Скачать презентацию Философия французского Просвещения XVIII века Родиной идей Скачать презентацию Философия французского Просвещения XVIII века Родиной идей

Фр. Просвещение.pptx

  • Количество слайдов: 47

Философия французского Просвещения XVIII века • Родиной идей французского Просвещения стала Англия XVII века. Философия французского Просвещения XVIII века • Родиной идей французского Просвещения стала Англия XVII века. • Просвещение указывает на стремление его представителей нести свет знаний в массы. Поэтому большое значение придавалось наукам и прогрессу. • Философы-просветители ратовали за свободу человека в выражении мнения и творчества, критиковали феодальное общество. Пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 годов. • Просветители стремились развенчать тормозящие прогресс общества предрассудки и стереотипы. Религия в философской мысли Просвещения подвергалась жестокой критике.

Деистическое направление Атеистическоматериалисти ческое Утопическосоциалистическое В философии данного периода сформировались направления Деистическое направление Атеистическоматериалисти ческое Утопическосоциалистическое В философии данного периода сформировались направления

Деистическое направление • Деизм – философское направление, сторонники которого стремились поставить религию в рамки Деистическое направление • Деизм – философское направление, сторонники которого стремились поставить религию в рамки разума. Для деистов Бог – это Высшее Существо, первоначало сотворившее мир. Но деисты отвергали идею личного Бога, не отождествляли бога и природу, отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, сомневались в достоверности бессмертия души и суда после смерти. Все церкви для деистов либо бесполезны, либо вредны, так как препятствуют научному прогрессу и держат людей в невежестве. • Деистами были: Ф. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, Э. Кондильяк.

Гравюра У. Хогарта «Легковерие, суеверие, фанатизм» В Просвещении преобладал деструктивный деизм, метод полного разрыва Гравюра У. Хогарта «Легковерие, суеверие, фанатизм» В Просвещении преобладал деструктивный деизм, метод полного разрыва с религиозными предрассудками с помощью иронии, сарказма и непочтительности.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694 -1778) Знаменитый французский философ, писатель, памфлетист, историк. Испытал влияние Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694 -1778) Знаменитый французский философ, писатель, памфлетист, историк. Испытал влияние философии английского Просвещения. Вольтер считал, что познание трансцендентального невозможно и боролся с церковью из-за её догматизма. Его борьба с католической церковью сформулирована им очень кратко: «Раздавите гадину!» Вольтер размышлял о создании философии истории. Работы по философии истории: «Философия истории» , «Пирронизм в истории» , «Размышление об истории» .

Вольтер оказал значительное влияние на философию пропагандой деизма и сенсуализма (ощущение для него – Вольтер оказал значительное влияние на философию пропагандой деизма и сенсуализма (ощущение для него – исходный пункт познания), скептицизма и вольнодумства • Основные труды Вольтера: «Философские письма» (1733), «Метафизический трактат» (1734), «Основы философии Ньютона» (1740), «Опыт всеобщей истории о нравах и духе народов: В 7 томах» (1756 -1769), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Философский словарь» и др. • Изображение Вольтера в рукописях А. С. Пушкина.

Вольтер выступал против взглядов Руссо. Он подчеркивал ценность культуры и понимал историю человечества как Вольтер выступал против взглядов Руссо. Он подчеркивал ценность культуры и понимал историю человечества как историю борьбы за прогресс и образование. В произведении «История России при Петре Великом» Вольтер проводит мысль о просвещенном монархе, который должен быть во главе государства.

