От Фалеса до Парменида.pptx
- Количество слайдов: 140
Философия , её предмет и значение в жизни человека и общества
План. 1. Понятие философии. Специфика философского значения 2. Основные философские проблемы 3. Функции философии, её значение для медицины и деятельности врача
« Что? Философия? Кому она нужна , я не пойму. И не доходна ведь и скучна, К тому же ересей полна. С ней лишь сомневаешься, да голодаешь. » Г. Гейне « Вознесение» 1854 год.
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др. -греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Пифагор ( ок. 580 -500 до н. э. ), по преданию первым употребил слова «философия» и «философ» Мудрость присуща только богам , а всё, что может человек, это стремиться к мудрости любить её.
Время возникновение философии : 7 – 6 вв. до. н. э. Карл Ясперс: «Осевое время»
Платон: истинный философ «стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному. »
Аристотель: Философ тот, кто изучает «всякую сущность вообще» , «располагает …знанием о существующем как таковом» и « в состоянии указать … наиболее достоверное начало всего» .
Сенека: Философия – наука нравственная , обучающая людей правильному пониманию своего места в мире.
Августин Аврелий Иоанн Дамаскин Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. Поэтому любовь к Богу есть истинная философия
Р. Декарт: «слово «философия» обозначает занятие мудростью и… под мудростью понимается не только благоразумие в делах , но также и совершенное знание всего того , что может познать человек» .
Дж. Локк : «философия… есть не что иное , как истинное познание вещей » .
И. Кант: « Философия есть наука об отношении человеческого знания к существующим целям человеческого разума» .
Г. Гегель: «Философию можно предварительно определить вообще как мыслящее рассмотрение предметов … философия есть особый способ мышления благодаря которому оно становиться познанием, и при этом познанием в понятиях» .
В. Соловьев : «Под мудростью разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя целостность духа. Таким образом слово «Философия» означает стремление к духовной цельности человеческого существа» .
Э. Гуссерль : Философия - это наука об особых феноменах – предельных смыслах бытия.
М. Хайдеггер: Философия – это некоторого рода состоятельность ( пути, мысли, языка), которая делает возможность «усмотреть» нечто, ухватить и удержать это нечто во взоре.
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия ( наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек.
Философия – особый способ отношения человека к миру , характеризующийся мудрым, духовным утверждением общих оснований и принципов бытия, из которых следует исходить в жизни, чтобы поддерживать гармонию мира.
Философия – это мудрость жить в гармонии с миром , основанная на знании единства и устройства мира.
Философия, ее предмет и значение в жизни человека и общества Философия как разновидность мировоззрения • Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. • Три основные формы мировоззрения: • Мифология, религия, философия.
Мифология это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. • (Происхождение Вселенной, Земли, Человека, объяснение природных явлений) • Черты мифа: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, практическая направленность
Религия форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. • Религиозные истины не предполагают изменений, они вечны и абсолютны, ибо заданы сверхъестественным началом – Богом.
Философия как научнотеоретический тип мировоззрения - • • максимально широкое, многогранное представление о мире. Оно: основано на знании (а не на вере, либо вымысле); рефлексивно; логично; опирается на четкие понятия и категории
Философия как наука отвечает критериям научности: • • Объективность; Рациональность; Обоснованность; Системность.
Основные разделы философского знания 1. 2. 3. 4. Онтология – наука о бытии; Гносеология – наука о познании; Аксиология – наука о ценностях; Философская антропология – наука о человеке; 5. Социальная философия; 6. Логика, этика, эстетика.
Функции философии • • • Мировоззренческая; Методологическая; Гносеологическая; Аксиологическая; Просветительская; Эвристическая и др.
Функции философии • • • Мировоззренческая; Методологическая; Гносеологическая; Аксиологическая; Просветительская; Эвристическая и др.
Основной вопрос философии это вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) Две стороны основного вопроса философии: онтологическая: что первично – материя или сознание; гносеологическая: – познаваем или не познаваем мир.
Значение философии для медицины, фармации • Расширение и углубление мировоззрения; • Помогает освоить различные методы получения знания (метафизический, диалектический, синергетический и др. ); • Воспитывает определенные идеалы и ценности; • Философия дает возможность научиться мыслить, получить личный опыт мышления.
