история философии.pptx
- Количество слайдов: 26
Философия Нового времени Эпоха научных революций, наука занимает особую роль в жизни общества, происходит ее бурное развитие, в первую очередь – ключ к раскрытию тайн мироздания, идея причинности получает математическое обоснование, особая роль отводится эксперименту (И. Ньютон) Более углубленное изучение природы, принципы научного мышления выходят за пределы отдельных отраслей знания человека и опора на науку Формирование теории « » Возникновение двух противоположных течений по вопросам познания мира – – Ф. Бэкон – Р. Декарт – отказ от субъективной оценки мира, в центре которого находится человек
Ф. Бэкон (1561 -1626) Основу познания составляет чувственное познание, мы познанием мир посредством наших ощущений: « » Основанность знания на опыте, философия носит практических характер – господство человека над природой, «подчиняясь ее законам» , переход от философии слов к философии дела Основной девиз - « » ( «природа побеждается только подчинением ей» ) Применял познания (аксиомы – новые эксперименты) «Новый органон» – поиск новых методов познания в науки (методология) Для достижения достоверного знания сознание должно быть свободно от ложных « » ( «призраки» рода – суждение о природе по аналогии с жизнью людей, пещеры – ошибки индивидуального характера, рынка – использование расхожих мнений без критики, театра – вера в авторитеты) Наука делится на философию (истина разума) и теологию (истина веры) Эмпирики – муравье, собирают и потребляют, рационалисты – пауки, ткут паутину из самих себя, а средний путь (пчелы) – добывает пыльцу и превращает ее в мед.
Р. Декарт (1596 -1650) В основе познания лежит разум (рациональная интуиция), а опыт – это практическая проверка данных интеллекта Разрабатывал универсальный , признавал существование врожденных идей в уме, определяющие результаты познания , первоначальный импульс которой был дан Богом, но дальнейшее развитие определяется самостоятельной творческой силой Движение внешнего мира механическое, а явления внутреннего мира рассматриваются с позиции рассудочного самосознания – (существование 2 -х независимых субстанций - материальной и духовной) Основная субстанция – Бог, он обладает атрибутами , все остальное – производное, т. е Врожденные идеи – идея Бога, большинство основание математики и логики Метод методологического как способ получения достоверного знания (сомнение в теориях, ощущениях, но не в самом мышлении) принцип Правила метода (ясность мышления, расчленение знания, систематизация и периодизация)
Дж. Локк (1632 -1704) - знания черпаются из опыта, ощущений Внешние восприятия (ощущения), и внутренние восприятия (рефлексия) Против идеи врожденного знания, при рождении у человека нет готовых идей, он есть чистая доска ( ) для написания знаний в течении жизни, мы воспринимаем простые идеи, чувственные впечатления, в результате рефлексии формируются сложные идеи (идеи находятся в уме, а вещи вне нас) – согласованности идеи , которые есть действия предметов на наши органы чувств (форма, протяженность, т. е. идеи, существуют в самих вещах) (вкус, цвет, запах – действия на нас вещей)
Т. Гоббс (1588 -1679) Цель философии – создание сильного правительства, которое обеспечит мир и порядок. Философия – учение о движении (в мире действует механическая причинность, цель не важна) Сравнивал общество с часами (разбираем и собираем по частям) – анализ и синтез Когда еще нет государства, то преобладает естественное (природное) состояние жизни – « » (страх, соперничество, стремление к славе) Теория (договор между индивидами, государство существует для индивидов, само по себе не ценно)
Лейбниц (1646 -1716) Мир – огромное количество постоянно меняющих свое состояние монад ( «единиц» ), способных к восприятию, сознанию (это некая «деятельная сила» ) сила Монада – простая, неделимая, самодостаточная сущность, монады не взаимодействуют с внешним миром, они сотворены Богом и сам Бог – монада. Принцип (монады независимо гармонично изменяются): низшим монадам присущи смутные представления (неорганический мир, растения), у животных есть ощущения, у человека – понимание, осмысление Пространство – порядок взаимного расположения индивидуальных тел, а время – порядок сменяющихся явлений
Дж. Беркли (1685 -1753) Восприятие вещи – это комплекс ощущений и восприятий ( « » ) либо человеком, либо Богом, мир в нашем восприятии – единственный мир Мы не можем познать самой сути вещи, а воспринимаем лишь свойства вещей (пример с вишней) Развивает идею относительности наших восприятий, их зависимость от состояния субъекта Идея существования Бога как вечного созерцателя позволяет ему избежать солипсизма
Д. Юм (1711 -1776) На вопрос о существовании мира философ отвечал: «Не знаю» , ибо человек не может выйти за пределы своих ощущений и понять что-то вне себя Опыт – это поток впечатлений, причины которых непонятны Опытное знание не может быть достоверно, т. к. не обосновывается логически Следствие не выводится из природы причины, т. к. нельзя логически доказать последовательность впечатлений – значит невозможно познание объективного характера причины, но есть субъективная причинность Часто источником знания становится не знание, а вера (как уверенны в восходе солнца)
