Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Философия Нового времени n Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Философия Нового времени n

5.Философия Нового времени.ppt

  • Количество слайдов: 37

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Философия Нового времени n n n n 1 Общая характеристика философии Нового времени 2 Философия Нового времени n n n n 1 Общая характеристика философии Нового времени 2 Проблема метода: эмпиризм и рационализм 3 Общая характеристика философии Ф. Бэкона 4 Проблема познания в философии Ф. Бэкона 5 Система классификации наук Ф. Бэкона 6 Философия Т. Гоббса 7 Философия Джона Локка 8 Рационалистическая метафизика Б. Спинозы 9 Философия Б. Спинозы 10 Философия Р. Декарта 11 Дуализм Р. Декарта 12 Философия Дж. Беркли 13 Учение Дж. Беркли об идеях 15 Философия Д. Юма Вернуться к оглавлению

Философия Нового времени охватывает период XVIII ни. Этот период характеризуется дифференциацией естественно научного знания, Философия Нового времени охватывает период XVIII ни. Этот период характеризуется дифференциацией естественно научного знания, становле ниеместественных наук и отделением их от философии. В центре внимания новой философии: проблема обобщения и систематизации естественно научного знания; проблема выработки общенаучных методов познания. Основные приоритеты в философии Нового времени q. Центром философских исследований является теория познания. Основной задачей последней является разработка методов истинного знания для всех наук. Отсюда определяется и основная задача философии — открыть законы мышления (разума), действующие во всех науках (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, Г. В. Лейбниц и др. ). Возникает идея «чистого разума» (свободного от заблуждений), который действенен во всех науках и спосо бен проникать в суть вещей и явлений. q. Следующей задачей философии является поиск основного {главного) метода познания, который позволяет постичь абсолютную истину. Основой такого метода считают чувственный опыт, выдвигая и обосновывая при этом идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк), или разум (интеллект), дающий логическое дедуктивно математическое знание, не сводящееся к чувственному опыту (Р. Декарт, Г. В. Лейбниц). Специфика философии Нового времени q. Секуляризация науки, т. е. освобождение от церковного влияния. q. Полный приоритет разума. Признается только один авторитет — авторитет разума (Т. Гоббс). q. Полный приоритет научного знания, способного обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон). q. Вера в практически действенную мощь научного знания в освоении и подчинении человеком природы при условии применения при этом эффективных методов научного познания (эмпирический метод Ф. Бэкона; метод «чистого» разума Р. Декарта, способный действовать во всех науках, и т. п. ).

Основной задачей в философии Нового времени является поиск глав ного метода, который применим ко Основной задачей в философии Нового времени является поиск глав ного метода, который применим ко всем наукам, ибо знаний (научных фактов, гипотез, теорий и т. п. ) много, а всеобщего метода, с помощью которого можно проверить истинность знаний, нет. Исходя из этой задачи философы XVII—XVIII вв. были заняты поиском истинного метода науки, нахождением тех основополагающих принципов Разума (ума), с которых начинается построение истинного философского и конкретно научного знания. В процессе поиска главного метода познания произошло разделение философов на сторонников эмпиризма ( «эмпирио» — опыт) и рационализма ( «рацио» — ум). Эмпиризм Рационализм q. В основу познания кладет опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте ( «чувствах» )» таков девиз эмпириков сенсуалистов ( «сенсус» — ощущение). q. Единственный источник знания —это опыт. В разуме человека нет никаких врожденных идей, представлений и знаний. Поэтому содержание всех знаний человека в конечном счете сводится к опыту. q. Чувственные данные проверяются экспериментом. Соответственно, познание (знание) идет от частного, опытного знания к обобщениям и выдвижению гипотез, теорий. Это и есть индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он представляет собой истинный метод философии и всех наук (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др. ). q. Эмпиризм — учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. q. В основу познания кладет разум, ибо последний способен самостоятельноделать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте. q. Сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания. В разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основе ощущений, а до ощущений. q. Основа истинного метода заложена в самом уме. Мышление основано на интуиции и дедукции. Используя дедукцию как метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Это и есть рационалис тическо дедуктивный метод — единственно истинный метод философии и всех наук (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц и др q. Рационализм — учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий.

