Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Вопросы Понятие и эволюция термина Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Вопросы Понятие и эволюция термина

Filosofia_kultury.pptx

  • Количество слайдов: 42

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Вопросы: Понятие и эволюция термина «культура» «Культура» в истории философии Культура и цивилизация. Функции Вопросы: Понятие и эволюция термина «культура» «Культура» в истории философии Культура и цивилизация. Функции культуры Особенности Восточной и Западной культур Место России в диалоге Западной и Восточной культур • Культура и современный мир • • •

Что означает понятие «культура» ? Культура одновременно является и совокупностью ценностей, созданных человеком, и Что означает понятие «культура» ? Культура одновременно является и совокупностью ценностей, созданных человеком, и самим процессом их создания, и условием их интерпретации, усвоения и потребления.

 • • • «Культура» в обыденном языке означает духовную жизнь общества в целом, • • • «Культура» в обыденном языке означает духовную жизнь общества в целом, что подразумевает такие качества, как: образованность, воспитанность, нравственность, такие сферы человеческой деятельности, как: искусство, наука, религия, образование, философия и т. д.

Эволюция понятия «культура» • Термин «культура» (лат. cultura) «возделывание, обрабатывание, уход» . • Первоначально Эволюция понятия «культура» • Термин «культура» (лат. cultura) «возделывание, обрабатывание, уход» . • Первоначально культура понимается как обработка земли, разведение растений и животных. • В трудах знаменитого римского оратора и общественного деятеля, Цицерона (I в. до н. э. ), встречается выражение «cultura animi» — «обработка и совершенствование души» . • Френсис Бэкон прямо говорил о «культуре и удобрении умов» . • На рубеже XVIII XIX вв. началась сложная современная история слова культура.

Понятие «цивилизация» • civis гражданин и civilis принадлежащий, относящийся к гражданину. • Термин «цивилизация» Понятие «цивилизация» • civis гражданин и civilis принадлежащий, относящийся к гражданину. • Термин «цивилизация» стал выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка, т. е. , в принципе, оно получило то же значение, что и слово культура.

 • Слово «культура» в России появилось в Словаре иностранных слов, изданном Н. Кирилловым • Слово «культура» в России появилось в Словаре иностранных слов, изданном Н. Кирилловым в 1845 г. • Культура, согласно В. И. Далю, это «обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать вместо обрабатывать, возделывать, образовать» . • Под цивилизацией (а иногда цивилизованность или civility) стали понимать общее состояние общества или даже уровень воспитания, поведения или манер конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству.

Поворот в интерпретации понятия «культура» Гердер И. Г. • В конце XVIII в. , Поворот в интерпретации понятия «культура» Гердер И. Г. • В конце XVIII в. , в Германии И. Г. Гердер сделал едва ли не решающее нововведение в истории изучения культуры: он заговорил не о культуре, а о культурах.

основные смысловые составляющие слова культура в современных европейских языках • 1) абстрактное обозначение общего основные смысловые составляющие слова культура в современных европейских языках • 1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития как человечества в целом, так и общественных групп и даже отдельных личностей; • 2) обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д. ; • 3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой то группе людей, какому то историческому периоду; • 4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т. д.

Философия культуры. Античность Гиппий софисты выдвинули антиномию природного и нравственного (понимаемого как культурное). Согласно Философия культуры. Античность Гиппий софисты выдвинули антиномию природного и нравственного (понимаемого как культурное). Согласно софисту Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы) «. . . насилуют нас часто вопреки природе»

Философия культуры. Античность Платон, в противоположность софистам, стремился гармонизировать оба начала. Он был уверен, Философия культуры. Античность Платон, в противоположность софистам, стремился гармонизировать оба начала. Он был уверен, что государство (город государство, полис) есть критерий всех ценностей и единственно возможная форма общежития, что понятия индивида и гражданина совпадают, и что сущность человека - это его душа.