Древнегреческая философия • Философия как целостный феномен культуры возникла в VII-VI вв. до н. э. • Почему – Древняя Греция? Именно здесь философия явилась самостоятельным культурным образованием, существующим наряду с искусством и религией. Она дополнила мифы и религии усилением рациональных мотивировок, развитием интереса к систематическому рациональному мышлению на основе понятий.
Милетская школа: поиск первоначала – «архэ» Фалес (примерно 640 -560 гг. до н. э. ) • Первоначалом всего сущего считал воду. Иначе говоря – первым поднял вопрос о Едином: мир обладает целостностью и единством.
Анаксимандр (610 -540 гг. до н. э. ) • Первоначало всего сущего - «апейрон» : вечная, бесконечная, беспредельная субстанция. • Существует вечное движение • Из апейрона выделился мир. Первооснова неизменна, а мир – меняется.
Анаксимен (585 -524 гг. до н. э. ) • Первопричиной всего сущего считал воздух. • Всё на Земле – результат различной концентрации воздуха. Милетская школа важна своими исканиями. Философы первыми поставили вопрос об исходном элементе всех вещей.
Пифагорейцы (2 -я пол. VI – нач. V вв. до н. э. ) • Первопричиной всего сущего считали число • Единица – мельчайшая частица всего. • Космос – упорядоченное, гармоничное целое, выраженное в цифрах: числа правят миром.
Гераклит (ок. 544 -480 гг. до н. э. ) • Первоначалом всего сущего считал огонь, который является материальным, вечным и живым. Он разумен, ему присущ Логос, которому огонь подчиняется, «мерой вспыхивая и мерой угасая» . • «Всё течёт» , «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» . • «Борьба – отец всего и царь над всем» .
Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон • Ничто не изменяется, ничто не находится в состоянии изменения! Изменение является логически невозможным. • Есть, имеется – БЫТИЕ. Это то, что существует. • Не есть, то, чего не может быть – НЕБЫТИЕ. Это то, что не существует. • Небытие – немыслимо, невыразимо. • Отвергает путь чувственного опыта. Только Разум постигает реальность.
Основные признаки или свойства бытия • • Бытие не возникло; Бытие не подвержено гибели; Бытие целокупно, т. е. не состоит из многих частей; Бытие единородно, т. е. единственно; Бытие неподвижно; Бытие закончено или совершенно. Существует лишь то, что мыслимо и выразимо в словах, т. е. БЫТИЕ. Отсюда – «мыслить – то же, что и быть» (тождество бытия и мышления)
Зенон и его апории (затруднения)доказывают невозможность движения • Летящая стрела покоится. Нет никакого движения, а есть только неподвижное пребывание в различных интервалах пространства; • Быстроногий Ахиллес не догонит Черепаху. • Цель апорий – доказать невозможность движения в истинном, умопостигаемом мире
Атомизм Демокрита (ок. 460 – 370 гг. до н. э. ) • Атом (атомос) – «неделимое» - из них состоит БЫТИЕ. Это мельчайшие неделимые частицы бытия, невоспринимаемые чувствами; • Пространство – единое, не имеющее плотности, неподвижное, беспредельное – это пустота, НЕБЫТИЕ. • Атомы не имеют качеств, но различны по форме и размерам. Качество возникает при сочетании тех или иных атомов. • Главный закон мироздания - необходимость
Гносеология. Различает чувственное ( «темное» ) и рациональное (рассудочное, истинное) Атомы постигаются разумом. • Происхождение жизни и человека: жизнь возникает из неживого, без вмешательства богов. • Источник движения для людей и животных – душа (состоит из атомов). Со смертью тела душа распадается и рассеивается в пространстве.
Философия софистов (V – IV вв. до н. э. )
Протагор
Горгий
Продик
Для софистов характерно: 1. Критическое отношение к окружающей действительности; 2. Стремление логически доказывать правильность или неправильность мысли; 3. Отрицание старой морали, традиций -всего, что основано на недоказанном знании; 4. Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективности бытия.
Занимались обучением и преподаванием. Чему учили? Обучали искусствам и умению управлять жизнью;
Риторике (искусству говорить)
Эристике (искусству спорить). Учили доказывать правоту с помощью софизмов – логических приемов, уловок.
Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» • Критерием оценки окружающей действительности, хорошего и плохого, является субъективное мнение человека: • вне человеческого сознания ничего не существует; • Нет ничего раз и навсегда данного; • Что хорошо сегодня, то хорошо и в действительности; • Все зависит от чувственного восприятия; • Существует только мир мнения (докса)
Вклад софистов в философию: • Критически взглянули на окружающую действительность; • Распространили знание философии и иные знания среди граждан полисов; • Обратили внимание мыслителей на человека, на думающий субъект, обладающий волей. • Позднее слово «софист» приобрело пренебрежительный оттенок (за релятивизм, увлечение эристикой, отсутствие устойчивых моральных принципов, за платность обучения)
Философия Сократа (469 – 399 гг. до н. э. )
«Познай самого себя» «Я знаю, что я ничего не знаю» Что нового внес в античную философию? Впервые поставил вопрос о том, что есть мудрость вообще; Первым утверждал, что основная Задача философии – познание человека, а не природы. Разработал учение о добродетели.
Учение о человеке: ценность человеческой жизни определяет критическое, испытывающее, познающее отношение к жизни. • Важнейшим признаком человека является наличие души; • Душа – это способность к самопознанию; поиски ответов на вопросы и есть жизнь души и ее сущность.
Главное для человека – забота о душе, а разум – главная способность души. Тело – источник страстей.
Разум – способность рассуждать, мыслить. Через него человек приходит к власти над собой, что означает свободу.
Сократ – основоположник этики – науки о морали и нравственности • Благо – понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность, то, что составляет счастье: 1. Хорошее здоровье и телесные силы. 2. Духовное здоровье, умственные способности. 3. Искусства и науки (полезны для счастья) 4. Дружба. Согласие между родителями, детьми и братьями, ибо они созданы для взаимной помощи. 5. Гражданская община или государство.
Учение о добродетелях – вторая часть этики • Воздержанность (самообладание), храбрость и справедливость. Вместе они составляют мудрость. Учение об обязанностях – третья часть этики: Основной закон – избегать дурного и стремиться к благу. 1. Добродетель – всегда знание, порок – это всегда невежество. 2. Никто не грешит сознательно, а совершает зло только по незнанию.
Учение о методе или диалектика Сократа Составные элементы диалектики: вопросно-ответный метод ; ирония – часть беседы, где обнаруживается проблематичность темы, казалось бы ясной; майэвтика – рождение истины при помощи логических приемов, наводящих вопросов.
Суд над Сократом и его смерть Обвинен «в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то – смерть» .
Истина утверждается ценой жертвенности, готовностью автора учения претерпеть страдания, порой – ценой собственной жизни.
Философия Платона (427 -347 гг. до н. э. )
- Основные труды: до нас дошли почти все сочинения Платона. - Важнейшие: «Протагор» , «Пир» , «Менон «Федр» , «Государство» . - Философские воззрения. Платон – основоположник объективного идеализма.
Обоснование метафизики и теория идей • Не органы чувств, а только мысль способна познать сущность вещей. • Метафизика – взгляд, согласно которому глубинные основания бытия заключаются не в том, что доступно непосредственно органам чувств, а в том, что познаваемо через духовно -интеллектуальные усилия и что существует в относительной неизменности, не подчиняясь закону хаотической изменчивости и бесконечного многообразия наблюдаемого мира.
Гиперурания – место, где находится бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, зримая лишь кормчему души - уму
Совокупность умопостигаемых сущностей – это мир идей. «Идея» – внешний вид, видимость, род, качество, образ, форма.
Значение понятия «идея» у Платона • Идея вещи есть смысл вещи. • Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи. • Идея вещи есть общность ее особенностей и единичностей. • Идея вещи невещественна. • Идея вещи обладает собственным и самостоятельным существованием.
Структура мира идей • На вершине - идея Блага или Единого. • Как ее порождение – все остальное: - пять общих идей – бытие, покой, движение, тождество, различие; - равенство, неравенство, схожесть, непохожесть; - математические и геометрические объекты; - идеи конкретных объектов.
Мир идей – план, а чувственно воспринимаемый мир - его реализация • Вводит понятие материи ( «хора» ). Она телесна, но мертва, бесформенна и непознаваема. • Демиург – божественный мастер, умелец, художник, скульптор. Он оформляет материю по образцу идеального мира. Он вселяет в мир душу. • «Мировая душа» – это план отягощенный материей.
