Lk_1.ppt
- Количество слайдов: 37
Философия и методология социальных наук ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: предмет, место в системе научного знания Магистратура «Социология коммуникаций» «Социология управления» Лекция № 1. А. А. Мехова, к. ф. н. , доцент, Зав. каф. социологии и социальных технологий
Карта дисциплины С 1 по 9 неделю с 3. 09. по 20. 10. По вторникам До 23. 10. Темы Ко во час. Философия и методология науки: предмет и основные функции современной 4 философии науки Возникновение науки и основные стадии ее развития. Преднаука. 6 коллоквиум Классическая наука. Неклассическая наука. Постнекалассическая наука. Логика и методология научного познания. Диалектика. 4 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности 4 Проблема роста научного знания. Особенности современного этапа развития 2 Семинар науки. Перспективы научно технического прогресса Общенаучные проблемы социально гуманитарного познания 4 Разработка проблем социально гуманитарных наук в «философии жизни» и 4 Коллоквиум баденской школе неокантианства Методология социально гуманитарного познания 4 коллоквиум ЭКЗАМЕН
Философия и методология науки ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? онтология социология диалектика антропология гносеология
Что такое философия? ¡ Философия есть система концепций о мире и месте человека в нем, система концепций о жизни и мире.
¡ Объект – то, на что направлено действие, познание ¡ Субъект – тот, кто действует, познает ¡ Мир – объект познания ¡ Человек – субъект познания
Что такое философия? ¡ Философия есть система концепций о мире и месте человека в нем, система концепций о жизни и мире. ¡ Главный (основной) вопрос философии - вопрос об отношении знания к бытию, духа к природе. ¡ Философия есть размышление о том, что в мире преобладает: духовное или материальное. ¡ Каково соотношение между ними? ¡ Познаваем ли мир? ¡ Если мир познаваем, то - насколько? Насколько наше знание может быть адекватным реальности?
¡ Объективно – независимо от воли и желания человека ¡ Субъективно – в зависимости от воли, желания, точки зрения человека
Проблемы и основные концепции современной философии науки ¡ Предмет философии науки. ¡ Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
Философия науки «…предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически меняющемся культурном контексте»
Философия науки. Основные вопросы ¡ о критериях научности знания, способах его обоснования, ¡ чем одна теория отличается от другой, ¡ какова логика научного знания, ¡ Каковы модели развития научного знания Все это вопросы, идущие от специфики самой философии, для которой характерен предельно общий подход к осмыслению разнообразных феноменов, и в этом случае философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах.
Наука История науки носит Психология науки дескриптивный, Науковедение социология науки – изучает важнейшие описательный характер, изучает формы анализ структуры занимается описанием компоненты процесса взаимодействия науки с научных сообществ, отдельных открытий и научного творчества: изобретений в разных общественными взаимодействие между воображение, интуицию, областях науки и в разные структурами ними фантазию, озарение и пр. исторические периоды философия науки исследует сам процесс познания в совокупности его элементов и сторон, общий характер взаимодействия науки и общества, рост и развитие научного знания в целом.
Что такое наука ¡ «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире» ¡ «социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания» ¡ специфическая сфера культуры (наравне с моралью, религией, философией, искусством).
Возникновение науки и основные стадии ее развития ¡ Наука, являясь своеобразной формой духовного производства, не может быть представлена как нечто раз и навсегда данное, неизменное – она имеет свою историю, то есть прошлое, настоящее и будущее. классическая постнеклассическая ДОНАУКА ПРЕДНАУКА Философия и методология социальных наук 13
Ранняя Античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э. ) Зарождение Римской империи. Классическая Античность (I в. до н. э. — АНТИЧНОСТЬ I в. н. э), золотой век античного мира, время единства греко римской цивилизации. о Поздняя Античность (II—V н. э. ). Распад Римской империи. Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков). Высокое или классическое СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Средневековье (середина XI — конец XIV веков). Позднее средневековье или раннее Новое время (ВОЗРОЖДЕНИЕ)(XIV—XVI века). Дискуссия о периодизации Начало – английская революция середины НОВОЕ ВРЕМЯ XVII (1640 годl) или Реформация (1517 год) открытие Нового света (1492) или падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789) Окончание данного периода: Первая мировая война (1914 1918) или социалистическая революция в России (1917). СОВРЕМЕННОСТЬ/ НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Возникновение науки и основные стадии ее развития Донаучные знания о мире отражены в мифологии. Характерные особенности мифологического отношения к миру: ¡ синкретичность - отсутствие представлений о разделении реального и нереального, объективного и субъективного, подлинного и мнимого – в нем все едино, слитно. ¡ опора на чувственную наглядность, на изменчивость, нестабильность чувств, на духовно-личностное отношение к действительности – в мифологическом сознании предмет сливается с его образом, однако этот образ мог меняться, и, в свою очередь, предмет, его отражающий, также менялся, как бы «оборачивался» , претерпевая различные, в том числе и не свойственные ему, трансформации. ¡ в мифологическом понимании мира – наличествует непосредственная проекция чувств, переживаний, человеческих страстей на действительность, тождество человека и действительности, способность видеть мир реальный и символический ¡ Всякое событие в мифологическом сознании представлялось как одухотворенное, символизирующее нечто в отношении к воспринимающему его субъекту, как знак чего-то за ним скрытого и имеющего отношение к субъекту, связанного с ним. Отсюда «угадывание» связи субъекта и действительности по принципу «причина – значение» , а не «причина – следствие» , как это характерно для научного мышления. Философия и методология социальных наук 15