философ, государственный деятель. Занимал высшую в Англии государственную должность лорд канцлера. В философии самым философ, государственный деятель. Занимал высшую в Англии государственную должность лорд канцлера. В философии самым знаменитым стало его учение о науке и ее методах. Он впервые теоретически обосновал идеал исторически нового типа знания — экспериментально теоретического естествознания, назначение которого в том, чтобы добывать знание, принося щее пользу. Ф. Бэкон является основоположником сциентизма — мировоззренческой позиции, утверждающей науку в качестве высшей культурной ценности. Основное сочинение: «Новый Органон» (1620) ФРЭНСИС БЭКОН (1561 1626)

Общая характеристика философии Ф. Бэкона q q q 1. 2. q Главная задача философских Общая характеристика философии Ф. Бэкона q q q 1. 2. q Главная задача философских занятий — «великое восстановление наук» , понимаемая Ф. Бэконом как всесторонняя реформа существующего знания. Реформирование науки обусловлено высшей задачей познания — завоевания природы и усовершенствования человеческой жизни. , Первым условием реформы науки, прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы науки должны быть новая теория индукции, а основным методом науки — индуктивный метод. Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Ф. Бэкон различает четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания — четыре вида «идолов» (ложных образов), или «призраков» . Это «идолы рода» , «идолы пещеры» , «идолы площади» и «идолы театра» . Для преодоления «великого обмана чувств» он предлагает использовать специально придуманные и хорошо организованные опыты (эксперименты). Так были заложены основы нового эмпиризма. Эксперимент как форма опытного исследования сыграл громадную роль и обосновании нового вида материализма — метафизического материализма XVIII вв. Развитие эксперимента сделало возможным теоретическое обоснование учения о причинности, разработка которого была выдающейся заслугой материализма XVII—XVIII вв. Ф. Бэкон считал, что наука способна властвовать над природой только тогда, когда сама «повинуется» природе, т. е. руководится познанием ее законов. По этому он различает два вида опытов: «плодоносные» — приносящие непосредственную пользу человеку; «светоносные» — дающие познание законов явлений и свойств вещей. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.

Проблема познания в философии Ф. Бэкона q. Объект познания для Ф. Бэкона — природа, Проблема познания в философии Ф. Бэкона q. Объект познания для Ф. Бэкона — природа, задача познания — исследование природы, цель познания — господство человека над силами природы. q. Ф. Бэкон разработал учение о познавательных способностях и методах познания. q. Процесс познания осуществляется в два этапа: 1) осведомление чувств, 2) суждение разума. Однако чувства не все замечают, а иногда и обманывают нас. Разум же, во первых, быстро отрывается от данных чувств и, во вторых, многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Ф. Бэкон называет «идолами» . «Призраки» ( «идолы» ), которые препятствуют человеку получить истинное знание, делятся на врожденные заблуждения людей ( «призраки рода» и «призраки пещеры» ) и приобретенные заблуждения ( «призраки рынка» и «призраки театра» ). § «Призраки рода» — заблуждения, обусловленные общей для всех людей природой. § «Призраки пещеры» — заблуждения, которые присущи не всему человеческому роду, а только отдельной личности. § «Призраки рынка» — заблуждения, возникающие в следствии неточного, неправильного употребления слов. § «Призраки театра» — заблуждения, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. q. Знание этих заблуждений помогает избежать ошибок. q. Науке присущи два метода исследования: метод догматический и метод эмпирический. К первому относятся «путь паука» — получение знаний из «чистого разума» , т. е. рационалистическим путем, и «путь муравья» — получение знаний исклю чительно посредством опыта. Оба эти пути несовершенны. К эмпирическому методу относится «путь пчелы» . Следуя по этому пути, необходимо собрать все факты, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. q. Истинный путь познания — эмпиризм. Данный путь основывается на индукции (сборе и обобщении фактов, накоплении опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Система классификации наук Основные способности познания ПАМЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ РАССУДОК ИСТОРИЯ ПОЭЗИЯ ФИЛОСОФИЯ Гражданская Описательная Система классификации наук Основные способности познания ПАМЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ РАССУДОК ИСТОРИЯ ПОЭЗИЯ ФИЛОСОФИЯ Гражданская Описательная Естественная Драматическая Учение о природе Повествовательная Учение о человеке Индуктивная Учение о Боге Параболическая (басни) Физика абстрактов Физика конкретов Математика