Вольтер и Фридрих, король Пруссии. Вольтер и создатели «Энциклопедии» , хоть и восхищались английской Вольтер и Фридрих, король Пруссии. Вольтер и создатели «Энциклопедии» , хоть и восхищались английской конституцией говорили о необходимости просвещенного деспотизма, убеждая монархов следовать философской рациональности подобно тому, «как математики приемлют деспотизм Евклида»

Дискуссии об оптимизме и случайности Вольтер выступал против доктрины Лейбница, согласно которой Бог создал Дискуссии об оптимизме и случайности Вольтер выступал против доктрины Лейбница, согласно которой Бог создал наш мир как лучший из возможных миров. Он писал: «Может быть, правда то, что однажды все будет хорошо, но не факт, что это случилось уже сегодня» , и утверждать подобное – значит сделать из надежды иллюзию. Свои идеи Вольтер выразил с помощью иронии в философской повести «Кандид» . Выдающимся иллюстратором повести был Моро Младший: «Кандид бежит от бедствий войны» .

Мир, в философских воззрениях Вольтера, проблематичен. Не все есть добро, так же как не Мир, в философских воззрениях Вольтера, проблематичен. Не все есть добро, так же как не все есть зло. Он не самый лучший, но поддается улучшению. «Нужно обрабатывать свой сад» . «Труд избавляет от трех зол: порока, скуки и нужды» Вольтер за работой Вольтер в кабриолете

Мраморный бюст Вольтера выполненный Жаном Антуаном Гудоном Самый известный памятник посвященный философу Просвещения был Мраморный бюст Вольтера выполненный Жаном Антуаном Гудоном Самый известный памятник посвященный философу Просвещения был создан в 1781 году, через три года после смерти Вольтера. Мудрость философа символизируется преклонным возрастом. «Плащ философа» , «повязка бессмертия» и профессорское кресло указывают на общественную значимость мыслителя, как нравственного наставника общества.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали Невольничий рынок с исчезающим (невидимым) бюстом Вольтера (1941) Сальвадор Фелипе Хасинто Дали Невольничий рынок с исчезающим (невидимым) бюстом Вольтера (1941)

Жан Жак Руссо (1712 -1778) Франко-швейцарский педагог и философ. Значительное внимание уделял социально-политической философии. Жан Жак Руссо (1712 -1778) Франко-швейцарский педагог и философ. Значительное внимание уделял социально-политической философии. Выступал против христианства, но опасался, что в случае ликвидации религии исчезнут моральные ограничения. Поэтому предлагал создать «гражданскую религию» , «культ мировой воли» и т. д. Основные труды: «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Политическая экономия» (1758), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762)

Иллюстрация к первому изданию книги «Рассуждение о науках и искусствах» . Руссо писал, что Иллюстрация к первому изданию книги «Рассуждение о науках и искусствах» . Руссо писал, что «человек рождается свободным, но после этого сразу попадает в цепи общества» . В цивилизованном обществе только один человек свободен – это король, потому что ему единственному не приходится заискивать перед вышестоящим. Благородный дикарь изначально свободен и добр, так как у него нет потребности убеждать людей и заискивать перед ними.

Добрый дикарь • В работе «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо защищал этическое превосходство Добрый дикарь • В работе «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо защищал этическое превосходство дикого человека, который живя в совершенной гармонии с природой, не знает злобы, порождаемой цивилизацией. «Дикари не злые потому что они и не добрые. Но не рост просвещения и не сдерживающая узда закона мешают им творить зло, а естественное спокойствие страстей и незнание порока» . • Описание каннибализма индейцев Южной Америки путешественниками не смущало поклонников Руссо, которые пропагандировали «возврат к природе» .

Руссо – мыслитель, в котором созревал романтический протест против Просвещения С конца XVIII века Руссо – мыслитель, в котором созревал романтический протест против Просвещения С конца XVIII века философия, искусство и литература испытали влияние романтизма. Движение романтизма было связано с философией, по мысли Б. Рассела, благодаря Ж. Ж. Руссо культу чувствительности (la sensibility) «придал широту и размах» . «У его учеников в новеллах мы находим дикие потоки, страшные пропасти непроходимые леса, громовые штормы» . Прививается вкус к экзотическому, интересному, поразительному, возвышенному. Каспар Давид Фридрих Путник в тумане 1818