Возникновение науки и основные стадии ее развития ¡ Переход от мифологии к преднауке - формирование представления о действительности как о некоем «вещном» , «внесубъективном» объекте, самодостаточном и обладающем внутренней организацией. ¡ Восприятия мира как чего-то внеположенного субъекту, скачок от чувственно-слитного, антропоморфного и анимаморфного мира психической реальности к миру, в котором субъект и природный, «вещный» мир разделены, ¡ Природный мир не зависит от субъекта, его познающего, «живет» по собственным законам, познание которых основано на рациональных комплексах и аргументах и ориентировано на объективный мир. Философия и методология социальных наук 16
Возникновение науки и основные стадии ее развития. Античность и древний восток Средневековье Новое время Современность • Экспериментальное • Теологизм • классическая наука • Неклассическая наука - начало 20 происхождение и полезность • Схоластика (попытки века – середина 20 в. знания (др. восток) обоснования и систематизации • (15 -16 в. в. ; эпоха • введение системы абстрактных христианского вероучения) Возрождения/17 в –нач. 20 в) - • Постнеклассическая наука - конец прообраз современной науки. понятий, относящихся к миру в • Догматизм (способ 70 -х годов 20 века • Вынесение субъекта за рамки целом; мышления, оперирующий • Признание субъектности знания и объекта. • традиция поиска объективных, неизменными понятиями, т. е. познания. • Установка на рациональность. естественных законов игнорирующий принцип • Учет внерациональных способов • Объект изучения – макромир. мироздания; творческого развития и познания. • Ведущий метод познания – • Учет роли и значения вероятностно- • заложили основы конкретности истины. ) эксперимент статистических закономерностей. доказательного способа • книжное знание • Безусловная наглядность. • Объект изучения - микро-, макро- и изложения материала, что • Креационизм как учение о • Четкая грань между мегамир. составило важнейшую черту мире естественными и гуманитарными • Моделирование (в том числе науки. • Пантеизм (позднее науками. математическое). • Отчетливая дисциплинарность. средневековье – раннее • Условная наглядность. Преобладание дифференциации Возрождение • Стирание этой грани. наук. • Дифференциация и интеграция (теория систем, синергетика, структурный метод). Черты научного знания: теоретичность (источник Наука служанка научного знания – мышление) богословия логическая доказательность независимость от практики открытость критике демократизм Философия и методология социальных наук 17
Возникновение науки и основные стадии ее развития Базовые характеристики собственно научного познания: 1. Одним из определяющих признаков науки является наличие особого рода познавательной деятельности, предпринимаемой с целью произвести новое знание. Очевидно, что такая деятельность может появиться только в тех типах общества и культуры, где реализуются первичные формы разделения труда, где материальное и духовное производство оформляется в рамках дифференцированных социальных условий и структур. Появление группы людей, которые имеют резерв свободного времени (досуг) и используют его для осуществления целенаправленной и систематической познавательной деятельности, выступает одним из решающих условий становления научного познания и оформления его инфраструктуры. В качестве необходимых элементов такой инфраструктуры используются разнообразные формы и методы обучения, трансляции знаний, средства познания, а также социальной оценки его результатов и т. д. Соответственно, в тех обществах, где отсутствуют эти атрибутивные для науки условия и предпосылки, не может возникнуть и социально конституироваться научное познание. 2. Важнейшим признаком науки является реализация в ней таких познавательных действий, которые не сводятся к разработке форм рецептурного знания, призванного удовлетворять утилитарные потребности общества и обеспечивать успешное выполнение задач актуальной практической деятельности. Науке должна быть свойственна интенция на реализацию чисто познавательного интереса личности и обоснование таких форм знания, в которых выражаются теоретическая сущность исследуемых явлений и процессов, постигается их истина, не зависящая от человека и социальных установок. 3. Чтобы быть научным, познание должно быть рациональным, т. е. использовать возможности человеческого интеллекта и исключать магические, мифологические и иные иррациональные представления, основанные на вере в сверхъестественное бытие и не подверженные суду человеческого разума. 4. Суммативная совокупность эмпирических знаний, призванных обслуживать непосредственные практические нужды, еще не образует науки. Научное знание должно быть доказано и обосновано посредством использования соответствующих логико- методологических стандартов познавательной деятельности и системной организации ее результатов. Философия и методология социальных наук 18