Учение о познании (гносеология) • Чувственное познание дает внешнюю картину бытия. Это лишь мнение (докса). • Душа – сущность идеальная, она причастна миру идей. • Анамнезис – «вспоминание» , «припоминание» того, что душа знала ранее.
Учение о человеке как о совокупности души и тела
Тело – корень всех зол, источник страстей, «темница души» ;
Душа – той же природы, что и мир идей, но обитает в теле. Душа вечна; Душа трехчастна: разумная, волевая и вожделеющая (желающая). Катарсис – просветление страстей светом ума.
Учение о государстве • Типы государств: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, тимократия. • Сословия: философы, воины, работники. • Верховенство закона.
Историческое значение философии Платона • Положено начало идеализму – «линия Платона» ; • Глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества; • Заложены основы понятийного мышления; • Создана философская школа – Академия (закрыта в 529 г. н. э. )
Философия Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э. )
• Родился в Македонии в г. Стагиры – Аристотель Стагирит. • С 17 -летнего возраста – ученик Платона. 20 лет работал в его Академии. • 12 лет был воспитателем Александра Македонского. • В 335 – 322 гг. – основал философскую школу – Ликей (перипатетическую школу).
Классификация наук (три группы) 1. Теоретические ( «умозрительные» )философия, математика, физика. 2. Практические ( «рассудительные» )- этика и политика. 3. Творческие ( «продуктивные» )- искусства, ремесла, прикладные науки.
Философия – «умение всех умений» , форма чистого знания.
Основные труды «Физика» , «О небе» , «О душе» , «О происхождении животных» , «Никомахова этика» , «Политика» , «Риторика» .
Аристотель – дуалист, непоследовательный материалист: есть два первоначала – материя и форма.
Платон мне друг, но истина дороже • Не существует «чистых идей» , не связанных с реальной действительностью; • Существуют только единичные и конкретно определенные вещи. • Эйдос (идея) вещи находится в ней самой. (Позднее греческое «эйдос» трансформировалось в латинское «форма» )
Что такое бытие? Ответ дает через категории (высказывания): • БЫТИЕ – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. • Т. о. человек воспринимает лишь свойства бытия, а не его сущность, а категории – есть отражение и обобщение окружающей действительности.
• БЫТИЕ – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. • Т. о. человек воспринимает лишь свойства бытия, а не его сущность, а категории – есть отражение и обобщение окружающей действительности.
Что есть материя? - Она вечна, бесконечна, несотворитма, неуничтожима
• Материя – это потенция, ограниченная формой; • Все сущее на Земле обладает потенцией (материей) и формой; • Изменение сущности предмета – результат изменения как материи, так и формы; • Реальность – последовательность перехода от материи к форме, от формы к материи; • Материя – пассивное начало, форма-активное; • Форма форм (высшая форма) – Бог, он вне мира.
Телеология – учение о цели
• Цель по-гречески – «телеос» . • Цель есть наилучшее по природе • Каждая вещь стремится реализовать присущие ей возможности наилучшим образом. • Реализация, осуществление цели – ЭНТЕЛЕХИЯ как программа изменения и развития всего сущего.
Что говорил Аристотель о душе? • Тело – материальный субстрат. Душа – первая энтелехия физического тела. • Три функции жизни (уровни души): 1. Растительная (вегетативная)- рождение, питание, рост; (растения) 2. Чувственная – ощущения и движения (животные) 3. Разумная – познание, самопознание, выбор (человек).
Учение о государстве • Правильные формы: Монархия, Аристократия, Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии); • Неправильные: Тирания, Олигархия, Демократия. • Высшая цель государства – в счастливой и прекрасной жизни; • Главная задача – воспитание добродетельных граждан.
Этика • Цель жизни человека – счастье, а не стремление к удовольствиям. • Добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество. Умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие. Любезность. • Высшая добродетель – справедливость, связанная с разумной мерой как средним путем между крайностями.
Историческое значение философии Аристотеля • Развитие философии Платона через критику учения о «чистых идеях» ; • Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; • Дал определение бытия через категории; • Определил сущность материи; • Выделил шесть типов государства, дал понятие идеального типа – политии; • Внес существенный вклад в развитие этики, логики.
Эллинистический период античной философии (IV в. до н. э. - до конца античной эпохи)
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356— 323 до н. э. ) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э. ).
