т. 3 - Китай, Индия.ppt
- Количество слайдов: 26
Философия Китая Даосизм Конфуцанство Легизм
Даосизм • Основатель: Лао-Цзы(Старый учитель) • VI – V вв до нашей эры • Дао – путь по которому идет человек • - универсальный мировой закон • - субстанция от чего произошел • мир - благодать, исходящая свыше
Основные идеи даосизма • Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни • одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями. Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ( «все происходит из земли и уходит в землю» ), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во Вселенной – камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы
Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы • Мировой порядок, законы природы, ход истории • • • незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние ( «у-вэй» ). Познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении зконов даосизма, слияния с «Дао» - первоначалом. Необходимо во всем уступать другу. В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит единство. Борьба, взаимопроникновение и взаимопроникновение Янь и Инь.
Лао-Цзы (579 - 499 г. до н. э. ) • Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. • Будьте внимательны к своим мыслям они начало поступков.
Конфуцианство • Жить в обществе и для общества • Уступать другу • Слушаться старших по возрасту и по званию • Подчиняться императору • Сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей • Быть благородным и благоразумным
Качества, которыми должен обладать руководитель (начальник) • Подчиняться императору и следовать конфуцианским • • принципам. Управлять на основе добродетели. Обладать необходимыми знаниями. Верно служить стране, быть патриотом. Обладать большими амбициями, ставить высокие цели. Быть благородным. Делать только добро государству и окружающим. Предпочитать убеждение и личный пример принуждению. Заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь подчиненный должен • Быть лояльным по отношению к руководителю. • Проявлять старание в работе. • Постоянно учиться и самосовершенствоваться.
КОНФУЦИЙ • Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. • Благородный муж винит себя, низкий человек винит других. • Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно • Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь я слушаю слова людей и смотрю на их дела. • В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать - я обрел самостоятельность. В 40 - я освободился от сомнений. В 50 - познал волю неба. В 60 - научился отличать правду от неправды. В 70 - стал следовать желаниям своего сердца.
Легизм • Человек обладает изначально злой природой • Движущая сила поступков личные эгоистические • • интересы Государство должно поощрять законопослушных и карать провинившихся Законы должны быть одинаковыми для всех Государство – главный регулятор общества, имеет право вмешиваться в личную жизнь граждан и регулировать общественные отношения Госаппарат формируется из профессионалов, а не по наследству
Шан Ян (390 - 338 г. до н. э. ) • Когда народ глуп, им легко управлять.
С древности и до XIX в. Индия не имела общего названия. Чужеземные племена, такие, как персы и китайцы, называли страну Синдху.
• Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед, возникших, повидимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.
• Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит) , песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п. Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариям и дополнениями ритуального, магического, философского порядка.
• Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах. • Но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них - Ригведе.
• Веды положили начало философской традиции в Древней Индии, которая выросла из комментирования вед. Ее важнейшее звено – Упанишады.
• В Упанишадах религиозномифологическое мировоззрение уже теряет свои господствующие позиции; в его недрах и наряду с ним возникают другие формы общественного сознания. • В ряде мест говорится о существовании нескольких самостоятельных видов знания, в числе которых помимо Вед и различного рода магических искусств упоминаются хронология, логика (риторика) , этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная наука.
ШПредметом первых философских размышлений, становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и в его отношениях с другими людьми, и в его индивидуальном существовании. ШЭтико-социальная и этико-психологическая мысль неотделима от философии уже при самом ее возникновении. В индийской же философии поток этико-психологической мысли был наиболее значительным. ШФилософия Древней Индии отличается многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой психологической проблематики.
Махабхарата • Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами — Пандавами и Кауравами. • По своему содержанию и направленности большинство философских идей «Махабхараты» представляют собой продолжение и развитие господствующих в Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары.
• В « Махабхарате» появляются развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и социологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначный понятийный аппарат. • Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в Упанишадах.
• Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг — Бхагавад. Гита (божественная песнь). Здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем. • Основу концепции составляет положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и не зависимом от нее чистом духе — Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом). Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.
• Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природы человека; о генах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас — косное инертное начало, раджас — страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва — возвышающее, просветленное, сознательное начало). • Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.
Средний путь Будды: “четыре великих истины” и путь восьми ступеней • Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т. е. чтобы достичь состояния нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось религиозной системой джайнизма, а с другой — в отличие от индуизма и так же, как это проповедовал джайнизм, в состоянии делать это в пределах одной человеческой жизни, освободившись от цепи перевоплощений. Однако средний путь буддизма по-своему нелегок. Чтобы достичь освобождения, человек не должен наслаждаться роскошью, как это было в жизни самого Гаутамы, до того как он оставил семью. Лучше всего держаться среднего уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам. • • • Четыре великие истины Страдание. Первая великая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти. Отсутствие того, чем мы хотели бы обладать, и присутствие того, от чего мы хотели бы избавиться, тоже является источником боли. Причина страданий. Вторая великая истина говорит, что причина страданий и боли заключается в желании наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений. Избавление от страданий. Третья великая истина учит, что для освобождения от страданий человек должен избавить себя от всякого рода стремлений и отказаться от всех своих желаний. Путь, ведущий к освобождению. И, наконец, четвертая великая истина для достижения освобождения предлагает путь, состоящий из восьми ступеней,
• Путь восьми ступеней • Первая ступень: иметь правильные взгляды, т. е. • • принять четыре великие истины и путь восьми ступеней. Вторая ступень: принять правильное решение, т. е. твердо решить отказаться от чувственных стремлений и желания нанести боль другому человеку или живой твари. Третья ступень: говорить правду, т. е. принять решение не лгать, не клеветать, не говорить что-то недоброе против другого человека, а также не болтать попусту языком. Четвертая ступень: правильное поведение, т. е. жить так, чтобы не убивать любую живую тварь, пользоваться только тем, что дают тебе люди, не совершать незаконного полового акта. Пятая ступень: правильный выбор, т. е. человек должен зарабатывать на жизнь только таким способом, который не наносит другим вреда. Шестая ступень: правильно направленное усилие, т. е. сопротивление своим злым побуждениям и максимальное старание развить в себе добрые черты характера и совершать только добрые деяния. Седьмая ступень: правильное созерцание, т. е. стремление быть наблюдательным, усердным, внимательным и свободным от желаний и печали. Восьмая ступень: правильная медитация, т. е. правильное применение четырех степеней медитации, которые достигаются путем концентрации.
Будда Шакья-Муни (556 - 476 г. до н. э. ) • Нет огня, подобного страсти, нет спазмы, подобной гневу, нет сети, подобной обману, нет реки, подобной желанию.