Возникновение науки и основные стадии ее развития Особенности научного знания древнего востока • отсутствие фундаментальности и теоретической ориентации знания, которое использовалось, прежде всего, в функции технологического обеспечения непосредственных практических действий с объектами обыденного опыта и повседневной жизни; • трансляция знаний через традицию и посредством механизмов личностного или профессионально–кастового наследования; • неразвитость либо полное отсутствие критико-рефлексивной деятельности по отношению к познавательному процессу и формам генерации знаний; • акцент на решении прикладных задач и разработке рецептурно-технологических схем практической деятельности, что приводило к отсутствию систематичности, доказательности и обоснованности получаемых знаний. Таким образом, в структуре традиционных цивилизаций Востока складывается особый тип познавательной деятельности, который не является собственно научным, а скорее соответствует нормам и требованиям протонауки. Используя метафорическое выражение К. Маркса, можно заключить, что здесь еще рука и голова в полной мере не были отделены друг от друга. Философия и методология социальных наук 19
Возникновение науки и основные стадии ее развития Античная модель науки • Оформление и развитие в античной культуре познавательной деятельности, который утверждал себя в формах понятийно-рациональной интерпретации объектов; развитие культуры теоретического мышления является непреходящей заслугой античной цивилизации, поскольку эта особенность познавательных действий отличает подлинную науку в сравнении с различными типами и формами протонаучного знания. • В античной философии впервые были продемонстрированы образцы подлинно теоретических построений и обоснованы принципы идеализированного описания реальных вещей и их отношений (систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция – все это зародилось в античной философии); • Становление античной математики и процессы ее теоретизации. Огромное внимание математическим проблемам уделялось в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля и других известных философов Древней Греции; математическое знание обретает свою строгую рационально-теоретическую форму. Это в определенной мере обнаруживается в Евклидовой геометрии, которая по праву оценивается как исторически первый образец научной теории • медицина Гиппократа, история Геродота, астрономия Птолемея и др. в той или иной мере испытали на себе влияние принципов и норм рационально-теоретического мышления, получили начальное теоретическое оформление НО: античности не доставало эмпирических доказательств теоретического знания. Экспериментальное исследование природы, в античной культуре создано не было. Для этого требовались иные представления о природе, субъекте познания, целях и мотивах его деятельности. Философия и методология социальных наук 20
Возникновение науки и основные стадии ее развития Зарождение опытных наук в эпоху позднего Средневековья. • Возникновение первых университетов, создание школ, в которых совершенствуются «технологии» схоластического мышления, получает распространение магия и алхимия как специфические формы опытного познания и оперирования с реальными предметами и вещественными субстанциями. • В трудах и сочинениях францисканского монаха Р. Гроссетеста (1175– 1253), его ученика Р. Бэкона (ок. 1214– 1292), английского логика У. Оккама (ок. 1285– 1349) и других схоластов этого времени развиваются идеи о том, что умозрительные науки не могут обойтись без экспериментальных исследований, способных открыть перед человеком тайные силы и законы Вселенной. • Познание всё более акцентированно направляет свои усилия «в русло достижения практических эффектов» формирует традиции реального взаимодействия с предметами. Познанию придается статус не только абстрактно-теоретической деятельности с идеализациями, но и ремесленно-технической деятельности, предполагающей опытную апробацию явления. В этом смысле можно говорить о том, что в эпоху позднего средневековья формируются определённые предпосылки будущей экспериментальной науки. НО : в средневековой культуре в силу объективных причин ещё не могли сформироваться необходимые социокультурные условия для становления науки. В эту эпоху ещё не сложилась традиция понимать и интерпретировать природу в её самодостаточности, управляемой объективными законами, без вмешательства Бога и иных высших сил. В качестве доминирующих ориентаций в познании рассматривались символизм и теологически текстовый характер всякой духовной деятельности. Философия и методология социальных наук 21
Возникновение науки и основные стадии ее развития Основные достижения Возрождения и Нового времени, непосредственно повлиявшие на становление классической науки • Разрушение геоцентрической картины мира и обоснование вещно-натуралистической модели космоса; • Соединение абстрактно-теоретической или натурфилософской традиции познания с ремесленно-технической и опытной его ориентацией; • Разработка и обоснование гипотетико-дедуктивной методологии познания. • Для того чтобы создать новую картину мироздания, необходимо было обосновать идею самодостаточности природы, которая управляется естественными объективными законами и не нуждается для своего существования ни в каких теологических гипотезах или постулатах. Н. Коперник, И. Кеплер, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и другие учёные, и философы осуществили эту программу «эмансипации» природы. • Не менее важно было разработать принципы количественного и причинно-следственного описания природных процессов и явлений. В трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Р. Декарта и др. эта задача была также успешно решена. При этом учение Аристотеля об анизотропном и неоднородном пространстве было заменено геометрической моделью мироздания на основе евклидового пространства, в котором все точки и направления движения равноценны. Это позволило обосновать принципиально важный тезис о единстве небесных и земных явлений и, значит, подтвердить идею универсальных законов природы. Философия и методология социальных наук 22