 «Эмиль, или О воспитании» • Стремясь продемонстрировать превосходство доброго дикаря Руссо создает педагогическую «Эмиль, или О воспитании» • Стремясь продемонстрировать превосходство доброго дикаря Руссо создает педагогическую утопию. Он хотел показать каким добрым может вырасти человек вдали от цивилизации. • Воспитательный процесс делится на 4 этапа: воспитание чувств, воспитание ума, нравственное воспитание, а затем общественное воспитание. • Руссо впервые провозгласил принцип специфики (непохожести) детства. Все воспитание должно концентрироваться на потребностях ребенка, а не преподавателя.

Ребенок – это не маленький мужчина, взрослый в миниатюре, а «другое» существо, иное, наделенное Ребенок – это не маленький мужчина, взрослый в миниатюре, а «другое» существо, иное, наделенное особенным способом взаимодействия с миром. Природа «желает, чтобы мальчики были мальчиками, до того как они станут мужчинами. У детства свой, совершенно особенный, способ видеть, думать, чувствовать; нет ничего более глупого, чем пытаться заменить его нашим» . Руссо

Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескьё (1689 -1755) Французский просветитель, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескьё (1689 -1755) Французский просветитель, писатель, философ права и истории. Основные труды: «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733), «Размышления о всемирной монархии» (1733), «О духе законов» (1748). Монтескье выступал с позиций деизма. Он отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе.

Замок семьи де Монтескьё Замок семьи де Монтескьё

Новый взгляд на законы • В работе «О духе законов» Монтескьё отказался от формалистического Новый взгляд на законы • В работе «О духе законов» Монтескьё отказался от формалистического представления о праве и попытался объяснить законы и политическую жизнь разных стран, исходя из их природных и исторических условий. Законы должны быть основаны на том, как живут люди, а не на желании правителей удержать власть. • Он усмотрел влияние климата и географии на устройство общества. Южные страны с жарким климатом тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии, и наоборот.

Разделение властей • Монтескьё вслед за Локком развивал теорию разделения властей. В «Персидских письмах» Разделение властей • Монтескьё вслед за Локком развивал теорию разделения властей. В «Персидских письмах» автор дает понять читателю, что английская конституция наиболее прогрессивная, а французская наиболее регрессивная. В те времена Англия управлялась тремя независимыми органами: палатой лордов, палатой общин и королем. Франция – Людовиком XIV. • Философ верил, что разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную приведет к расцвету личной свободы, торговли и религиозной терпимости. Верховенство закона и мягкое правительство должно давать людям максимально возможную свободу.

Перемены в жизни Франции, идеологически подготовленные просветителями, на деле стали неожиданными, трагическими, кровавыми. О Перемены в жизни Франции, идеологически подготовленные просветителями, на деле стали неожиданными, трагическими, кровавыми. О мягкости законов времен Великой французской революции говорить не приходится.

Атеистическо-материалистическое направление • Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции накануне и во время Великой Атеистическо-материалистическое направление • Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции накануне и во время Великой французской революции. Деизм осуждал религии, но сохранял естественную религиозность, атеизм поставил под сомнение само понятие религии, считая любую идею Бога результатом страха и корысти. Атеизм – это направление в философии, полностью отрицающее существование Бога в какихлибо его проявлениях. • Атеистами были: Ж. Мелье, Ж. О. де Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах.

Жюльен Ламетри (1709 -1751) Французский врач и философ, сторонник радикального материализма и механицизма рассматривал Жюльен Ламетри (1709 -1751) Французский врач и философ, сторонник радикального материализма и механицизма рассматривал человека как машину. В эссе «Человекмашина» (1748) отметил, что не только биологические явления, но и ум имеет механическую природу. Мысль – это модификация мозговой материи (функция мозга). «Как скрипичная струна или клавиша клавесина вибрируют и издают звуки, так и струны мозга, под воздействием звуковых волн, побуждают к произнесению слов» .