Философия культуры. Античность • Киники, прежде всего Антисфен и Диоген Синопский развили линию софистов, Философия культуры. Античность • Киники, прежде всего Антисфен и Диоген Синопский развили линию софистов, доведя ее до логического вывода о Диоген Антисфен необходимости возврата к Синопский природе и простоте изначальных человеческих отношений. • они выступили в качестве первых на европейском континенте критиков культуры.

Философия культуры Средневековья Фома Аквинский В христианстве, прежде всего у Фомы Аквинского, вместо характерной Философия культуры Средневековья Фома Аквинский В христианстве, прежде всего у Фомы Аквинского, вместо характерной для античной мудрости антиномии культуры и природы возникла антиномия культуры и Бога.

Философия культуры Нового времени • В подлинном своем виде философия культуры возникает в XVII Философия культуры Нового времени • В подлинном своем виде философия культуры возникает в XVII в. , в трудах Дж. Вико в Италии, Руссо во Франции и особенно Гердера в Германии. Этих выдающихся мыслителей можно считать подлинными основоположниками философии культуры.

Джамбатиста (Джованни Батиста) Вико • Открыл новые пути в философии культуры, философии истории, заложил Джамбатиста (Джованни Батиста) Вико • Открыл новые пути в философии культуры, философии истории, заложил основы сравнительного исследования мифов и психологии народов. • Его «Новая наука о природе наций» до сих пор остается источником вдохновения для историков и философов. • Вико соединил культуру с историей; после него стало невозможно рассматривать философию культуры в отрыве от философии истории.

Жан-Жак Руссо «Человек рожден свободным, а повсюду он в оковах» ключ к пониманию соотношения Жан-Жак Руссо «Человек рожден свободным, а повсюду он в оковах» ключ к пониманию соотношения природы и культуры, как оно понималось философами Просвещения. Разделил все социальные неравенства на две группы: 1) природные неравенства; 2) неравенства, как он выражался «политического» , а мы бы сказали культурного характера.

 • «Я вижу в человеческом роде два неравенства: одно, которое я называю естественным • «Я вижу в человеческом роде два неравенства: одно, которое я называю естественным или физическим, потому что оно установлено природою и состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств; другое, которое можно назвать неравенством условным или политическим, потому что оно зависит от некоторого рода соглашения и потому что оно устанавливается или, по меньшей мере, утверждается с согласия людей. Это последнее заключается в различных привилегиях, которыми некоторые пользуются за счет других: как то, что они более богаты, более почитаемы, более могущественны, чем другие, или даже заставляют их себе повиноваться» . Руссо Ж. -Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми //Руссо Ж. -Ж. Трактаты. М. , 1969. С. 45.

Гердер И. Г. «Идеи к философии истории человечества» • 1) дал более точное описание Гердер И. Г. «Идеи к философии истории человечества» • 1) дал более точное описание культур и народов; • 2) проанализировал разные культуры как альтернативные ответы на требование приспособления человеческой природы к окружающей среде; • 3) предложил познавать самих себя, т. е. собственную культуру, через познание других культур.

 • открытие понятия культуры стало возможным тогда, когда были открыты культуры (во множественном • открытие понятия культуры стало возможным тогда, когда были открыты культуры (во множественном числе). Открытие культур сделало культуру как таковую предметом научного изучения.

Культура и цивилизация • Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в XVIII XIX Культура и цивилизация • Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в XVIII XIX вв. • Немецкий социолог Ф. Теннис в конце XIX столетия сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от «общины» (Gemeinschaft) к «обществу» (Gesellschaft). • О. Шпенглер, опубликовавший в 1919 г. знаменитую книгу «Закат Европы» , увидел в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада.

Культура и цивилизация В марксистской традиции тоже можно увидеть элементы критики цивилизации, а именно: Культура и цивилизация В марксистской традиции тоже можно увидеть элементы критики цивилизации, а именно: торгашеской буржуазной цивилизации, уничтожающей подлинность человеческих отношений.