Цель философии – через понимание человека, его места в мироздании – к обретению счастья
Философские школы эллинистического периода: • Кинизм (Антисфен, Диоген) • Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий) • Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар) • Скептицизм (Пиррон, Тимон)
Антисфен
Диоген
Сенека
Марк Аврелий
Тит Лукреций Кар
Пиррон
Характерные черты философии и образа жизни киников • • Возведение в абсолют асоциальной свободы; Разрыв социальных связей, одиночество; Паразитический образ жизни; Крайний аскетизм; Непризнание авторитетов; Отсутствие патриотизма; Радикализм, парадоксальность, скандальность
Диоген Синопский (IV в. до н. э. ) • Жил в бочке; • «Отойди и не загораживай мне солнце» , заявил Александру Македонскому; • Выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» ; Ввел понятие «гражданин мира» - космополит; • Отвергал брак; • Не признавал законов, кроме закона природы; • Идеализировал жизнь животных.
Вывод Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса, завоевала симпатии людей, не нашедших места в системе официальных отношений.
СТОИЦИЗМ (Стоя – название портика в Афинах) • Основная идея – освобождение от влияние внешнего мира через постоянное совершенствование, восприятие достижений традиционной культуры, мудрость. • Различают три части философии: - Логика - Физика - Этика
Логика – дает возможность создать систему мысли
физика – это учение о мире
этика – учит, как относиться к миру, жить
Характерные черты философии стоиков: • Призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом – Логосом • Признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом; • Призыв к добродетели, как состоянию души • Признание законов и власти если они добродетельны; • Неучастие в жизни государства, игнорирование законов, если они служат злу; • Высокий эстетизм в мыслях и поступках; • Стремления к счастью - высшая цель человека.
Сенека (6 – 65 гг. н. э. ) • Произведения: «Письма к Луцилию» , «О гневе» , «О милосердии» . • Мир – круговорот одушевленной материи; • Мир – тело Разума-бога. Бог – источник жизни; • Судьба господствует над всем; • Счастье – жить согласно природе, следуя судьбе как необходимости; • Цель жизни – выработать абсолютную невозмутимость духа.
Судьба учения: • Оказал влияние: - на развитие философии эллинистического периода; - на становление христианской философии; - на средневековую мусульманскую философию. - на философию Нового времени (Декарт, Спиноза).
Декарт
Спиноза
Эпикуреизм (Школа «Сад Эпикура» . Девиз: «Проживи незаметно!» )
О природе и космосе: Вселенная вечна и бесконечна;
Все вещества состоят из атома и пустоты;
Существует множество миров во Вселенной
Мир познаваем
Основной вид познания - чувственное;
Цель философии – достижение человеком счастья • Счастье – это отсутствие страданий, состояние мудрости и невозмутимости духа • Высшее благо в жизни – наслаждение; • Наслаждение есть отсутствие страданий (а не чувственные удовольствия) • Главный источник страдания – страх: - Страх перед неизведанностью природных сил, - Страх перед богами, - Страх перед смертью.
Как избежать страхов? • Через процесс познания. Это главное удовольствие; • Цель счастливой жизни – безмятежность духа и здоровье тела; • Удовольствия должны быть умеренными; • Проповедь эвдемонизма (отсутствие страданий), апонии (отсутствие телесного страдания) и атараксии (безмятежность духа): устраниться от дел, тревог, опасностей. Прийти к состоянию душевного покоя.
Скептицизм ( «Скепсис» рассматривание, разбор, колебание) • Сомнение – универсальный философский принцип. • Основа скептицизма – «эпохэ» (воздержание от суждений» ); • Цель человеческой жизни – достижение счастья.
Три ключевых вопроса: • Каковы вещи по природе? – Невозможно дать единственно правильный ответ: «Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то» ; • Как мы должны к ним относиться? – Воздерживаться от каких-либо суждений обо всем; • Что для нас из этого проистекает? – Состояние афазии (когда о вещах «нечего сказать» ), атараксии, (безмятежности, бесстрастности, невозмутимости), т. е. счастья.
Основные выводы: • Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе; • Софисты, Сократ обратились к проблемам человека, к этике; • Платон, Аристотель – классический период (линия Платона – идеализм; Аристотель – учение о форме и материи. ) • Эллинистический период – поиски удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым!
Спасибо за внимание