джемса Битти (17351803) и Джемса Освальда. Освальд, в частности, соединяет основные принципы философии "здравого смысла" Рида с усилиями в защиту христианства. Для защиты религии" он развивает взгляды на первичные инстинктивные врожденные истины. К ним относятся вера во внешний мир и вера в существование бога, которые поэтому уже не следует обосновывать и доказывать, но следует исходить из них при развитии философского мышления. Одним из главных критериев, которым пользуется эта философия, является "практическая полезность".