Культура и цивилизация Современная точка зрения принадлежит Г. Маркузе. Он противопоставил цивилизацию культуре как Культура и цивилизация Современная точка зрения принадлежит Г. Маркузе. Он противопоставил цивилизацию культуре как жесткую и холодную повседневность вечному празднику, как реальность утопии. Культура для него это плоды работы литературы, искусства, музыки, философии, накапливающиеся и пронизывающие всю историю человечества.

Функции культуры • • Функция приспособления к среде. Познавательная (гносеологическая) функция. Информативная функция. Коммуникативная Функции культуры • • Функция приспособления к среде. Познавательная (гносеологическая) функция. Информативная функция. Коммуникативная функция. Регулятивная или нормативная функция. Оценочная (аксиологическая) функция. Функция разграничения и интеграции. Функция социализации.

Особенности Восточной и Западной культур «Свет — с Востока» Восток — это прежде всего Особенности Восточной и Западной культур «Свет — с Востока» Восток — это прежде всего традиционное общество и традици онный путь развития. Традиция заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

Особенности Восточной и Западной культур • Принято выделять арабо-исламскую, индобуддийскую, китайско-конфуцианскую: • Основной культурной Особенности Восточной и Западной культур • Принято выделять арабо-исламскую, индобуддийскую, китайско-конфуцианскую: • Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды; • Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия» . Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине.

Особенности Восточной и Западной культур • Самоценность человеческой жизни и ее личное своеобразие ничего Особенности Восточной и Западной культур • Самоценность человеческой жизни и ее личное своеобразие ничего не значат. Личность заменена ролью, т. е. место живой личности занимает сословная отвлеченная схема. В ее рамках нет простора для личной воли и личного поступка.

Особенности Восточной и Западной культур • Под термином «Запад» понимают особый тип цивилизованного и Особенности Восточной и Западной культур • Под термином «Запад» понимают особый тип цивилизованного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV – XVII вв. • Одним из важнейших факторов, оказавших влияние на формирование западной цивилизации, была древнегреческая философия. • Вторым фактором, способствовавшим оформлению западного типа культуры, было христианство, где Логос становится Богом.

Особенности Восточной и Западной культур • Не менее важной компонентой, характеризующей духовную жизнь Запада, Особенности Восточной и Западной культур • Не менее важной компонентой, характеризующей духовную жизнь Запада, является демократия. • Демократия — это определенный тип власти. В условиях демократии существуют представительные органы власти и большинство определяет внутреннюю и внешнюю политику страны.

Особенности Восточной и Западной культур • Но достижения западной культуры не абсолютны. Технологический, экономический Особенности Восточной и Западной культур • Но достижения западной культуры не абсолютны. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Частнопредпринимательская деятельность, жесткая конкуренция резко ограничивают сферу сострадания и милосердия, деформируют нравственные принципы братства и уважения к каждой личности.

Место России в диалоге Западной и Восточной культур • • Характерные черты русской культуры: Место России в диалоге Западной и Восточной культур • • Характерные черты русской культуры: соборность, коллективизм, служение своему народу, приоритет общенациональных интересов над личными заботами, антипрагматический настрой

Место России в диалоге Западной и Восточной культур XVIII век – критический период петровских Место России в диалоге Западной и Восточной культур XVIII век – критический период петровских реформ Западники (П. Я. Чаадаев, Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) связывали будущее страны с усвоением и адаптацией исторических достижений стран Западной Европы. Против европеизации, но за диалог с Западом выступали славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин). Они предложили учение о соборности, самодержавии и православии.

Место России в диалоге Западной и Восточной культур • В 1921 г. во взглядах Место России в диалоге Западной и Восточной культур • В 1921 г. во взглядах на место России в диалоге Запада с Востоком сложилась и третья точка зрения – евразийство. Его представители —Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев. Оригинальной чертой евразийства является акцент на Азии, азиатской компоненте России. • Запад скептически относится к претензии России быть европейской державой. Его политики полагают, что Россия в Европе – некое чужеродное тело. Особую неприязнь у них вызывает православие.