Этьен Бонно де Кондильяк (1715 -1780) Основоположник современного сенсуализма. В «Трактате об ощущениях» (1754) Этьен Бонно де Кондильяк (1715 -1780) Основоположник современного сенсуализма. В «Трактате об ощущениях» (1754) он подкрепил материалистическую теорию, выдвинув идею сенсуализма. Кондильяк полагал, что все виды познавательной деятельности (память, внимание, суждение, оценка, желание, воля) – это более или менее сложные трансформации ощущений. Достаточно одарить мраморную статую обаянием, как в ней постепенно родится высшая духовная деятельность: внимание в феномену запаха, удовольствие от ароматов и суждение ( «хорошие» и «плохие» запахи). Все познание – это проявления чувственного восприятия.

Дени Дидро (1713 -1784) Философ, писатель и глава энциклопедистов. Дидро был материалистом. Он признавал Дени Дидро (1713 -1784) Философ, писатель и глава энциклопедистов. Дидро был материалистом. Он признавал материю единственно существующей субстанцией, ее проявления – единичные вещи. Атомы – носители ощущений из которых возникает мышление. В результате соприкосновения атомов возникает сознание, единое у людей и Вселенной. Главные средства познания: наблюдение, размышление и эксперимент. Природа – это книга. Ученые читают в этой книге все новые страницы, но никогда не будет того, что кто-то перевернет последнюю.

Дидро выступал против христианской церкви. Критиковал сообщаемые Библией чудеса. • Дидро указывал на то, Дидро выступал против христианской церкви. Критиковал сообщаемые Библией чудеса. • Дидро указывал на то, что в первые века существования христианской веры насчитывалось несколько десятков Евангелий. Он писал, что во всех религиях от имени Бога говорили люди. Указывал на заимствования от язычества. Считал, что догмат о троице, это учение Платона о трех божественных ипостасях. • Основные работы: «Философские мысли» , «Письма о слепых в назидание зрячим» , «Мысли об объяснении природы» , «Разговор Д` Аламбера с Дидро» , «Сон Д` Аламбера» , «Философские принципы относительно движения и материи» .

 «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» «Энциклопедия» - это научно-популярное издание, «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» «Энциклопедия» - это научно-популярное издание, I том которого вышел в свет в 1751 году, а последний XXVII том, в 1772 году. Руководил изданием Дидро. Он пригласили к сотрудничеству многих выдающихся людей своего времени: Вольтера, Монтескьё, Кондильяка, Гольбаха и др. Целью издания было составление «словаря, к которому можно обратиться за советом по всем вопросам искусства и науки, который служил бы руководством для тех, кто чувствует в себе достаточно смелости, чтобы учить других, так и для просвещения тех, кто собирается образовывать только самих себя» . «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков, содержала основы ведущих наук и знаний в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения.

 «Энциклопедия» была не только основным средством распространения идей Просвещения, но и формировала новое «Энциклопедия» была не только основным средством распространения идей Просвещения, но и формировала новое техническое мышление.

Раздел ремесла Аккуратность и наглядность изображений способствовали более быстрому переходу от «мира приблизительности» к Раздел ремесла Аккуратность и наглядность изображений способствовали более быстрому переходу от «мира приблизительности» к миру индустриальной цивилизации

Гравюра посвященная военной тактике Гравюра посвященная военной тактике

Гравюры «Энциклопедии» . Наглядное устройство музыкальных инструментов (скрипки и волынки) Гравюры «Энциклопедии» . Наглядное устройство музыкальных инструментов (скрипки и волынки)

Социалистическо-утопическое направление • Философы этого направления подвергали критике существующий строй и выдвигали проекты построения Социалистическо-утопическое направление • Философы этого направления подвергали критике существующий строй и выдвигали проекты построения нового общества и государства в котором будет торжествовать идея справедливости, понимаемая как всеобщее равенство. Идеи социалистовутопистов нашли поддержку среди широких слоев простых людей Франции во время Великой французской революции. • Социалистами-утопистами были Г. Мабли, Ф. Бабёф, К. Сен-Симон, Ф. Фурье.