Философия Просвещения Все должно предстать перед судом разума! Культ науки и прогресс человечества Имей мужество мыслить самостоятельно! Просвещение народных масс Борьба против пропасти между бедными и богатыми Принцип равенства как требование здравого смысла «Человек – машина» (Ламетри) Издание энциклопедий научного знания Личные качества человека зависят от окружающей среды, поэтому пороки – это также результат влияния среды, поэтому для избавления от них необходимо преобразовать окружающую общественную среду
Основные представители Вольтер (ввел в научный оборот термин «культура» ) Жан-Ж. Руссо (выражал призыв - назад к природе, цивилизация испортила человека, развивал теорию общественного договора, но в отличие от Гоббса клал в основу отношений между людьми не вражду, а дружбу и гармонию) Д. Дидро (изучал вопросы биологии, душа – продукт единства организма) Ш. Монтескье (географический детерминизм) П. Гольбах ( – все то в объективной реальности, что, воздействуя на наши органы чувств, вызывает ощущения) К. Гельвеций
И. Кант (1724 -1804) (до 1770 г. ) – интерес к естественнонаучным и натурфилософским темам (история Земли, природа землетрясений, теория неба, картина развивающейся Вселенной из материи), научные законы не могут объяснить феномен целесообразности жизни, поэтому не возможно обойтись без понятия Бога (мир не есть случайность), обращается к вопросу границ человеческого познания – метод критического философствования , т. е. исследование границ познания (коперниканский переворот – познавательные способности человека каким-то образом определяют вещи, здесь велика роль воображения)
Теория познания Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания – воспринимаемые явления вещей (мир явлений, составляющий содержание нашего опыта) – (вещи сами по себе, умопостигаемая , не данная в опыте сущность) – непознаваемая часть мира, вызывают у нас хаос ощущений, которые упорядочиваются разумом Мы познаем мир не сам по себе, а как он нам является Высшая познавательная способность – рассудок как способность создания правил (основоположений) Познание – взаимодействие рассудка и чувств Разум – способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога) Трансцендентальная философия (выходящий за пределы) – априорные познавательные формы, организующие познание При попытке постигнуть сущность вещи разум впадает в противоречия – (сущность «вещи в себе» лишь частично высвечивается в явлении)
Категории Канта Категории (чисто логические формы, характеризующие чистое мышление) даны человеку до всякого опыта – априорные формы (условия возможности явлений) Категории Единство, множество, целокупность (категории количества) Реальность, отрицание, ограничение (категории качества) Субстанция, причина, взаимодействие (отношения) Возможность-невозможность, существованиенесуществование, необходимость-случайность (модальности) Категории – идея свободы, души, Бога
Антропология Канта Человек – самый главный предмет в мире (высшая ценность бытия и цель сама по себе), ибо у него есть самосознание, что делает его личностью Эгоизм – природная способность человека, победить которую может только разум Способности человека: познание, чувство удовольствие и неудовольствия, способность желания Гений – высший уровень дарования
Этика Канта Свобода – необходимое условие морального закона Моральный долг – желание добра ради него самого, а не чего-то другого (добрая воля имеет цель сама в себе) Нравственный закон, не обусловленный внешней целью – « » «Две вещи наполняют душу благоговением – звездное небо надо мной и моральный закон во мне» Долг - центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой Религия – нравственное единение людей
Г. В. Ф. Гегель (1770 -1831) Представитель объективного идеализма (идея абсолютного духа), единство бытия и мышления Мировой разум – идея, движущая мировым процессом и раскрывающая себя в нем (мышление +самопознание) В основе лежит синтез противоположностей (триада) – тезис (логика) –антитезис(природа)-синтез(дух). Этапы самопознания мирового разума: пребывание абсолютной идеи в собственном лоне (чистое мышление, т. е. – это законы и категории, развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений , развитие идеи в истории человечества (история ). На последнем этапе идея возвращается к себе и постигает себя в форме человеческого самосознания – панлогизм ( все есть мысль) Диалектический принцип: сущность является, явление существенно (против «вещи в себе» ), все находится в развитии Развитие происходит не по кругу, а от низших форм к высшим (переход количества в качество), источник развития противоречия, действительность – цепь диалектических переходов
Логика Гегеля Логика – формы абсолютного мышления или сам Абсолют (бытие + ничто = становление , качество + количество = мера) Истинное понятие содержит 3 момента – единичность, особенность, всеобщность – закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количества в качество и закон отрицания
