Философия Георга Гегеля 1.pptx
- Количество слайдов: 19
Философия Георга Гегеля (1770 – 1831)
План: 1. Мировой Разум или Абсолютная Идея. 2. Диалектика. 3. Философия Духа и Философия Истории.
Труды Гегеля: n n n «Феноменология духа» , «Наука логики» , «Философия права» .
Объективный идеализм Г. Гегеля n Главная идея онтологии – отождествление бытия и мышления. Идеи – суть и вещей, и понятий, суть объекта и субъекта, а значит – нет противопоставления субъекта и объекта в идее, оно преодолено. (Природа и общество – инобытие, различные формы развития абсолютной идеи, поэтому по своей сущности не отличаются друг от друга) Вывод: Субъект и объект – тождественны (одинаковы).
Абсолютная идея как первооснова всех явлений, процессов, предметов n Абсолютная идея – это мировой дух, чистая сущность, душа, взятая сама по себе, абстрактная мысль, мыслящая себя в самопознании на той стадии, когда объект и субъект совпадают.
Стадии развития Абсолюта n n n Логика – безличное, «чистое» , т. е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий; Природа – понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие» . Дух – история собственно человеческой духовной жизни (как продолжение развития абсолютной идеи).
Смысл и цель всех приключений мирового духа, разума – в самопознании.
Принципиальная новизна гегелевской философской мысли в n n n 1) представлении о поступательном, последовательном и закономерном, (а не произвольном) движении мирового духа; 2) усмотрении в движении духа диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий; 3) последовательном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.
2. Диалектика n Диалектика как теория развития и метод, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира: в основе – единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий.
Развитие и его механизм: n n n Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); Антитезис как его противоположность, отрицание; Синтез как снятие противоположностей, новое утверждение, новый тезис. ( «Снятие» означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом качестве)
Саморазвитие понятий от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному: «Чистое бытие» - «Ничто» отрицает «чистое бытие вообще» n «Становление» как их синтез. Оно может быть как разрушительным, так и созидательным и разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение» . Как результат – категория «наличное бытие» . «Качество» - «количество» – «мера» . n
Понятие «отчуждение» : n Абсолют отчуждает себя в виде окружающего мира; природы; человека, а затем после отчуждения через мышление и деятельность человека возвращается снова к самому себе, т. е. происходит круговорот Абсолютного духа.
3. Философия Духа, философия истории Триада духа: 1. Субъективный дух 2. Объективный дух 3. Абсолютный дух
Субъективный дух: n n n антропология (душа человека), феноменология духа (бестелесный дух), психология (дух, овладевший внешним миром)
Объективный дух: n n n Право Мораль Нравственность
Абсолютный дух: n n n Искусство (отображение человеком абсолютной идеи, «увиденной» гениями и талантами); Религия (антитезис искусства как абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения); Философия (открывает таинственный источник мирового развития, т. е. абсолютную идею, т. о. она возвращается к себе самой, познает самое себя).
История как процесс самореализации Абсолютного духа «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы» Периоды всемирной истории: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир
Политическая философия n n n «… Государство – это – шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю» . Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Значение философии Гегеля: это классика первой пол. XIX в. n n n Безграничная вера в «рацио» – разум как человеческий, так и природный, мировой. Убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно. Отсутствие сомнений в том, что разум как человека, так и мира в целом открыт, доступен для анализа Все это принципы торжествующего рационализма.