13- Новое время - Декарт.pptx
- Количество слайдов: 32
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1
Новое время – новый тип сознания – все открыто для преобразования, изменения. Противоречивое сознание, которое направляется на тоже противоречивую реальность, создателем которой является человек. Мироздание противостоит человеку но в то же время отрываются возможности познания этого мира. 2
Р. Декарт – основы рационалистической традиции– альтернатива эмпиризму Задача: Ø Ø Ø найти единый метод познания, что бы господствовать над природой усовершенствовать средства производства, изобретение новых технических средств, расширение и углубление знание человека об окружающем мире Ø использовать эти знания для извлечения максимальной выгоды из природы для человека и т. п. Ясная и глубокая формулировка основных интуиций и допущений 3
Рене Декарт (1596 – 1650) французский математик, философ, физик и физиолог создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики автор метода радикального сомнения в философии механицизма в физике предтеча рефлексологии. 4
Основные труды: «Рассуждение о методе» «Размышления о первой философии» «Начала философии» «Страсти души» и др. 5
Отправная точка философствования проблема достоверности знания. ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания В своих рассуждениях идет от разума способности человека правильно судить и, отличать истину от лжи, следовательно нужен правильный метод. 6
Отклоняет авторитет как свидетельство истины Высочайшая надежность и привлекательность математических доказательств. Их ясность и отчётливость - связывает с радикально глубокой работой анализа. 7
В результате сложные проблемы удаётся разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно Располагая такими очевидными истинами, можно уверенно проводить доказательства, относящиеся к сложным и заведомо неясным случаям. 8
Научный метод, который применяется в физике, математике и иных науках использовав его можно значительно продвинуть вперёд сам познавательный процесс. Дедукция - выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. 9
Смысл философского гносеологического метода: в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приёмы, получить новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод - разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. 10
Правила для руководства ума: * очевидности * анализа * синтеза * контроля 11
очевидности q v – не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои рассуждения только то, что представляется уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; 12
* анализа – разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего её разрешения; 13
* синтеза – располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют другу. 14
* контроля – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь все охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. 15
Продуманный так метод следовало применить теперь собственно к философскому знанию Первая проблема - обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания. 16
Методическое сомнение - только с его помощью можно отыскать истины - усомниться в которых невозможно. Нужно усомниться во всем. В мире существует множество вещей и явлений, которые непонятны человеку - есть ли они? Каковы их свойства? Абсолютно в любой вещи, в любом явлении можно усомниться. 17
Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. «Я могу абсолютно во всем усомниться, но в том, что я сомневаюсь – я усомниться не могу» . Сомнение – есть свойство мысли. Если я сомневаюсь, значит, - я думаю, а если я думаю – я мыслю - значит - человек, сомневаясь мыслит. Раз я мыслю – значит, я существую - мыслить может только реально существующий человек. 18
Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. « Я мыслю, следовательно, существую» 19
Справедливость несомненности мышления подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Мышлению отвечает ( для самого мыслящего «Я» ) особая, неустранимая достоверность, заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли для самой себя. Получили лишь одно несомненное утверждение – о самом существовании познающего мышления. 20
В мышлении заключено много идей, некоторые из них обладают высокой очевидностью как идеи разума. В разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир. Как доказать, что это не только идеи разума, не самообман, но и существующее на самом деле? Это вопрос об оправдании самого разума, о доверии к нему. 21
Истинность исходного принципа как знания ясного и отчётливого гарантировано наличием Бога – существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Так как человек излагает некие универсальные положения – он причастен Богу – так как их может выдавать только абсолютная субстанция. Бог вкладывает в нас идеи – мы рождены с идеями 22
У нас есть три вида идей: - от Бога - пришедшие извне -созданные мною Истинные – созданы Богом, эти идеи заложены в нас Богом– их надо развить. 23
Три субстанции: Бог – истинная субстанция, две другие (материальная и мыслящая) – зависят от Бога (самодостаточны лишь по отношению друг к другу) Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. А весь опыт человека свидетельствует о том, что мы существа ограниченные и несовершенные. Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму? 24
Бог - гарант постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму. Возникает вопрос: если Бог вкладывает в меня истинные идеи – почему я заблуждаюсь? – мы несовершенны. Бог дает нам волю: совершать или не совершать? 25
Мы не всегда можем решать правильно (выбор). Сами по себе рассуждения не могут быть истинными или ложными Нам мешает волнение и наше заблуждение. Следовательно, всегда решению воли, должна предшествовать деятельность разума. В человеке – 2 -е сотворенные Богом субстанции, они равноправны, независимы. Человек дуалистичен, он слаб, но может усилить себя посредством метода. 26
Доказательство существования врождённых идей - одно из основоположений рационалистической теории познания. Врождённым характером идей объясняется сам эффект ясности и отчётливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него мы оказываемся способными познавать сотворённые Богом вещи 27
Психофизиологический параллелизм « О страстях души» животные только телесны – они не более чем автоматы. Человеческое тело – тоже автомат. Как происходит взаимодействие тела и духа? Взаимодействие духа и тела происходит ежесекундно Признавая существование 2 -х независимых субстанций, он должен признавать и связь между ними…. Признавал в качестве связующего дух и тело элемента - шишковидную железу, размещающуюся в основании мозга. Человек руководствуется только разумом…. . 28
Строит единую систему наук: Корни- метафизика Ствол – физика Ветви (крона) – механика, медицина, этика. 29
ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА Выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах Стал автором теории дуализма Выдвинул теорию о научном методе и о врожденных идеях Влияние философии Декарта сохранилось вплоть до настоящего времени 30
Вся современная техника возникла благодаря тому, что Декарт поставил людей по отношению к природе на такую позицию, с которой только вообще и открываются возможности полного завоевания природы. Декарт научил людей думать так, что они смогли создать технику. 31
Декарта называют отцом новой философии, т. к. он является основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума 32