n n n ТОМАС ГОББС (1588 1679) ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. n n n ТОМАС ГОББС (1588 1679) ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Основные работы: «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «Левиафан» (1651)

Общая характеристика философии Т. Гоббса q. Ф. Бэкон —родоначальник английского материализма, Т. Гоббс продолжатель Общая характеристика философии Т. Гоббса q. Ф. Бэкон —родоначальник английского материализма, Т. Гоббс продолжатель и систематизатор бэконовского материализма, которому придал законченную механистическую форму. Другая отличительная черта философии Т. Гоббса — ее социальная направленность, ибо проблема общества и государства, по его мнению, главная в философии. q. Материализм Т. Гоббса основывается на следующих положениях: первоначальное, основное есть материя или тело; материя не создается и не исчезает; движение тел происходит по механическим законам; дух, разум, мышление имеют своих носителей — телесные вещи; мыслит материя, телесный орга низм, а не какая то отличная от него субстанция. q. Познание осуществляется посредством «идей» (чувственных представлений). Источник идей — чувственные восприятия внешнего мира. Идеи перерабатываются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Отсюда познание осуществляется главным образом благодаря чувственному восприятию (эмпиризм). В познании возможно одновременное использование как индукиии, так и дедукции. q. Теория общества и государства представлена в работе «Левиафан» ( «Чудовище» ), где обосновывается идея, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Государству, по мнению Т. Гоббса, предшествовало «естественное состояние» людей, которое характеризуется отсутствием собственности. Государство возникает тогда, когда на местественного права действует закон (веление разума или правовой разум). Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение которой должно быть безусловным. Лучшая форма — абсолютная монархия. q. Человек создал государство. Отсюда у Т. Гоббса сопоставление государства с человеком: душа государства верховная власть, его суставы судебные и исполнительные органы, нервы награды и наказания, память советники, разум — справедливость и законы, здоровье. — гражданский мир, болезнь — смута, смерть — гражданская война.

ДЖОН ЛОКК (1632 1704) развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса, и ДЖОН ЛОКК (1632 1704) развил многие философские идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса, и прежде всего сенсуалистичес кую теорию познания. Основное сочинение: «Опыт о человеческом разуме» (1690)

Общая характеристика философии Джона Локка n n n Дж. Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма Общая характеристика философии Джона Локка n n n Дж. Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма (sensus — чувство, ощущение) происхождение всех знаний из чувственного восприя тия внешнего мира. В уме человека нет никаких врожденных идей. Поэтому, по мнению Дж. Локка, познание человека есть прежде всего чувственное познание; оно берет свое начало из ощущения. Отсюда единственным источником всех идей является опыт. Опыт распадается у Дж. Локка на внешний и внутренний. Объект первого — внешний мир, объект второго — деятельность самой души. Первый служит основой чувственного познания, ощущения, второй — рефлективного познания. Из этих двух источников мы черпаем все наши идеи. В основе знания лежат простые идеи. Так, посредством идей ощущения человек воспринимает качества вещей. Эти идеи Дж. Локк делит на идеи первичных качеств и на идеи вторичных качеств. Первичные качества присущи самим предметам (плотность, протяженность, фигура, движение, число). Вторичные качества не присущи самим предметам (цвет, свет, запах, вкус, звук). Простые идеи — это материал для знания, но не само знание. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования из простых идей образуются сложные и об щие идеи (модусы, субстанции и отношения). По степени значимости для зна ния идеи делятся на ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. В отношении достоверности существует два вида знания: бесспорное (досто верное) и вероятное (мнение). По степени точности Дж. Локк различает три вида достоверного знания: созерцательное (непосредственное, или интуитив ное), демонстративное (доказательное, или доказывающее) и чувственное, т. е. достигаемое посредством чувств. В понимании материи Дж. Локк впервые выдвинул идею о государстве, построенном на основе разделения властей на законодательную, исполнитель ную(в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

