ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
• История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения. • Философия истории изучает общие закономерности и принципы исторического (общественного) развития.
Критерии общественного (исторического) прогресса: 1) Количество и качество произведенных материальных и духовных благ и соответствие их потребностям людей; 2) Уровень развития производительных сил и соотношение их с производственными отношениями (степень конфликта); 3) Уровень научно-технического прогресса; 4) Наличие или отсутствие негативных последствий (глобальных, локальных);
5) Качество политико-правовой системы, уровень обеспеченности прав и свобод; 6) Уровень демократизма и гуманизма (человек – главная ценность); 7) Развитие духовной сферы общества; 8) Уровень социальной защиты граждан, гарантий получения образования, достойной работы и т. п. 9) Средняя продолжительность жизни (главный индикатор!).
Концепции развития истории: 1) Циклическое развитие (представления древних цивилизаций) 2) Линейное развитие – история имеет начало и конец, определенную направленность (христианская концепция истории, концепции Гегеля, Маркса, позитивистская –О. Конт и др. ) 3) Многолинейное развитие (концепции локальных цивилизаций, концепция «осевого времени» К. Ясперса)
1) Циклические концепции истории • Наиболее распространены были в цивилизациях Древнего мира и сохранились в представлениях таких религий, как индуизм и буддизм. • Индуизм: существует 4 эпохи (юги) – Сатья, Трета, Двапара и Кали-юга, которые отличаются по степени нравственной чистоты и продолжительности жизни, после чего цикл повторяется. Вся вселенная также воссоздается и разрушается в соответствии с великими космическими циклами.
2) Линейные концепции истории ü Признают наличие у истории внутренней логики, направленности и конечной цели развития. 1. Христианство: история человечества – движение от сотворения Богом и грехопадения до Судного дня (второго пришествия Христа), от «Града земного» к «Граду небесному» (Царству Бога).
2. Ж. Кондорсе: история – движение общества ко всё более совершенному состоянию благодаря развитию человеческого разума, прорывам в познании. 3. Гегель: история – процесс обретения человечеством всё большей разумности и свободы.
4. Формационный подход К. Маркса: • Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественноэкономических формаций. • Каждая формация является более совершенным типом организации общества. Типы формаций: 1) Первобытнообщинная; 2) Рабовладельческая; 3) Феодальная; 4) Капиталистическая; 5) Коммунистическая (социалистическая).
5. Позитивистский подход • • • Автор – О. Конт и др. . В измененном, доработанном виде (Э. Тоффлер, Д. Белл) имеет широкое распространение, особенно в западных странах. Элвин Тоффлер (1928 -2016 гг. ): концепция «Третьей волны» . Общество в своем развитии проходит ряд стадий ( «волн» ):
1) Традиционное общество (аграрный способ производства, феодальные отношения, авторитарное правление, традиционализм, консерватизм в мышлении и поведении, главный регулятор – власть). Длилась тысячелетия; 2) Индустриальное общество (промышленный способ производства, демократия, капитализм, главный регулятор – богатство (деньги). Длилась менее 300 лет.
3) Постиндустриальное общество (= третья, информационно-компьютерная волна), современное общество. ü Главная ценность и регулятор – знания; ü В экономике сфера услуг преобладает над производством товаров; ü У власти – элита специалистов. ü Высокая социальная мобильность. ü Базой для деления общества на слои (страты) становится не собственность, а профессиональные различия, уровень образования.
ü Разрушаются старые общественные отношения (в т. ч. семейные); ü Падение роли бюрократии и государственной власти; ü Рост электронных коммуникаций ü Интеграция человечества в единое целое ü Рождение особой ответственности, понимания угроз миру, безопасности, экологии.
3) Многолинейные концепции развития истории • История развития общества многовариантна, не существует единой схемы и цели общественного развития. • Примеры: концепции локальных цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, Данилевский), концепция этногенеза Л. Гумилёва, концепция «осевого времени» К. Ясперса.
Концепции локальных цивилизаций (культур) • Авторы – Шпенглер, Тойнби, Данилевский и др. . • Главная идея: единой истории человечества не существует. Это совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций (культур), каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения, через расцвет – к закату и умиранию.
• Не западные цивилизации – не хуже и не лучше западной, они просто ДРУГИЕ. С ними необходимо устанавливать диалог, а не подгонять под западные мерки.
Н. Данилевский (1822 - 1885) • Русский философ, социолог, предшественник концепций локальных цивилизаций XX века. • Главный труд – «Россия и Европа» . • «Культурно-исторический тип» - система культуры народа или близких по духу и языку народов. • Выделял ряд К. -И. типов: египетский, китайский, Вавилонский, греческий, Еврейский, славянский и т. д.
• • 1. 2. 3. 4. § Некоторые закончили свое существование, другие – вступили в одну из фаз своего развития. Фазы развития К. -И. типов: Бессознательная П-д становления (государства, социальных институтов) П-д расцвета П-д упадка ( «апатии» ) и умирания. Славянский КИТ, по Данилевскому, находится в стадии формирования.
Освальд Шпенглер (1880 -1936) • Немецкий социальный философ, автор труда «Закат Европы» . • Выделял восемь Великих культур (Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Мексиканская, Античная, Арабская, Европейская (фаустовская)).
• Каждая культура проходит этап зарождения, расцвета и упадка (стадию «цивилизации» - когда духовный импульс исчезает и идет только развитие техники и организационных образований), после чего возвращается к стадии крестьянства, земледелия. • Период жизни каждой культуры приблизительно 1000 лет.
• Признаки стадии «цивилизации» (упадка культуры) по Шпенглеру: 1) Массовая урбанизация населения (отток в большие города) 2) Главной ценностью становятся деньги, имущество. 3) Бурное развитие техники 4) Резкое падение рождаемости • Европейская культура близится к своему закату. Русская (русско-сибирская, девятая) культура находится в процессе своего зарождения.
Арнольд Тойнби (1889 -1975) • Английский историк и социолог, автор многотомного труда «Исследование истории» . • Концепция локальных цивилизаций: Выделял Шумерскую, Вавилонскую, Эллинскую (Греческую), Китайскую, Индийскую, Исламскую, Христианскую и др. локальные цивилизации (более 30 шт. ).
• М/у некоторыми цивилизациями – отцовскосыновьи связи (Пример: Др. Греческая – Православно-христианская русская и т. д. ). • Все цивилизации влияют друг на друга • Гибель цивилизации происходит тогда, когда утрачивается её культурнотворческое ядро и она становится неспособна ответить на очередной вызов современности.
К. Ясперс: «Осевое время» • К. Ясперс (1883 -1969) – немецкий философэкзистенциалист, психиатр. • Во 8 – 2 вв. до н. э. ( «осевое время» )в истории человечества произошел резкий интеллектуальный всплеск. • Именно в это время в Китае, Индии, Иране и Греции появились великие мыслители и идеи, заложившие фундамент и общие ценности современной цивилизации. • Благодаря этому возможно взаимопонимание м/у людьми, их объединение вне зависимости от их исторических, социальных, культурных корней.
• Народы, не воспринявшие идей «осевого времени» , остались как бы на задворках цивилизации. Они очень медленно развиваются или деградируют (в этом смысле развитие общества многолинейно, а история – своего рода пульсация). • Современная научно-техническая эпоха, возможно, приведет к новому осевому времени.