ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ_2010.ppt
- Количество слайдов: 35
ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
• Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. • Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг. ).
• Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на распространение знания среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран.
• Человек, согласно просветителям , – это часть природы, всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь. • Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание.
• Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т. е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим» . • Соответствующий этому принципу государственный строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан и даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других.
Основные направления: В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: 1. Деистическое; 2. Атеистическо-материалистическое; 3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое).
Деистическое направление французской философии • Деизм (не путать с дуализмом) – направление в философии, сторонники которого: 1. Видели в Боге первопричину всего сущего (но не более); 2. Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и жизнь людей после их сотворения. • К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694 -1778) • Один из идейных вождей французского просвещения • Был деистом и дуалистом • Всю жизнь воевал против официальной церкви и догматических религиозных взглядов.
Вольтер • Выступал за «естественную религию» принцип соблюдения морали, общей для всего человечества ( «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» ). • К Богу надо подходить с позиций разума, а не веры (доказывать его существование).
• Бог – первопричина всего сущего, «великий геометр» , вносящий порядок в этот мир • Душа это сознание, функция тела; • Развитие общества зависит от образования, идеал правления – просвещенная абсолютная монархия
Жан Жак Руссо (1712 -1778)
• Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ – «чернь» ; • Как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции • Видел в Боге волю и мировой разум, • Считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души.
Жан Жак Руссо, продолжение: • Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, то в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию» , «культ великого существа Бога» , «культ мировой воли» и т. д. • Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность.
• Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрении). • В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.
• Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно – через собрания и сходы. • Идея «общественного договора» – власть народа, которая поможет преодолеть неравенство
Жан Жак Руссо, продолжение: • В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, обучать овладению профессией и знанию наук.
Атеистическо-материалистическое направление: • Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
• Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в. , накануне и во время Великой французской революции. • Представителями атеистическоматериалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Жан Мелье (1664 – 1729) • Священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философматериалист.
Жан Мелье (1664 – 1729), продолжение: • Причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; • Выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; • В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. • За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709 -1751) • Французский врач и философматериалист, атеист. • Подходил к рассмотрению человека с позиций механицизма.
Главные работы: • «Естественная история души» (1745), • «Человек-машина» (1747) • Согласно Ламетри, человек «просвещенная машина» , «искусный часовой механизм» ; человеческое тело - «живое олицетворение беспрерывного движения» .
Ламетри: • «Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами. . . »
• Считал, что смысл жизни человека – личное счастье; • Считал частную собственность гарантией свободы человека; • Идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм» (просвещенную монархию).
Дени Дидро (1713 -1784) • Один из самых выдающихся французских философовматериалистов.
Дени Дидро: • Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» . «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Дени Дидро, продолжение: • Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителейматериалистов: • Признавал материю единственно существующей субстанцией; • Считал сознание свойством материи; • В основе общества и государства видел «общественный договор» , исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов; • Идеалом государства считал «просвещенную монархию» , а экономики – разделенную (разумно, с учетом интересов большинства) частную собственность.
Поль Анри Гольбах (1723 -1789)
Поль Анри Гольбах: • Материя – это свойство быть воспринимаемым, осязаемым, видимым. (Классический пример III этапа развития представлений о материи)
Значение атеистическоматериалистического направления: • Дали более реалистичное определение материи; • Освободили философию и науку от многих предрассудков; • Выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя; • Обосновали идеи социальной справедливости и идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление • Зародилось в середине XVIII в. , но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения. • К числу французских социалистовутопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
• Основной интерес социалистыутописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Роберт Оуэн (1771 -1858) • Английский социалутопист; • Разработал план улучшения условий жизни рабочих в рамках капитализма и пытался осуществить его на прядильной фабрике в Нью-Ланарке (Шотландия).
• В 1817 году выдвинул программу радикальной перестройки общества путём создания самоуправляющихся «посёлков общности и сотрудничества» , лишённых частной собственности, классов, эксплуатации и т. д. . • Основанные им опытные коммунистические колонии в США ( «Новая Гармония» ) и Великобритании потерпели неудачу, но его учение сыграло значительную роль в английском просвещении.
• Габриель Мабли – обосновывал преимущества первобытного коммунизма – «золотого века человечества» , но мало верил в возможность современной реализации подобной модели общества. • Франсуа Бабеф – говорил, что достигнуть идеального общества возможно только через вооружённое восстание, насильственную революцию. Казнен. • Клод Сен-Симон - сторонник эволюционного, а не революционного пути развития общества; • Франсуа Фурье – буржуазное общество лживо и порочно; идеальное общество – «общество гармонии» будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, развитой экономике, уважении к Богу.