Возникновение науки и основные стадии ее развития ¡ Для формирования необходимых предпосылок соединения теории и эксперимента в рамках математического естествознания важно было осуществить дальнейшее развитие гипотетико дедуктивной методологии познания и адаптировать ее возможности к исследованию механических процессов. ¡ Приоритет в решении этой задачи, безусловно, принадлежит Г. Галилею, который разработал концепцию пустотной механики, базировавшуюся на принципах рациональной индукции и мысленного эксперимента. ¡ Таким образом, обоснованные в эпоху Возрождения и Нового времени, методологические новации и мировоззренческие идеи выполнили функции необходимых предпосылок для соединения математического описания природы с ее опытно экспериментальным изучением. Так была подготовлена великая интеллектуальная революция, завершившаяся созданием в эпоху Галилея и Ньютона классической механики как исторически первой естественнонаучной теории и картины мира. ¡ Теоретическое естествознание знаменовало собой вторую (после возникновения математики) важнейшую веху на пути формирования собственно науки в ее классической форме. Философия и методология социальных наук 23
Возникновение науки и основные стадии ее развития ¡ Механистическая картина мира основывалась на принципиальном исключении субъекта познания (и всего того, что связано с субъективно личностными аспектами познавательной деятельности) из совокупной системы знания, форм его философского осмысления и интерпретации. ¡ В результате изучаемые явления природы рассматривались как не связанные между собой, неизменные и неразвивающиеся объекты, перемещающиеся в пространстве под воздействием внешних механических сил. ¡ На протяжении трех столетий эта картина мира осуществляла экспансию в различные предметные области, расширяя ареал объяснительных возможностей классической парадигмы научного познания. Философия и методология социальных наук 24
Ф. Бэкон – основатель английского эмпиризма • «…Спрашивайте природу, она хранит все истины, и на ваши вопросы будет отвечать вам непременно и утвердительно» . • «Знание - сила» . Ф. Бэкон • «Мы столько можем, 1561— 1626 сколько знаем» . 25
Ф. Бэкон – основатель английского эмпиризма • Ф. Бэкон был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. • Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. • Бэкон разработал классификацию наук по главным основаниям: • История основывается на памяти, • поэзия, литература и искусство вообще – на воображении. • Разум же лежит в основе теоретических наук или философии. • Наука находит свое оправдание в том, что она служит жизни, практике, увеличивает власть человека над природой. • Истинная цель науки – польза для жизни и практики. • Природу побеждают, повинуясь её законам. • Важнейшая задача науки – познание законов природы. • Наука не есть цель, но средство : знание – сила. • Идеал для науки – объективная истина. • Бэкон одним из первых предпринял критику познавательных способностей человека (познающего субъекта), который могут стать источником заблуждений. • Заблуждения он называет идолами. 26
4 препятствия для объективного познания мира - идолы познания Ф. Бэкона • Главное затруднение в познании природы – в уме человека. • Существует 4 препятствия для объективного познания мира, идолы (заблуждения разума, искажающее познание): • познания заблуждения разума, искажающие познание. 1. «идолы рода» находятся в самой природе человека. Все восприятия как чувства так и ума основываются на аналогии человека, а не мира. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое примешивая к природе вещей свою природу отражает вещи в искривленном обезображенном виде» «В изучении природы уместно выявление причин, но не целей, потому что истинно знать что либо – значит знать его причины» . 2. «идолы пещеры» заблуждения отдельного человека. « у каждого есть своя особая пещера , которая ослабляет и искажает свет природы» , «Дух человека – вещь переменчивая и случайная, люди ищут знания в малом , рожденном собственным опытом мире, а не в большом, общем мире» . 3. «идолы площади (рынка)» – порождаются общением людей, объединенных словами. «Слова же суть знаки понятий люди устанавливают сообразно разумению толпы. Плохое и нелепое установление слов осаждает разум, смешивает все и ведет к бесчисленным спорам и толкованиям. Освободиться от власти слов и видеть за ними сами вещи – задача ученого» 3. «идолы театра» связаны с приверженность кумирам, авторитетам, старым школам и системам мышления. «Ученый должен опираться только на опыт, в котором ему представляется природа» 27
Декарт как основатель методологии классической науки cogito, ergo sum (мыслю, следовательно существую) Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины Р. Декарт недоразумений. (латинизированное Картезий Cartesius) (1596 -1650) 28