n n n БЕНЕДИКТ (БАРУХ) СПИНОЗА (1632 – 1677) великий голландский мыслитель, последователь Рене n n n БЕНЕДИКТ (БАРУХ) СПИНОЗА (1632 – 1677) великий голландский мыслитель, последователь Рене Декарта, яркий представитель европейского рационализма. Основные сочинения: «Этика» (1677)

Философия Б. Спинозы СУБСТАНЦИЯ Природа, которая есть причина самой себя, т. е. не нуждается Философия Б. Спинозы СУБСТАНЦИЯ Природа, которая есть причина самой себя, т. е. не нуждается для своего существования ни в чем другом. Единая субстанция (Природа Бог) и ее атрибуты (всеобщие свойства) составляют naturans, т. е. природу производящую, модусы же naturata, т. е. природу произведенную. Natura naturans выражает единство Мира, naturata — его многообразие. Это две стороны одной и той же Природы. Атрибут мышления (всеобщее свойство субстанции) Атрибут протяженности (всеобщее свойство субстанции) Бесконечный модус движение Модусы Человек как модус субстанций Тело Душа Бесконечный модус – разум Модусы

ПОЗНАНИЕ Способы познания: • Знание, которое получают понаслышке (метод религии). • Знание, опирающееся на ПОЗНАНИЕ Способы познания: • Знание, которое получают понаслышке (метод религии). • Знание, опирающееся на чувственное восприятие внешнего мира (недока зуемое, недостоверное, неполное). • Знание, основывающееся на уме (достоверное, доказуемое посредством логических операций). • Знание, опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством (интуиция), является истинным и представляет собой результат «познания в чистом виде» , непосредственно исходящего из разума.

ЭТИКА Разум и различные комбинации трех первичных аффектов (радость, печаль, вожделение) образуют все многообразие ЭТИКА Разум и различные комбинации трех первичных аффектов (радость, печаль, вожделение) образуют все многообразие психической жизни человека. Человек руководствуется не моральным законом добра и не отвращением от зла, а только стремлением к самосохранению и к собственной выгоде.

Философия Р. Декарта n РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 1650) французский философ, математик, основоположник новоевропейского рационализма. Философия Р. Декарта n РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 1650) французский философ, математик, основоположник новоевропейского рационализма. Основные труды: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644)

q q 1) 2) 3) Цель учения Р. Декарта: найти способ отличать истинное знание q q 1) 2) 3) Цель учения Р. Декарта: найти способ отличать истинное знание от ложного. Источником истины может быть исключительно разум. В этом положении суть рационализма Р. Декарта и всего европейского рационализма Нового времени. По словам Р. Декарта, половина его философии сводилась к следующим положениям: в отыскании истины следует руководствоваться только разумом; надо отвергнуть все прежние знания, не проверенные разумом; открыть истину можно, только правильно применяя разум, т. е. располагая эффективным методом.

q 1) 2) 3) 4) Основоположения своего рационалистическо дедуктивного метода Р. Декарт сформулировал в q 1) 2) 3) 4) Основоположения своего рационалистическо дедуктивного метода Р. Декарт сформулировал в четырех правилах: принимать за истину доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; расчленять сложную проблему на более простые задачи; последовательно переходить от доказанных вопросов к недоказанным; строго соблюдать последовательность, не пропускать ни единого звена в логической цепи исследования. Используя такой метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

q Философию Р. Декарт уподобляет дереву. Корнем является метафизика (философское учение о первоначалах всего q Философию Р. Декарт уподобляет дереву. Корнем является метафизика (философское учение о первоначалах всего существующего), стволом физика, а ветви и крона — остальные науки (медицина, механика, этика и т. п. ). Науки не могут сформироваться до и без метафизики. Поэтому весьма важно отыскать первое начало самой метафизики. Для отыскания этого первоначала Р. Декарт разработал специальную процедуру, которая представляет собой «картезианское» (латинизированное имя Р. Декарта — Картезий; Renatus Cartesius) сомнение.

