Философия Нового времени.ppt
- Количество слайдов: 23
Философия Нового времени. Эпоха Просвещения.
Ф. Бэкон (1561 -1626) l Главная идея учения – необходимость познания природы и подчинения ее власти человека. l «Знание – сила» . l Сформулировал понятие материи как всеобщей основы мира, бесконечной совокупности вещей.
Истина религиозная и научная. n n n Основной труд – «Великое восстановление наук» ( «Новый Органон» ) Для возрождения и развития науки следует очистить разум от заблуждений Заблуждения – это идолы или призраки человеческого разума
4 вида идолов разума: § 1) Идолы рода – находят основание в самой природе человека; § 2) Идолы пещеры – происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, из воспитания, привычек, случайностей; § 3) идолы площади – возникают вместе со словами и именами; § 4) идолы театра – из догматов философии и неправильных научных теорий.
3 пути познания: • «путь паука» - чистый рационализм • «путь муравья» - накопление эмпирических данных без их осмысления; • «путь пчелы» - сочетает достоинства первых двух путей и исключает их недостатки
Эмпиризм направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.
Рационализм направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.
Р. Декарт (1596 -1650) «Рассуждения о методе» , «Начала философии» . Сотворенный мир состоит из двух субстанций: духовной и материальной. Главный атрибут духовной субстанции – мышление. Главный атрибут материальной субстанции – протяженность.
В человеке соединяются две субстанции 1) В поисках истины нужно руководствоваться только разумом, чувствам доверять нельзя 2) Надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить новые идеи, проверенные разумом. 3) Отыскать истину можно, только правильно применяя разум.
Главенствующая роль в познании отведена дедукции – движению от общего к частному.
Д. Локк (1632 - 1704) n n n Опыт внешний и внутренний. Источник внешнего опыта – объективный материальный мир. Самый достоверный род познания – интуиция. С помощью интуиции познаем бытие. Теория абстрагирования.
Д. Беркли (1685 - 1753) n n n Нет абстрактных общих идей Бывают частные идеи. Существование вторичных и первичных качеств предметов обусловлено нашим восприятием. «Быть – значит быть воспринимаемым» Вещи продолжают существовать в силу того, что их может воспринимать другой человек.
Д. Юм (1711 - 1776) • Основа процесса познания – опыт. • Человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. • Основные элементы опыта: восприятие (перцепции)впечатлений и идей. • «впечатления ощущения» и «впечатления рефлексии»
Пантеизм философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа» , при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.
Б. Спиноза (1632 - 1677) n Мир – единая субстанция. n «Богословский политический трактат» , «Этика» . n Центральная идея – пантеизм. n Отличал мир отдельных конечных вещей – модусов. n Модусов бесчисленное множество.
= Человек – существо, в котором модусу протяженности соответствует модус мышления – душа. = Телесное и идуховное не зависят друг от друга. = Человеческая воля не в состоянии чтото изменить.
Г. Лейбниц (1646 - 1716) n «Монадология» n Субстанция делится на бесконечное множество – монады. n Монады вечны и неуничтожимы. n Свойства монад: деятельность, движение и стремление к восприятию. n Неделимые монады – сущность всей вселенной.
Монады по уровню сознательности: n Монады «нижней ступени» n Монады «средней ступени» n Высшие монады (монады-духи) Монады – микрокосм, бесконечно малый мир.
Г. Гроций (1583 - 1645) n Возникновение общества объяснил природой человека. n Родоначальник концепции естественного права и общественного договора. n Чтобы гарантировать естественные права учреждают государство.
Т. Гоббс (1588 - 1679) n n «Левиафан» По природе человек - существо разумное. «война всех против всех» «естественное право на все»
Ж. -Ж. Руссо (1712 - 1778) § Против религии таковой. § Предлагал создать «гражданскую религию» § Главная причина противоречий – частная собственность. § В идеальном обществе все должны обладать равными правами.
Сенсуализм Направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.
Скептицизм философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышление, особенно сомнение в надежности истины.
Философия Нового времени.ppt