Место России в диалоге Западной и Восточной культур Гумилев Л. Н. Только союз с Место России в диалоге Западной и Восточной культур Гумилев Л. Н. Только союз с Востоком позволил русскому народу отстоять свою независимость и не попасть «к немцам на галеры» . Только как евразийская держава и только через евразийство Россия сможет сохранить свою культурную самобытность, политическую и экономическую независимость и избежать американских галер.

Место России в диалоге Западной и Восточной культур • Россия – уникальная страна, в Место России в диалоге Западной и Восточной культур • Россия – уникальная страна, в которой существует самобытная культура, адекватная как географическим условиям, так и ее историческим традициям и национальному характеру русской нации. И для нее неприемлемы ни европейский национализм, ни космополитизм.

Место России в диалоге Западной и Восточной культур • В С. Соловьев резко отзывался Место России в диалоге Западной и Восточной культур • В С. Соловьев резко отзывался о той части русской интеллигенции, которая «вместо образа и подобия Божия все еще продолжает носить образ и подобие обезьяны» и обезьянничает перед Западом, и призывал «восстановить в себе русский народный характер, перестать творить себе кумира изо всякой узкой ничтожной идейки. . . стать равнодушнее к ограниченным интересам этой жизни, свободно и разумно уверовать в другую, высшую действительность»

 • Культура как Запада, так и Востока полна непреходящих духов ных ценностей. В • Культура как Запада, так и Востока полна непреходящих духов ных ценностей. В наше время безостановочно идет процесс интеграции, взаимообогащения культур. Занимая выгодное географическое положение, учитывая свое евразийство и опираясь на богатство своей культуры, Россия способна содействовать диалогу Запада и Востока и внести в этот диалог свой посильный вклад. • Участвуя в диалоге Запада и Востока, Россия сохранит свою само бытность и самостоятельность, свое православное лицо и коллективистские принципы. Только в этом случае ей посчастливится стать образцовым государством как в политико экономическом, так и в научно техническом и культурно нравственном отношениях.

Культура и современный мир • Сегодня культура не пассивное отражение, а активная «форма» реальных Культура и современный мир • Сегодня культура не пассивное отражение, а активная «форма» реальных процессов поведения. • Индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности. • Культура оказывается логически и фактически впереди того, что происходит «в реальности» .

Культура и современный мир А. Тойнби Термин «постмодернизм» возник в 30 е годы в Культура и современный мир А. Тойнби Термин «постмодернизм» возник в 30 е годы в контексте художественной критики, а слово «постмодерн» впервые употребил в 1947 г. знаменитый историк А. Тойнби для обозначения нового периода в развитии западной цивилизации Теоретические основы постмодернизма как своеобразной философии культуры заложены в философии французского постструктурализма - у М. Фуко, затем - Лиотара, Бодрийара и других.

Культура и современный мир • отказ от метаистории (универсальной исторической концепции), выстраивающей всю историю Культура и современный мир • отказ от метаистории (универсальной исторической концепции), выстраивающей всю историю в одну стройную и последовательную схему. • усложненность семантических, технологических и социальных систем, утрата ими в процессе их развития основополагающих организационных основ, смешение разнообразных принципов и стилей в рамках одной и той же системы как результат ее развития все это просто исключило возможность рационального познания многих систем, возникших в результате человеческой деятельности.

Культура и современный мир • тенденция многих систем и групп к закрытости, сознательно культивируемая Культура и современный мир • тенденция многих систем и групп к закрытости, сознательно культивируемая эзотеричность означают просто нежелание расколдовываться • расцвет и приумножение иррационалистических движений, сект, кругов именно в конце XX столетия.

Культура и современный мир • бывшая «высокая культура» обретает субкультурный статус • Культурная индустрия, Культура и современный мир • бывшая «высокая культура» обретает субкультурный статус • Культурная индустрия, которая раньше рассматривалась как производительница непрестижной и «дешевой» массовой культуры, оказывается приобретающей новую, не присущую ей ранее функцию, функцию производителя и распространителя жизненных форм и жизненных стилей.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!