q «Картезианское сомнение» предлагает усомниться абсолютно во всем. Сомнение начинать надо с того, что q «Картезианское сомнение» предлагает усомниться абсолютно во всем. Сомнение начинать надо с того, что «обманывает» прежде всего. Таковы наши чувства, образы (воображение) и понятия. Тогда усомнимся и в собственном существовании. Но отбросить собственное существование мы не можем. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. А сомнение это наша мысль. Отсюда и знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Картезианское сомнение – не скептицизм, а его противоположность — утверждение рационального познания.

Дуализм Р. Декарта ИСТИННАЯ СУБСТАНЦИЯ БОГ Два первоначала Материальная субстанция Нематериальная субстанция Дуализм Р. Декарта ИСТИННАЯ СУБСТАНЦИЯ БОГ Два первоначала Материальная субстанция Нематериальная субстанция

Основное свойство Бога ПРОТЯЖЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ Материализм Основное свойство Бога Идеализм Физика: механистична Метафизика: «Я Основное свойство Бога ПРОТЯЖЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ Материализм Основное свойство Бога Идеализм Физика: механистична Метафизика: «Я мыслю, стало быть, я существую» Космология: Вселенная изменчива, имеет свою историю Метафизика: *истинная субстанция (Бог) *духовная субстанция *материальная субстанция Космогония: идея естественного развития Солнечной системы Физиология: человек как сложная система, повину ющаяся законам механики Дуализм Методология — рационалистическая дедукция Психология — учение о нематериальности души (Бог соединил душу с телом)

n n ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685 – 1753) – английский философ Нового времени. Представитель субъективного n n ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685 – 1753) – английский философ Нового времени. Представитель субъективного идеализма. Основные труды: «Трактат о началах человеческого знания» (1710), диалог «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713)

Общая характеристика учения Дж. Беркли Ø Цель философии Дж, Беркли защита религии философскими аргументами Общая характеристика учения Дж. Беркли Ø Цель философии Дж, Беркли защита религии философскими аргументами и опровержение материализма. Для этого учение эмпиризма и сенсуализма он трактует в идеалистическом духе.

Ø Первый шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе критики учения о Ø Первый шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе критики учения о материи. Он утверждает, что в опыте человек имеет дело дашь с единичными вещами, что же касается общих (всеобщих) понятий, то они суть лишь имена. Общие (всеобщие) понятия невозможны, следовательно, невозможно и предельно общее (всеобщее) понятие материи. Это понятие (как и понятие субстанции) — «фикции ума» . Отсюда и вывод: философия и наука невозможны, так как основываются на ложных понятиях, какими являются понятия «материя» , «субстанция» и т. п.

Ø Второй шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе утверждения о том, Ø Второй шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе утверждения о том, что вещи, единичные предметы, в реальности которых никто не сомневается, суть не что иное, как модификации человеческого сознания, комбинаций ощущений. То, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность восприятий ума. Быть значит быть воспринимаемым (esse percipi). Так Дж. Беркли приходит к крайнему выводу субъективного идеализма, отождествляющему предмет с ощущением: «В действительности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга» .

Ø Реально существует сознание, в котором Дж. Беркли различает «идеи» и «души» . Идеи Ø Реально существует сознание, в котором Дж. Беркли различает «идеи» и «души» . Идеи – это качества, данные в субъективном восприятии человека. Души воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. Идеи — пассивны, души — активны. Этим различием он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается восприятие.

Ø Начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Дж. Беркли ограничивает свое идеалистически Ø Начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Дж. Беркли ограничивает свое идеалистически сенсуалистическое учение и приходит к признанию сверхприродной духовной силы Бога, делая шаг к объективному идеализму.

