Скачать презентацию Философия истории и философская антропология Смысл жизни и Скачать презентацию Философия истории и философская антропология Смысл жизни и

Lecture 12.ppt

  • Количество слайдов: 16

Философия истории и философская антропология, Философия истории и философская антропология, "Смысл жизни" и осмысление темы "смерти" • историческая наука и философия истории • смысл истории • основные типологии истории • определения сущности человека • биосоциальная проблема • смысл жизни и тема смерти

Историческая наука и философия истории-1 • Историческая наука и философия истории-1 • "история" основывается на памяти людей, есть череда неповторимых событий, которые передаются в субъективной интерпретации. Здесь факт и его оценка трудноразделимы. • возможность достоверного, нейтрального, объективного и необходимого описания "прежнего бытия" людей – интерес философа

Историческая наука и философия истории-2 • Историческая наука и философия истории-2 • "Объект" у них один – особая сфера идеального бытия (в памяти людей, архивах, традиции), "Предмет" же философии истории – поиск мыслительных оснований возможности истории как теоретического представления. Историк работает внутри предания. Для него история – безусловная, "объективная", самодовлеющая реальность – а не "возобновляющаяся интерпретация". Представления о истории полагаются самой историей. Философ понимает под "историей" совокупность сведений, сообщений о прошлом.

Проблема смысла истории -1 для традиционной культуры идея смысла истории – теологическая: : как Проблема смысла истории -1 для традиционной культуры идея смысла истории – теологическая: : как допускает зло и терпит его Бог. Здесь смысл отождествляется с идеей Царства Божия n секуляризованный XIX век сохранил понимание смысла истории как вопроса о страдании и зле, но переместил его рассмотрение из теологической в область антрополого-социальную: как творит зло и терпит его в истории человек, XIX век отождествляет смысл истории с идеей Прогресса /научного и общественного/. n

Проблема смысла истории -2 ХХ в. - экзистенциальная интерпретация смысла истории: n мы стремимся Проблема смысла истории -2 ХХ в. - экзистенциальная интерпретация смысла истории: n мы стремимся понять историю как целое, тем самым понимаем себя, n история есть сфера человеческого общения, осмысленная в темпоральном измерении n история сопряжена с развитием личностного начала незавершенность человека и его историчность - одно и то же n

Цели истории (скрытые смыслы) § цивилизация и гуманизация человека упорядочивание его существования, правовое устройство Цели истории (скрытые смыслы) § цивилизация и гуманизация человека упорядочивание его существования, правовое устройство мира § свобода и сознание свободы, всемирная история есть развитие понятия свободы § творчество и самораскрытие личности становятся доступными большему количеству людей

Типологии истории -1 § аисторическое сознание мифосознание, мировоззрения Востока и культур Древней Греции и Типологии истории -1 § аисторическое сознание мифосознание, мировоззрения Востока и культур Древней Греции и Рима, идея цикла § все повторяется, нет ничего нового под солнцем, все что было, то и будет – основные смыслы этого восприятия и переживания времени. Все важное и существенное уже случилось, в "золотом веке" - дальше лишь упрощение и деградация

Типологии истории -2 § линейные классификации истории регулятивные идеи: идея Типологии истории -2 § линейные классификации истории регулятивные идеи: идея "цели" истории и идея линейной необратимой последовательности, 2 варианта: § финалистский: религиозные (Страшный суд) и светские версии § история открыта: традиционные хронологии и трехчленная

Типологии истории -3 Шпенглер, Тойнби § витальные классификации - есть история отдельных человеческих сообществ-культур, Типологии истории -3 Шпенглер, Тойнби § витальные классификации - есть история отдельных человеческих сообществ-культур, фазы развития, подобные любому живому организму (рождение, созревание, старение, смерть) или циклу смены времен года (весна, лето, осень, зима), 1 -1, 5 тыс. § идея жизненной силы: "души" культур либо активность "творческого меньшинства", жизненность ограниченна и расходуема, воплощается в достижениях духовной и материальной культуры, затем вырождается и исчезает

Структуралистские классификации /Блок, Февр, Бродель/ § идея Структуралистские классификации /Блок, Февр, Бродель/ § идея "длительной временной протяженности" § история - множественность времен, разнообразных временных ритмов, присущих различного рода историческим реальностям § три разных исторических ритма: длительный, средний, событийный

Философская антропология: определения человека u имманентные: органичная часть мира, разумное животное (Арист. ) u Философская антропология: определения человека u имманентные: органичная часть мира, разумное животное (Арист. ) u трансцендентные: не от мира сего, творение Бога: душа отличает u эмерджентные: сначала возник в эволюции (особое животное), затем – метафизическое рождение нового человечества в "осевое время"

Философская антропология: биосоциальная проблема u гуманистическое решение: начало человеческое побеждает биологию u биологизаторские теории: Философская антропология: биосоциальная проблема u гуманистическое решение: начало человеческое побеждает биологию u биологизаторские теории: качественно не отличен от животных – количественные u двухуровневое решение: два разных режима существования, "переключение" между ними

Экзистенциальные проблемы в философии: истоки l экзистенция = существование l фрустрации – смысловая смутность Экзистенциальные проблемы в философии: истоки l экзистенция = существование l фрустрации – смысловая смутность l беспокойство, тревога, виновность l причины: сознание, рефлексия, индивидуальное развитие l раньше считались этическими, сейчас – личностно-онтологические

Смысл жизни: исток и варианты l знание о собственной смертности l сравнение с другими Смысл жизни: исток и варианты l знание о собственной смертности l сравнение с другими l варианты: - самосовершенствование, l - соединение с Богом, служение Ему l - социокультурные ориентации (карьера, семья, родина, богатство. . . ) l - утопически-проектные, перестроить все в обществе, новые идеалы

Смысл жизни как практический образ поведения l конформизм: принятие и целей, и средств культуры Смысл жизни как практический образ поведения l конформизм: принятие и целей, и средств культуры как своих l обрядность: принятие средств, но снижение (непонимание) целей l инновация: принятие целей, но желание улучшить средства l бунт: отрицание и внедрение нового l отступление: вы – сами по себя, я – сам по себе, оставьте меня в покое

Отношение к смерти в истории культуры, ментальные установки зависит от степени персонализации общества: сознавание Отношение к смерти в истории культуры, ментальные установки зависит от степени персонализации общества: сознавание себя личностью n "все умрем": нет ничего страшного в смерти: "сегментарный человек" n "своя смерть" – XI-XII вв. : умираю я, "единственный и неповторимый" n "бегство от смерти": табуирование темы, медикализация смерти n