Декарт как основатель методологии классической науки • Основная проблема науки проблема достоверности знания. • Декарт как и Ф. Бэкон отклонял авторитет как свидетельство достоверности знания. • В отличие от Ф. Бэкона, который ставил на первый план практическую основательность знания и акцентировал значение предметной истинности знания, Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. • Его привлекала очевидность и неотразимость математических доказательств. 29
Декарт как основатель методологии классической науки • – Декарт развивает специальное учение о методе, которое он сам резюмирует в следующих четырех правилах: • 1) Не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; • 2) разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения; • 3) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют другу; • 4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. 30
Декарт как основатель методологии классической науки • Эти правила можно обозначить соответственно как правила • очевидности (достижение должного качества знания), • анализа (идущего до последних оснований), • синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и • контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза). 31
Декарт как основатель методологии классической науки Декарт предлагает с целью обнаружения очевидных истин прибегнуть к методическому сомнению. • Только с его помощью можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно. Он получил лишь одно несомненное утверждение о самом существовании познающего мышления (cogito, ergo sum ). Логика его рассуждений: • в мире существует много вещей и явлений, которые непо нятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Напри мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д. ); • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом ниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д. ); • следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче виден и не нуждается в доказательствах; • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит; • мыслить может реально существующий человек; • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и 32 познания может лежать только разум.
Декарт как основатель методологии классической науки • Декарт считал, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме нения в процессе познания. • Следует активно применять научный метод в процессе познания, тем самым "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). • В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском): в процессе познания необходимо опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. • Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. 33
Учение о врожденных идеях • Большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. • Подоб ные ксиомы Декарт именует "врожденными идеями", а которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают ся из поколения в поколение. • Данные идеи могут быть двух видов: • • понятия; • • суждения. • Примеры врожденных понятий Бог (существует); число (существу ет), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д. ; • Примеры врожденных суждений : • "целое больше своей части", • "из ни чего не бывает ничего", • "нельзя одновременно быть и не быть". 34
Декарт как основатель методологии классической науки • Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются: • расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; • использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; • изобретение новых технических средств; • усовершенствование природы человека. • В качестве конечной цели познания философ видел господ ство человека над природой. 35
Декарт как основатель методологии классической науки • Декарт считал, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме нения в процессе познания. • Следует активно применять научный метод в процессе познания, тем самым "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). • В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском): в процессе познания необходимо опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. • Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. 36
Возникновение науки и основные стадии ее развития ¡ Несмотря на активную и многовекторную дифференциацию знания в течение нескольких веков существования классической науки, она, тем не менее, сохраняла приверженность неким общим методологическим ориентациям и формам рациональности, которые, собственно, и определяли ее мировоззренческий и операциональный статус. ¡ К таким важнейшим особенностям классической науки в целом можно отнести следующие ее методологические интенции: 1. Финалистская интерпретация истины в ее абсолютном завершенном и не зависящем от условий познания виде. Эта интерпретация была обоснована в классической механике как методологическое требование при описании и объяснении идеализированных теоретических конструктов (материальная точка, сила и др. ), призванных заменить в теории реальные природные объекты и их взаимодействие. 2. Установка на однозначное причинно-следственное описание событий и явлений, исключающее учёт случайных и вероятных факторов, которые оценивались как результат неполноты знания и субъективных привнесений в его содержание. 3. Элиминация из контекста науки всех субъективно-личностных компонентов познания, а также характерных для него условий и средств осуществления познавательных действий. 4. Интерпретация любых предметов научного познания как простых механических систем, подчиняющихся принципам аддитивности, требованиям статичности и неизменности основных своих характеристик. Философия и методология социальных наук 37