Философия духа Состоит из трех частей: философия субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа – антропология, феноменология, психология изучает формы социального бытия человека (мораль + право = нравственность, семья + семья = гражданское общество) История – самораскрытие мирового духа помимо воли людей (движение человечества к осознанию и реализации свободы), «хитрость» мирового разума направляет вектор движения в нужную сторону (в истории происходит соединение случайности и необходимости Всемирная история – познание мировым духом самого себя (восточный мир – отсутствие свободы, греческий – «прекрасная индивидуальность» , римский – «абстрактная всеобщность» , германский – полная свобода) – искусство (художественные образы), религия (представления), философия (понятия) Искусство – символическое (образ и предмет не связаны), классическое (сочитание), романтическое (невыразимость идеи в образе) – эпоха, схваченная в мысли и высшая форма знания об Абсолюте
Л. Фейербах (1804 -1872) – понимание человека как высшего продукта природы и неразрывно связанного с ней, дух вторичен, первична природа « » (религия – продукт человеческого невежества, отчуждение человеком своей собственной сущности – попытка найти в природе бога, и чем более совершенен бог, тем менее совершенен человек - религия превратила человека в сосуд греха) Человек стал понимать, что бог – это сущность человека, помещенная на небо и происходит преодоление отчуждения человека от самого себя, сущность человека возвращается к нему самому – это отказ от религии и становление религии человека Человек становится богом для другого человека, в основе лежит чувство любви, мышление вторично по отношению к чувствам « »
Материалистическая философия – наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления Общественное бытие определяет общественное сознание Классовая борьба – движущая сила развития общества, развитие общества – процесс естественноисторический, выступал против угнетения рабочего класса Основу развития составляют общественно-экономические отношения Способ производства: производительные силы + производственные отношения Создал теорию общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая), где каждой из них присущ свой способ производства Понятие экономического базиса и надстройки Действительность – многообразие форм движения материи – объективная реальность, данная нам в ощущениях
Русская философия Предпосылки: языческий уклад Руси( мифология славян, идеи пантеизма), христианизация Руси в X в. и знакомство с культурой Византии и греческой философией, формирование идеи политического единства Руси, образование русской национальности. Приобщение к мировой культуре требовали осмысления места и роли русской культуры, создание своей философской картины мира Источники: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (рассматривались вопросы богопознания и особенности русского народа), «Слово о полку Игореве» (12 в. ), «Повесть временных лет» (11 -12 вв. ) – развитие идеи о том, откуда пошла русская земля, в 15 в. появляется идея «Москва – третий Рим» монаха Филофея, 17 в. – русские просветители Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов Основные вопросы: о смысле и целях истории, о человеческой природы, о его судьбе и жизненном пути, обусловленном духовными стремлениями, развитие идеи
Основные представители М. В. Ломоносов (корпускулярная теория) Славянофилы и западники (определение пути развития России) Л. Н. Толстой (этика ненасилия) Ф. М. Достоевский (природа души человека) В. С. Соловьев (идея всеединства, Софии – мировой души, соборности) Н. А. Бердяев (идея свободы и творчества) Русский космизм (Вернадский, Чижевский Циолковский) Русская философия 20 в. П. Флоренский, Л. Шестов, С. Булгаков
Постклассическая философия конец 19 в. -начало 20 в. Отказ от философии абстрактного разума, от рациональной философии, от понятия философии как всеобщей науки Появление 2 -х основных направлений в философии: – критика науки, рассмотрение внерациональных способов постижения бытия, направленность на ненаучный, а индивидуальный, личностный, интуитивный характер философского мировоззрения, наука не является эталоном для других форм познавательной деятельности, отношения человека с миром носят не S-O парадигму, а ценностную, философия исследует систему ценностей в мире. – научное знание – наивысшая культурная ценность, придание философии статуса научной деятельности, рассмотрение ее с позиции строгого логического знания , философия должна отвечать критериям научности и анализировать научное познание, абсолютизация разума, мышление – это единственный критерий определения объекта
Сциентизм - единственный критерий истины – достижение практического результата (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи) (О. Конт, Дж. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап) - философия должна стремиться к познанию действительных законов, явлений, объяснение этих явлений и установление связей между ними, выявление критериев познания (постпозитивизм – К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) – поиск методов проверки знания - анализ языковых структур (Ж. Лакан, М. Фуко, К. Леви-Стросс) наука о чистом сознании (Гуссерль)
Антисциентизм - жизнь дана нам в нашем самосознании (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон) - воля – это абсолютное начало, мир – это воля и представление(А. Шопенгауэр) - философия – это рефлексия, в основе ее лежит вопрос о смысле бытия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр) - искусство толкования текстов (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х. Гадамер) - философия – это не теория, а мыслительный процесс (Лакруа, И. Шмуккер. Гартман) -поиск сущности человека (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делез, Р. Барт