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760 -1825) Французский философ ученик Д` Аламбера. Сен-Симон выдвинул Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760 -1825) Французский философ ученик Д` Аламбера. Сен-Симон выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм. Экономика – основная общественная сфера. Она определяет политику, социальные отношения и мировоззрение. Лучшее общество – это «промышленное общество» , оно предоставляет максимум возможностей для удовлетворения потребностей человека. Сен-Симон стремился создать «новую религию» , которая будет основана на братской любви, по принципу: «Человек человека – брат» .

О значимости эпохи Просвещения Философия французского Просвещения была значительным историческим явлением. В работе «Ответ О значимости эпохи Просвещения Философия французского Просвещения была значительным историческим явлением. В работе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? » (1784) Иммануил Кант написал: « Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны когото другого» . Философы эпохи Просвещения имели мужество пользоваться своим умом.

 «Критика чистого разума» • «Критика чистого разума» принадлежит к числу великих произведений философии. «Критика чистого разума» • «Критика чистого разума» принадлежит к числу великих произведений философии. • И. Кант видел задачу философии в том, чтобы осуществить критику чистого разума. «Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способность разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определении источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов» . • И. Кант осуществляет «революцию в способе мышления» . Он стремится раскрыть творческий характер человеческого познания.

Аналитические суждения • Аналитические суждения И. Кант называет поясняющими. • «Все тела протяженны» Аналитические суждения • Аналитические суждения И. Кант называет поясняющими. • «Все тела протяженны»

Синтетические суждения • Синтетические суждения И. Кант называл расширяющими Синтетические суждения • Синтетические суждения И. Кант называл расширяющими

Формы рассудка • Рассудок – это способность мыслить. «Рассудок есть, вообще говоря, способность к Формы рассудка • Рассудок – это способность мыслить. «Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям» . Это познание через понятие. • Категории рассудка: 1) Количество: единство, множество, целокупность 2) Качество: реальность, отрицание, ограничение 3) Отношения: присущность, самостоятельность, существование. 4) Модальность: возможность-необходимость, существование-несуществование, необходимостьслучайность

Ноуменальный и феноменальный мир Ноуменальный и феноменальный мир

Этика И. Канта «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением Этика И. Канта «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» .

Этические работы И. Канта • Этические проблемы И. Кант затронул в таких работах, как: Этические работы И. Канта • Этические проблемы И. Кант затронул в таких работах, как: «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797), «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «О поговорке «может быть это верно в теории, но не годится для практики» , «Религия в пределах только разума» (1793)

Сущность нравственности по И. Канту • Основы нравственности заложены в априорных понятиях чистого разума. Сущность нравственности по И. Канту • Основы нравственности заложены в априорных понятиях чистого разума. Чистый разум, это не склонность к теоретизированию, а практический разум. Практический разум связан с понятием «доброй воли» . Она автономна и независима от какого-либо внешнего воздействия: материального, социального или религиозного. Человек не раб природы. Он способен при любых обстоятельствах сохранить собственное достоинство. Если человек совершает аморальные поступки по требованию других, это значит, что его воля сама санкционировала эти действия (его воля разрешила совершить безнравственный поступок).

Императивы И. Канта • Гипотетический императив • Категорический императив окончательно формулируется в следующем виде: Императивы И. Канта • Гипотетический императив • Категорический императив окончательно формулируется в следующем виде: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»

Мораль и религия • И. Кант говорил о независимости нравственных норм от веры в Мораль и религия • И. Кант говорил о независимости нравственных норм от веры в Бога. Он писал: «Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах кроме самого закона, чтобы этот долг исполнять» . «Мораль отнюдь не нуждается в религии» .