Учение Дж. Беркли об идеях Учение субъективного идеализма основной принцип «Существовать – значит быть Учение Дж. Беркли об идеях Учение субъективного идеализма основной принцип «Существовать – значит быть воспринимаемым» (Esse est percipi)

 «Идеи» Духовное бытие (сознание) «Идеи» , воспринимаемые человеком, субъективные качества пассивны и совершенно «Идеи» Духовное бытие (сознание) «Идеи» , воспринимаемые человеком, субъективные качества пассивны и совершенно не зависят от человека • «Идеи» не копии вещей • «Идея» сходна только с «идеей» • Все наши «идеи» являются либо ощущениями, либо воздействиями разума на ощущения • «Идеи» извне — ощущения • «Идеи» изнутри — мысли Вещи всегда существуют как сумма «идей» в уме Бога «Души» деятельны, активны, обладают способностью воспринимать «идеи» Все «идеи» существуют только в душе (как мысли, ощущения) Бог «вкладывает» в сознание субъектов содержание ощущений, возникающих у них при созерцании мира и отдельных вещей Объективный идеализм

Познавательные способности человека Память История как описание фактов, в том числе естественная и гражданская Познавательные способности человека Память История как описание фактов, в том числе естественная и гражданская Рассудок Воображение Теоретические науки, или "философия" в широком смысле слова. Поэзия, литература, искусство вообще. В том числе "первая философия", или собственно философская наука в составе: "Естественная теология", т. е. косвенное познание бога через факты природы. Собственно "философия человека" в составе психологии, логики (теория познания), этика. "Антропология", (учение о человеке в составе: "Философия природы" и примыкающая к ней практическая дисциплина "естественная магия". "Гражданская философия" т. е. политика.

Философия Д. Юма n n ДЭВИД ЮМ (1711 1776) английский философ, историк, экономист и Философия Д. Юма n n ДЭВИД ЮМ (1711 1776) английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма; предшественник позитивизма. Основное сочинение: «Трактат о человеческой природе» (1739)

Общая характеристика философии Д. Юма ü В центре теории познания Д. Юма проблема соотношения Общая характеристика философии Д. Юма ü В центре теории познания Д. Юма проблема соотношения элементов чувственного опыта (восприятий — perceptions). Первичными восприятиями он считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). На основе внешнего и внутреннего опыта возникают простые идеи, т. е. образы памяти и воображения, основанные на прошлом опыте. Проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений Д. Юм заменил проблему отношения бытия и духа, которую считал теоретически неразрешимой.

ü Действительность — это поток «впечатлений» . Причины, порождающие в нас эти «впечатления» , ü Действительность — это поток «впечатлений» . Причины, порождающие в нас эти «впечатления» , принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Человек не в силах выйти за пределы своих ощущений и понять что либо вне себя. Нам доступны лишь ощущения, упорядочивать и систематизировать которые призвана наука. Что стоит за нашими ощущениями, по мнению Д. Юма, — неизвестно.

ü Предметы, по мнению Д. Юма, есть совокупность восприятий ума (у Дж. Беркли — ü Предметы, по мнению Д. Юма, есть совокупность восприятий ума (у Дж. Беркли — «совокупность ощущений» ). Ум людей активен и имеет способность «рассматривать» явления мира через призму причинно следственных связей. Однако, хотя наш ум формирует причинно следственные связи, в реальности их нет и они нам неизвестны. Все вышеизложенное и составляет суть агностицизма Д. Юма.

ü ü В онтологии (учении о бытии) он отрицает существование категории субстанции и сводит ü ü В онтологии (учении о бытии) он отрицает существование категории субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств. В космологии Д. Юм критикует все космологические теории. Психическую жизнь Д. Юм сводит к непрерывной смене представлений, или перцепций. В этике, или учении о морали, он развивает теорию утилитаризма, усматри вая в полезности критерий нравственных поступков. Д. Юм отвергает всякое богословие, а также философское учение о Боге. В социологии он противник буржуазных договорных концепций происхождения государства и считает, что общество возникло от разрастания семей, а политическая власть позднее, из института военных вождей. Вернуться к оглавлению